ДИСКУССИЯ О ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДИСКУССИЯ О ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Дударева А.А. 1
1Кемеровский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир живет в эпоху глобализации, поэтому все чаще государства объединяются в разного рода союзы для достижения тех или иных целей. Экономические интеграционные объединения – самый яркий пример таких союзов. При этом, под понятием «экономическая интеграция» подразумевается не просто кооперация, а процесс сближения и взаимоприспособления национальных хозяйств, сопровождающийся проведением согласованной экономической политики, созданием институтов, которые частично принимают на себя выполнение определенных функций национальных государств в области экономики и законодательства, в результате чего возникает общее, а затем единое экономическое и правовое пространство [9]. Одним из «свежесозданных» союзов является Евразийский экономический союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Армении. Но возникает вопрос: экономическое пространство данного союза является общим или единым? Вопрос, касающийся ЕАЭС, является весьма актуальным в связи с политической ситуацией в данный момент и последующим пересмотром Россией ключевых направлений для дальнейшего экономического сотрудничества.

1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза. Началом для дальнейшей интеграции послужило создание СНГ (1991 год) на постсоветском пространстве. Следующим шагом стало создание Евразийского экономического сообщества в 2000 году. Эта международная экономическая организация, создана для эффективного процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях [12]. Создание Таможенного союза (2010 год) России, Беларуси и Казахстана стало следующим этапом при формировании Евразийского экономического союза. К Таможенному союзу в 2014 присоединилась Армения. В 2012 году на территории России, Беларуси и Казахстана начало действие Единое экономическое пространство, ставшее последним звеном перед стартом функционирования Евразийского экономического пространства. Оно позволяет создавать основу для свободного движения уже не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

29 мая 2014 года Президенты государств-членов ТС и ЕЭП на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции.

10 октября 2014 года в Минске в ходе Высшего Евразийского экономического совета был подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС.

23 декабря 2014 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, с одной стороны, и Президент Кыргызской Республики, с другой стороны, подписали Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Основными целями Союза являются:

  • Создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах жизненного уровня их населения;

  • Стремлении к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;( выделено нами- А.Д.)

  • Всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики [11].

Необходимо отметить, что во всех документах каждой из организаций идет речь о формировании единого экономического пространства.

С точки зрения семантики слова «общий» и «единый» в русском языке по большей части являются синонимами.

Но чтобы начать непосредственное рассуждение по вопросу общим или единым является пространство Евразийского экономического союза, стоит обратиться к понятию «пространство», «экономическое пространство». Пространство – это организованная среда, которая возникает в результате взаимодействия субъектов на определенной территории. Экономическое пространство функционирует на основе своих собственных объективных законов. По мнению Зобовой Л.Л., глобальное экономическое пространство можно определить как экономическую среду, в которой происходят процессы глобализации мирового хозяйства (взаимодействия и взаимовлияния экономических процессов). Иначе говоря, глобальное экономическое пространство – это этап в развитии мирового экономического пространства. Глобальное экономическое пространство не совпадает количественно с мировым экономическим пространством, так как охватывает ту часть мира, где сформировались и происходят процессы глобализации [7].

ЕврАзЭС определял ЕЭП как пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

  • эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

  • создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

  • проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

  • развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

  • создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации [13].

Таким образом, если в документах о создании ЕАЭС цель заявлена как создание единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, то цель создания ЕврАзЭС – функционирование общего (внутреннего) рынка.

Исследование показало, что в теории пространств существует незаконченная дискуссия. Во-первых, в разных общественных науках пространство определяется по-разному. И во – вторых, понятие единого пространства экономисты и юристы понимают с позиций своих наук.

Стоит заметить, что зачастую в публикациях не видят разницы между «единым» и «общим», да и особо не утруждают себя уточнять, единое или общее. Понятия «единое экономическое пространство», «единство экономического пространства» и «общее экономическое пространство» в одних международных договорах употребляются как равнозначные, в других - как обособленные и не тождественные. Как уже отмечалось, употребляемые в международной практике термины «единое экономическое пространство», «европейское экономическое пространство», «общий рынок», «единый рынок» и др. в теории международного права считаются не определенными, не имеющими четкого юридического значения.

В теории деление пространства на общее и единое должно проходить на основе какого-либо критерия (критериев), которые, в свою очередь, также должны быть обоснованы.

Как отмечает Дошаев Р.М., зарубежные ученые-экономисты (С. Харри, Э. Хекшер, Б. Олин, П. Самуэльсон, С. Линдер, В. Леонтьев, М. Портер, Ф. Перу, Г. Мюрдаль), уделяя значительное внимание формированию ЕЭП, связывают это понятие с общественным и международным разделением труда, а в последнее время – с глобализацией [5].

Отечественные ученые-экономисты (Дошаев Р.М. [6], Ярощук А.Б. [15], Плучевская Э.В. [10], Блохин К.А. [1]) полагают, что ЕЭП – это территория, на которой существует определенная система экономических отношений, субъекты данных отношений, единые нормативно-правовая база, органы власти и фискальные органы, валюта, общий рынок товаров, услуг, технологий, капиталов и рабочей силы, функционирующих в условиях эффективной конкуренции, единые центральный банк и условия перемещения людей и товаров.

Правоведы по-своему трактуют понятие ЕЭП. Так, А.А. Ковалев, характеризуя ЕЭП, указывает, что оно предусматривает, наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения факторов производства, также координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной [8]. При такой организационно-правовой форме интеграции возникает потребность в органах, наделенных полномочиями не только координировать действия государств, но и принимать оперативные решения от лица интеграционного объединения в целом. Правительства государств-участников часть своих суверенных полномочий передают наднациональным органам. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать обязательные для государств решения по вопросам, касающимся деятельности экономического союза, без согласования с правительствами государств-участников.

То есть наряду с согласованием макроэкономических политик государств, включающих в себя валютную, бюджетную и денежную политики, государства приводят свое законодательство, регулирующее их деятельность в данных сферах, к единообразию, в целях создания единой правовой системы интеграционного объединения.

Кроме того, если ранее делался упор на наличие наднационального органа только в сфере таможенного регулирования, а именно - в Таможенном союзе, то в ЕЭП существуют наднациональные органы, принимающие самостоятельно решения по всем сферам экономической деятельности, что также характеризует ЕЭП как высшую форму региональной экономической интеграции [3]. Значит, можно сделать вывод, что пространство Таможенного союза является общим, но не единым.

Как справедливо отмечает С.Н. Ярышев, легко заметить, что во всех определениях ЕЭП не указывается форма управления им. Между тем это важнейший вопрос для эффективного функционирования ЕЭП. В большинстве случаев учреждается соответствующий орган. Но не обязательно. В Европе в этом отношении существует своя специфика, являющаяся предметом дискуссий. Здесь действует принцип субсидиарности, предполагающий невмешательство власти в те вопросы, с решением которых в состоянии эффективно справиться власти на местах. Но наряду с местным, региональным и национальным уровнями управления, здесь добавляется коммунитарный уровень (т.е. управление на уровне Европейского союза). В других регионах и государствах эта система неприменима и возникает вопрос о совместимости различных систем управления, кроме прочего, в отношении ЕЭП.

Мнение Н.А.Черкасова. признаком общего экономического пространства обладают все международные территории общего пользования (открытое море, космическое пространство и др.). В то же время это не ЕЭП, поскольку субъекты международного права не создают здесь единых хозяйственных комплексов, подчиненных единым правилам хозяйствования [16].

Таким образом, юристы в качестве критерия единого пространства выделяют создание наднациональных органов управления.

Что касается именно пространства ЕАЭС, то здесь можно проследить изменения при использовании терминов «общее экономическое пространство» и «единое экономическое пространство» в официальных документах.

Применение понятий «единое экономическое пространство» и «общее экономическое пространство» не отличается юридической последовательностью и системностью вплоть до 1999 года - даже в международных договорах, заключенных в развитие Договора о создании Экономического союза, оперируют понятия «общее экономическое пространство» и «единое экономическое пространство» используются как равнозначные.

Первый международный договор, в котором понятие «единое экономическое пространство» получает дефиницию, пусть и узкоспециальную (исключительно для целей данного договора) является Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. В статье 1 заключенного 5 государствами (Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном) договора для целей данного договора единое экономическое пространство определяется как пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы [4].

По мнению Г.М. Вельяминова, появление определения понятия «единое экономическое пространство» в международном договоре наглядно демонстрирует переход от декларативной интеграции, основываемой на международных договорах рамочно-декларативного характера, к интеграции созидательной, оформляемой международными договорами, определяющими конкретные действия по сближению экономических условий стран, обязательства, по совершению которых принимают на себя государства [2].

Во втором международном договоре, содержащем дефиницию единого экономического пространства - Соглашении о формировании Единого экономическое пространства от 19 сентября 2003 г., сторонами которого является уже 4 государства (Россия, Беларусь, Казахстан и Украина), под единым экономическим пространством понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика [14]. Таким образом, определение единого экономического пространства претерпевает определенную трансформацию.

Таким образом, на практике единое экономическое пространство означает, что единство может быть обеспечено не только объединением пространств в одно, общее и неделимое, но и в результате создания на нескольких индивидуальных экономических пространствах таких условий, при которых границы указанных пространств теряют свое значение и таким образом «устраняются», поскольку на соседнем экономическом пространстве действуют такие же условия, обеспечивающие тот же результат.

Подводя итог, можно утверждать, что пространство Евразийского экономического союза можно считать ЕЭП, так как, по сравнению с предыдущими документами Таможенного союза и Единого экономического пространства, ЕАЭС предполагает:

  • К 2025 году должен быть сформирован общий рынок электроэнергии;

  • в рамках Союза к 1 января 2016 года будет создан общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий;

  • определение основных приоритетов транспортной политики;

  • формирование и реализацию согласованной агропромышленной политики;

  • проведение согласованной макроэкономической политики, основными направлениями которой является формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов Союза;

  • для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков будет создан Единый наднациональный орган по регулированию финансового рынка;

  • с 1 января 2015 года в ряде секторов начнет функционировать единый рынок услуг. При этом национальный режим заложен как база;

  • С 1 января 2015 года на территориях Беларуси, Казахстана и России начнет функционировать общий рынок труда.

Неоспорим тот факт, что на данный момент Евразийский экономический союз только начинает свою работу, и все механизмы лишь начинают своё действие. Однако, в будущей перспективе Евразийский экономический союз покажет в полной мере свою состоятельность.

Список литературы:

  1. Блохин К.А. Влияние внешнеторговых связей региона на развитие единого экономического пространства России (на примере Краснодарского края). Автореф. дис. … к.э.н. М., 2007. С. 13.

  2. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс. Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004, С. 112.

  3. Григорян, С.А. Теоретические аспекты создания Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества (часть I) / С.А. Григорян, А.С. Григорян // Наука и образование. – 2011. – № 7. – С. 28–36.

  4. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999) [электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31914/: Дата обращения: 23.12.2014

  5. Дошаев Р.М. Единое экономическое пространство – форма интеграции в условиях рынка. М.: Синергия. 2005. С. 10.

  6. Дошаев Р.М. Формирование единого экономического пространства как фактор стабилизации российской экономики. Дис. … д.э.н. М., 2006.

  7. Зобова, Л. Л. Глобализация экономики: учебное пособие / Л. Л. Зобова; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2012. –С. 143

  8. Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности. М.: Научная книга, 2007. С. 249.

  9. Музапарова Л.М. Таможенный союз и Единое экономическое пространство: возможности и перспективы// Россия и новые государства Евразии. 2011. № 3. С. 19-26

  10. Плучевская Э.В. Движение к общему экономическому пространству как условие целостности России. Автореф. дис. … к.э.н. Томск, 2004. С. 10.

  11. Сайт ЕАЭС. [электронный ресурс]// http://eaeunion.org/#about-history: Дата обращения: 28.12.2014

  12. Сайт ЕврАзЭС. [электронный ресурс]// http://www.evrazes.com/about/history: Дата обращения: 09.01.2015

  13. Сайт ЕврАзЭС. [электронный ресурс]// http://www.evrazes.com/customunion/eepr: Дата обращения: 28.12.2014

  14. Соглашении о формировании Единого экономическое пространства от 19 сентября 2003г. [электронный ресурс] // http://archive.kremlin.ru/text/docs/2003/09/52478.shtml: Дата обращения: 23.12.2014

  15. Ярощук А.Б. Формирование единого экономического пространства стран Содружества Независимых Государств как фактор укрепления коллективной обороноспособности. Автореф. дис. … к.э.н. М., 2004. С. 7.

  16. Ярышев С.Н. Общее и единое экономическое пространство ЕврАзЭС // Евразийский юридический журнал, 2010. – № 2 (21). – С. 20-24

Просмотров работы: 1964