ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРГОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРГОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования. Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д.

Цель эргономики – повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек—машина—объект деятельности—среда» при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.

Объектом исследования в эргономике является система «человек — машина— среда», т.е. исследуются взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов деятельности. Но могут рассматриваться и другие системы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов выполнения деятельности, ее характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество, а также психофизиологическое состояние человека.

Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г. и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским.

В дальнейшем такой же смысл в понятие «эргономика» вкладывали и многие другие ученые (В. М. Бехтерев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания и нет науки, которая полностью посвящает свои исследования и разработки труду человека. 1949 г. считается годом зарождения новой науки.

Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. XX в. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с этого момента начинается активное развитие эргономики во многих странах. В СССР развитие эргономики связано с возникновением и становлением в 20—30-х гг. ХХ в. научной организации труда. Изучением трудовой деятельности человека занимались многие видные ученые – А. К. Гастев, П. М. Керженцев и другие.

Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и соответствующую систему норм и ценностей.

В мировой практике сегодня широко распространено проведение международных симпозиумов, посвященных эргономическим проблемам и исследовательским программам. В качестве примера обсуждения можно привести следующие темы:• исследование утомления и комфорта в работе;• проектирование машин, оборудования и окружения на основе изучения поведения человека;• человеческий фактор в спорте — безопасность спортсменов на тренировках;• разработка спортивных снарядов, спортивной обуви, одежды и др.

За кажущимся многообразием тем и объектов эргономических интересов явно просматривается стержневая тенденция: дойти до каждого конкретного человека. Сегодня эргономика не ограничивается детьми, пожилыми, людьми с ограниченными физическими возможностями, а исследует людей всех возрастов и в любом физическом состоянии, делая акцент на моментах познания, интеллектуального и физического развития. Принимаются в расчет и национальные, и этнические различия.

Проводятся исследования по улучшению условий труда почтовых работников, служащих банков, офисов, театральных коллективов, где, в частности, деятельность многих на 90% нетворческая, что ведет к острым конфликтам между артистами, рабочими сцены, обслуживающим персоналом и др. категориями штатных сотрудников.

Объектом повышенного внимания эргономистов является медицинская техника и медицинские учреждения.

Ведущие дизайнеры и дизайнерские фирмы не только уделяют большее время уделяют эргономике в своих разработках, но сами проводят теоретические и методологические исследования. Так один из легендарных американских дизайнеров Генри Дрейфус (1904—1972) настолько глубоко проникся необходимостью учета «человеческих факторов» и так успешно их использовал, что в справочно-энциклопедических изданиях его называют не только дизайнером, но и специалистом в области эргономики и визуальных коммуникаций.

0В нашей стране ОАО «Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности» в 2002 году провел антропометрические исследования мальчиков и девочек — от новорожденных до подростков 18 лет, что потребовало создания специальной оригинальной методики для малолетних. Это позволило переработать нормативно-технические документы, по которым проектируется детская и подростковая одежда.

Применение эргономических знаний в области средового архитектурно-дизайнерского проектирования выделяет проблемы архитектурной эргономики, связанные с формированием нашего непосредственного окружения, в соответствии с индивидуальными запросами человека, учитывая облегчение выполнения жизненных функций людей. Существуют следующие примеры архитектурно-дизайнерских областей, в которых значительное место принадлежит эргономическим знаниям:

• «умный дом» — проблема управления домом на современном этапе развития средств электроники и управления;

• транспорт третьего тысячелетия (оборудование; проблемы безопасности и комфорта);

• рабочие места в кухнях и офисах третьего тысячелетия;

Нетрудно заметить, что общая тенденция развития архитектурно-дизайнерской эргономики гуманистична и направлена на:

• совершенствование архитектурной среды обитания;

• решение отрицательных проблем техногенной сферы (катастрофы, аварии);

• обеспечение простоты обмена данными, общения (интерфейса) человека и компьютера.

Современная эргономика исследует не только усовершенствование условий труда при существующей технической оснащенности, но и разработку рекомендаций новой организации труда с позиций требований этой науки.

В развитии эргономики можно выделить несколько этапов. Задачей первого этапа явилось повышение производительности труда. Человек рассматривался как определенного вида ресурс. Задача заключалась в наиболее полном использовании его возможностей для данного технологического процессе и в отсеве непригодных для данной работы. Основное содержание эргономической работы на первом этапе заключалось в том, чтобы выяснить, обладает или не обладает данный человек возможностями для выполнения данной работы и если обладает, определить, насколько интенсивно его можно эксплуатировать. Отсюда и основные проблемы: утомляемость, индивидуальные отличия, отбор, профориентация и т.п. Идеологами этого этапа были К. Гастев, П.М. Керженцев, В.М.Бехтерев.

Следующим этапом развития эргономики является влияние ее на другие, помимо труда, сферы деятельности: досуг, обучение и т.д. Эргономика начинает учитывать даже национальные особенности работающего контингента.

Эргономика начинает осознавать, что она вступает в новый этап своего развития, когда она становится «необходимым и основным компонентом планирования и разработки проектов, которые связаны с взаимодействием людей и машин». На сегодняшний день эргономика переходит на новый этап своего развития: - функции машин признаны вторичными, обслуживающими; - учитывают, прежде всего, позитивные качества человека как действительного субъекта труда, т.е. то, что составляет не его недостатки, а его преимущества по сравнению с машиной.

Эти тенденции находят свое выражение в таких явлениях, как замена Европейским агентством по производительности труда термина «эргономика» термином «соответствие работы работающему».

Просмотров работы: 2448