СЕМИОТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК БОРИСОГЛЕБСКОГО УЗОРОЧЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СЕМИОТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК БОРИСОГЛЕБСКОГО УЗОРОЧЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Орнамент – это музыка.

Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких

распределениях похожи на мелодию

какой-то одной вечной песни перед мирозданием.

Его образы и фигуры какое-то одно

непрерывное богослужение

живущих во всякий час и на всяком месте»

Есенин С. А.

Узорочье Борисоглебска – это уникальное произведение искусства, вызывающее восторг даже у тех, кто впервые попадает в город. Словно в старой русской были, перед взором открывается вся красота деревянного зодчества. От этих старинных резных наличников, карнизов и элементов фасадов будто веет теплотой и уютом. Недаром Борисоглебску присвоен статус исторического города, музея под открытым небом. Деревянное кружево Борисоглебска как разновидность орнамента заслуживает самого пристального внимания.

Семиотический язык Борисоглебского узорочья весьма богат и разнообразен. Ему посвящены многие труды известных научных сотрудников (В. Ф. Филатова, Зайцева А. А., Кригер Л. В.). Определенный узор несет в себе символичность. Рассмотрим некоторые элементы узоров деревянной резьбы.

В сознании русского человека заложено желание единения с природой, приобщения к окружающей среде, поэтому символы деревянного узорочья взяты непосредственно из природного окружения. Каждый наличник отличается от остальных своей оригинальностью. Почти на каждом из них при внимательном рассмотрении можно увидеть стилизованную звезду, солнце или динамичный квадрат.

Эти символы означают тепло и защиту домашнего очага от всего, что несет в себе негативную и разрушительную энергию.

Большинство резных карнизов украшают декоративные элементы в виде листьев, что означает жизненную силу и энергию и саму жизнь.

Различные крестообразные узоры наиболее распространены в деревянной резьбе Борисоглебска. Крест – символ сакральный, священный. Его использование в деревянном зодчестве означает глубокие духовные искания творцов народного искусства. Интересно, что население Борисоглебска отличается особенной набожностью. Даже в советское время, когда религия и все духовное немилосердно искоренялось, глубоко в сознании народа было сокрыто духовное начало, которое невозможно выкорчевать и уничтожить. Именно этим фактором объясняется такое обилие церквей на территории города. Крест же, как символ духовности и христианства вообще, нашел свое отражение, буквально во всех отраслях народного искусства, особенно же в деревянном узорочье Борисоглебска. Использование креста в орнаментах указывает на внутреннюю потребность народа в Божественной защите как самого человека, так и его дома, домашнего очага.

Символы и семиотические послания в резьбе играли большую роль в формировании мировоззрения жителей Борисоглебска. Узоры в деревянном зодчестве имели, во-первых, духовное значение. Мастер вкладывал в свое произведение всю душу, желая отразить в нем высокое, лучшее, прекрасное. Для него самым важным является духовное начало, которое не может быть неказистым и заурядным. Таким образом, вещь, имеющая функциональное значение, преображается и несет в себе красоту духовную и материальную.

Борисоглебск – это исторический город с богатым духовным художественным и материальным наследием. Чтобы это понять не только умом, но и душой, необходимо погрузиться в среду городского сознания, пройти по улицам, преображенным необыкновенно красивым узорочьем. Город словно переплетен прекрасным деревянным кружевом, проходящим нитью из глубины лет и восхищающим свей воздушностью, красотою и духовным содержанием даже самого заурядного посетителя или горожанина.

Эта нить в умелых руках ремесленников превращается в сказочную шаль, покрывающую статное и грациозное «тело» Борисоглебска. Все это создает определенную атмосферу, посредством которой мы можем не только наблюдать историю, но и быть равноправными участниками и вершителями дальнейшего развития Борисоглебска.

В деревянном зодчестве города Борисоглебска отражена его история, вложена душа мастеров народного искусства. По деревянным узорам и резьбе можно рассказать о характере жителей, их особенностях и увлечениях. Узорочье несет в себе не только визуальную информацию, но доносит до нас духовный потенциал Борисоглебска, мироощущение окружающей природы, синтез природного сознания с сознанием человека, как части всеобщей совокупности живого и неживого нашей планеты.

Деревянная резьба города – это его духовный путь, отраженный в архитектуре. К сожалению, наблюдается картина уничтожения этого наследия обезличиванием современными материалами внешней отделки.

Это объясняется все более растущей бездуховностью сегодняшнего поколения. Связь поколений разрушается посредством бешеного жизненного ритма, направленного на обогащение и приобретение материальных благ, порой, нечестным путем. Мы, жители города Борисоглебска, как часть России и всего мирового сообщества, должны остановить тенденцию деградации и разрушения, и вновь задуматься над духовными ценностями. Когда произойдет коренной перелом в сознании жителей города, тогда узорочье Борисоглебска, как часть духовного потенциала общества, будет сохраняться и развиваться. На сегодняшний день на нас лежит огромная ответственность сохранения этой жемчужины Воронежской области - Борисоглебское узорочье. Кто знает, может быть духовное возрождение и развитие нашего города и всего Черноземья весьма позитивно повлияет на общемировую культуру в целом, устраняя угрозу глобализационных процессов и направляя духовные поиски человечества в правильное русло.

Просмотров работы: 893