ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Мусиенко О.В. 1, Лазукин С.П. 1, Перегудова Т.В. 1
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Видные мыслители отводили патриотизму главную роль в системе нравственного воспитания членов общества. Патриотизм (от греч. Πατριώτης – соотечественник, лат. Patria – отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; «...одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [5].

Сегодня педагоги ищут наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности курсантов, роста их успеваемости, формирования готовности к лидерской и профессиональной деятельности, а также воспитание чувства патриотизма. Поэтому использование различных форм патриотического воспитания культурно-просветительскими методами является актуальнымв современном обществе.

Чтобы воспитать и развить в себе чувство патриотизма курсант должен обращать должное внимание на величайших военных деятелей прошлого.

Каждый из великих полководцев, несомненно, был сильнейшим лидером, который умел вести за собой целые армии. Но как у них получалось управлять столь большим количеством людей? Знаменитый русский адмирал Павел Нахимов говорил: «Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший». И эту истину признавали большинство величайших полководцев. Среди них был и Александр Васильевич Суворов, который так же считал что воздействовать на подчинённых нужно и словом и делом, и что офицер не может требовать от солдата того чего он сам сделать не может. Именно поэтому он старался во всём принимать личное участие и доводить все свои начинания до максимального эффекта. Александр Васильевич гордился и заставлял гордиться других простым русским солдатом. Он разделял с солдатами все тягости и горести. Солдаты видели это и всегда шли за ним.

Другой величайший государственный и военный деятель, а так же непревзойдённый лидер своего времени Михаил Иванович Драгомиров за основу брал особый педагогический подход. Он считал что нужно «Брать из преподаваемого не всё сплошь, а в порядке важности, начиная с того, без чего солдат не может обойтись». Необходимо, отмечал он, в обучении применять методику, которая будит мысль, инициативу обучаемых, развивает у них самостоятельность и уверенность в своих силах. Драгомиров рекомендовал на занятии сообщать обучающимся понемногу – одну-две мысли и тот час же требовать повторения, избегать книжных слов, не допускать повышения голоса. «Пока учишь, говорил он, - никогда не сердись». Такой подход оказался довольно действенным и позволял тем частям, которыми командовал Драгомиров добиться огромных успехов.

История России, несомненно, богата величайшими полководцами и грандиозными лидерами. И каждый из них мог бы научить нас очень многому. Несомненно, именно с таких людей нам и стоит брать пример. Воспитание и обучение в каждом военном вузе непременно строиться на преемственности. Наша академия не стала исключением. В ней регулярно проводиться большое количество всевозможных культурно досуговых мероприятий, направленных на поддержание неразрывной связи между поколениями, таких как: проведение информирования подразделений, «круглых столов», концертов, чтений и многих других мероприятий на различные военно-исторические и героико-патриотические темы.

Патриотизм занимает особое место во всех сферах жизни российского общества, особенно в военных вузах и армии. Патриотизм и верность воинскому долгу — это те морально-духовные качества офицера, которые делают армию непобедимой. Патриотическое воспитание военнослужащих представляет собой систематическую и целенаправленную работу командиров подразделений войсковых частей по формированию у военнослужащих высокого патриотического сознания, любви к своему Отечеству, народу и его свершениям, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание в ввузе должно основываться на позитивных мировоззренческих взглядах и позициях по важным социальным, историческим, нравственным, политическим и другим проблемам, а также на любови к Родине, т.к. это «одно из самых мощных, возвышающих чувств (В.В. Путин)».

Сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, ориентациями, интересами, мотивами поведения, можно рассчитывать на успешное решение задач по подготовке защитников Отечества.

Компонент патриотического воспитания в военном вузе характеризуется большей конкретной и деятельностной направленностью. Его реализация призвана обеспечить понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы, убежденности в необходимости защищать Отечество в современных условиях, формировании основных качеств, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ. Основа содержания компонента — любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество.

Патриотическое воспитание помогает осмыслить и поддержать политику российского правительства по укреплению армии, сохранить убеждение в целесообразности практических действий командиров по повышению боеготовности и боеспособности войск, решению учебно-боевых задач. Патриотическое сознание формирует здоровую моральную атмосферу в воинских коллективах, где решаются вопросы жизнедеятельности, укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка; утверждаются нормы и принципы взаимоотношений между военнослужащими; разрешаются противоречия и конфликты; проявляются нравственные и морально-боевые качества личного состава.

Значение патриотического воспитания неоценимо. Именно в коллективе и через коллектив реализуется человеческий фактор, который проявляется в организованности и дисциплине личного состава, его верности патриотическому и воинскому долгу, конкретных делах и поступках воинов.

Работа по поддержанию высокого морального духа армии — задача не только внутриармейская, но и общегосударственная, так как армия является частью общества. Поэтому состояние политических, экономических, социальных и нравственных отношений в нем накладывает отпечаток и на состояние духовных сил личного состава армии. Патриотизм и верность воинскому долгу в первую очередь проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и в необходимости добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности.

Нами был проведён опрос среди курсантов 1-го, 2-го и 3-х курсов нашего вуза. Курсантам был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, в большей степени способствует патриотическому воспитанию курсантов?». Большинство опрашиваемых ответило, что самое большое влияние оказывают рассказы дедов, отцов и других членов семьи, имевших отношение к военной службе, а так же рассказы участников боевых действий и ветеранов ВОВ. Самой незначительной оказалась роль информации из интернета. Лекции, практические занятия, а также проведение культурно-досуговых мероприятий, посвящённых изучению и обсуждению истории и боевых традиций ВС РФ, с непосредственным участием курсантов опрашиваемые оценили низкими баллами, что может свидетельствовать о недостаточности привлечения молодых людей к проявлению социальной активности в различных видах досуговой деятельности во внеурочное время.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в современном военном вузе ресурсы культурно-досуговой деятельности используются недостаточно полно и эффективно в воспитании чувства патриотизма и формировании лидерских качеств личности. Это обусловливает необходимость поиска средств, форм и методов воспитания этих качеств личности курсантов военных вузов, как первостепенного приоритета их подготовки, который должен обеспечить формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, лидерства, толерантности, любви к Родине и преданности Отечеству.

Литература

1. Гаврилова, С. Г. Формирование комплексной готовности будущих военных специалистов к профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2011. – 26 с.

2. Гладких В.В. Досуговая деятельность высших учебных заведений как основа реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып.7 (99).

3. Семенов К.К. 100 великих полководцев России. – М.: изд-во «Вече», 2014. – 416 с.

4. Томилин А. Н. Развитие военно-психологической теории и практики профессиональной мотивации офицера-воспитателя: моногр. / А.Н. Томилин, В.А. Худик. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010. –194 с.

5. Философская Энциклопедия. В5-хт. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова.1960 —1970.

Просмотров работы: 1025