Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.
Низкая речевая культура напрямую связанна с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.
Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.
Цель: Рассмотреть виды делового общения и его виды конфликтов, а также найти пути его решения
Задачи: Найти лучшие пути для разрешения конфликтов в деловом общении и рассмотреть их в целом
Ключевые слова: Деловое общение, экономика, конфликты и его виды
Предпосылки возникновения конфликта в процессе делового общения.
Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют общие стадии
протекания, более или менее четко выраженную структуру. Процесс делового общения предполагает наличие трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом.
Поэтому можно выделить следующие предпосылки возникновения конфликта в
деловом общении:
- несовпадение рассуждений, т.е. разногласия из-за несовпадения ваших рассуждений с рассуждениями другой стороны.
- особенности восприятия, т.е. люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга.
Поэтому конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
1 – адекватности восприятия конфликта, т.е. достаточно точной, не искаженной
личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
2 – открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
3 – создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Для руководителя полезно также знать, какие индивидуальные особенности личности создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. К таким качествам относятся:
- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей;
- стремление доминировать во что бы то ни стало; сказать свое
последнее слово;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть
устаревшие традиции;
- излишняя принципиальность и прямолинейность;
- критический настрой;
- определенный набор эмоциональных качеств личности.
В заключении можно сказать, что жизнь не может быть бесконфликтной. Всеобщая гармония интересов – удел социалистов-утопистов. Сама сущность рыночных и демократических отношений основана на свободном противоборстве, состязательности личностей и социальных структур. Однако это противоборство должно находиться в русле цивилизованных правил социального взаимодействия. Суть человека во многом определяется тем, как он себя ведет в конфликтной ситуации. В своей работе мы попытались рассмотреть принципы, приемы и техники оптимального конструктивного разрешения конфликтов в деловом общении и пришла к выводу, что, точно также, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных выше принципов разрешения конфликтов не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Народная же мудрость предписывает универсальное правило: худой мир лучше
доброй ссоры.
Литература:
1. Колтунова М. В. «Язык и деловое общение» / Михалева А. С. // «Экономическая литература». Москва -2002. -Вступление. -С. 3.
2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред.
Проф. В.Н.Лавриненко - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –
327 с.
3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.:
Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999. – 624 с.
4. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА,
1998. – 511 с.