Понятие «развитие персонала» в научной литературе характеризуется гетерогенностью и неопределенностью. Так, Ц. Райхарт считает, что развитие персонала – это «…концепция для повышения способностей, оценки и поощрения сотрудников», Х. Клагес – что это «…сумма и взаимодействие всех тех мероприятий, которые направлены на квалификацию, на повышение профессиональных знаний и на мотивацию сотрудников». [1]
Обучение персонала, по мнению Кибанова А. Я, – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей. [2]
Обучение персонала в Верхоянские электрические сети ОАО «Сахаэнерго» осуществляется в аккредитованных при ОАО РАО «ЕЭС России» учебных заведениях и образовательных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность, по учебным программам, согласованным с руководителями.
Сотрудники ОАО «Сахаэнерго» обучаются в крупных вузах и ссузах Якутии: СВФУ, ЯГСХА, БГУЭП, НГАВТ, ЯЭПИ, ЯКТС, а руководящий состав повышает квалификацию в самом престижном высшем учебном заведении страны - Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Затраты на обучение персонала ОАО ВЭС «Сахаэнерго» берет на себя, туда включаются: оплата на обучение; оплата проезда сотрудников в зависимости от стоимости авиабилетов; оплата за проживание в зависимости от прайс-листа гостиницы; суточные – по 400 руб.
Однако данные мероприятия сопровождаются некоторыми проблемами: в связи с отдаленностью района предприятие несет большие затраты на оплату проезда сотрудников; сложности с отрывом от рабочего процесса сотрудников предприятия на длительный срок в виду отсутствия возможности их замены; отсутствие системности в обучении персонала организации; сложности в оценке изменений в работе персонала; отсутствие четко определенной программы обучения и развития персонала.
Для совершенствования подсистемы управления развитием персонала предпочтительнее всего внедрить – систему дистанционного обучения персонала.
Данное проектное предложение поспособствует решению большинства проблем, связанных с развитием персонала. Затраты на внедрение проекта можно покрыть за счет экономической эффективности данного проекта.
Для создания системы дистанционного обучения в ВЭС ОАО «Сахаэнерго» необходимо развивать сотрудничество с "Учебно-производственным центром подготовки персонала энергетики", учредителем которого является ОАО АК «Якутскэнерго», в частности, заключить соглашение о возмездном оказании образовательных услуг путем предоставления электронных программ обучения.
Учащимся, прошедшим обучение и успешно сдавшим итоговый зачет или экзамен, выдается свидетельство, удостоверение или сертификат установленного образца.
На основе предложенного проекта рассчитаем его социально-экономическую эффективность.
Экономическая эффективность будет выражаться в сравнении затрат, которых можно будет избежать при внедрении системы дистанционного обучения персонала и затрат, связанных с внедрением данного проекта. Основные статьи затрат при отправлении сотрудника на обучение в г. Якутск на семь дней приведены в таблице 9.
Таблица 1 – Примерный расчет затрат на обучение одного сотрудника в г.Якутске.
№ |
Наименование затрат |
Затраты |
Количество дней |
Сумма, руб. |
1 |
Затраты на обучение за учебный год |
16800 |
с 1 по 11 декабря 2013 с 1 по 11 мая 2014 |
16800 |
2 |
Затраты на проезд в один конец |
17000 |
с 1 по 11 декабря 2013 с 1 по 11 мая 2014 |
68000 |
3 |
Затраты на проживание |
1500 |
с 1 по 11 декабря 2013 с 1 по 11 мая 2014 |
30000 |
4 |
Суточные |
400 |
с 1 по 11 декабря 2013 с 1 по 11 мая 2014 |
8000 |
Итого |
122800 |
Итого затраты на обучение одного сотрудника на энергетической специальности в г. Якутске составляют 122800 руб.
Следующим шагом определим затраты, связанные с внедрением системы дистанционного обучения( табл. 10):
Таблица 2 – Примерный расчет затрат на дистанционное обучение одного сотрудника.
№ |
Наименование затрат |
Затраты на ед. |
Количество, шт. |
Сумма, руб. |
1 |
Затраты на приобретение персональных компьютеров |
25000 |
1 |
25000 |
2 |
Затраты на приобретение программы дистанционного обучения персонала |
35000 |
1 |
35000 |
3 |
Затраты на оборудование дополнительного рабочего места для ПК |
7500 |
1 |
7500 |
Итого |
67500 |
Итого затраты на дистанционное обучение одного сотрудника на энергетической специальности в г. Якутске составляют 67500 руб.
Эффективность внедрения системы дистанционного обучения персонала очевидна, экономия равна:
Э = 122800 – 67500 = 55300 руб. на каждого сотрудника.
Предполагаемые источники социальной эффективности следующие: повышение чувства удовлетворенности трудом, мотивированности сотрудников; повышение производительности труда работников; рост доверия к организации со стороны сотрудников; рост приверженности работников к предприятию. Данное мероприятие полностью удовлетворяет финансовым возможностям предприятия. Предприятие заинтересовано в повышении эффективности работы, ценности рабочего места сотрудниками и в их профессиональном и личностном развитии.
Список литературы:
1. Дуракова И. Б. Управление персоналом – М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
2. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2008.- 447с.