РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВПО “СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. К. АММОСОВА” В ГОРОДЕ ЯКУТСКЕ) ПЕРВЫЙ ПУТЬ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВПО “СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. К. АММОСОВА” В ГОРОДЕ ЯКУТСКЕ) ПЕРВЫЙ ПУТЬ

Сидорова Р.А. 1, Михайлова А.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: для обеспечения своевременного реагирования на возможности и угрозы внешней среды в условиях быстрых изменений факторов внешней среды, организационная структура вуза должна обладать достаточной гибкостью, а учебно-научный процесс в вузе должен своевременно адаптироваться к требованиям рынка.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, организационная структура, реорганизация, проект, кластер.

Структура организации - это вариант построения взаимосвязи между уровнями управления и областями, обеспечивающий рациональное при данных условиях достижение целей предприятия, т.е. организационная структура управления - одно из основных понятий менеджмента, тесно связано с функциями, целями, процессом, работой управленцев и распределением между ними обязанностей.

В условиях жесткой конкуренции российским университетам необходимо повышать качество и разнообразие предоставляемых образовательных услуг и увеличивать долю доходов в структуре своего бюджета, полученную от проведения научной деятельности.

Поэтому вопросы, касающиеся усовершенствования организационной структуры высших учебных заведений являются очень актуальными.

Целью данной работы является разработка проекта по совершенствованию организационных структур управления организации на примере Финансово-экономического института ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова.

Объектом исследования проекта является Финансово-экономический институт ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова"; предмет исследования – организационная структура управления Финансово-экономического института ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова".

ФЭИ является учебным подразделением в составе ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова".

СВФУ – один из 10 федеральных вузов страны, которые ориентированы на решение геополитических задач региона, удовлетворение кадровых потребностей и научное сопровождение крупных межрегиональных инвестиционных проектов, повышение качества жизни населения.

Финансово-экономический институт ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» был образован с целью удовлетворения потребности Республики Саха (Якутия) в подготовке высококвалифицированных кадрах в области экономики, финансово-инвестиционной деятельности, банковского и страхового дела, внешнеэкономической деятельности, управления персоналом. [5]

В настоящее время институт имеет 9 кафедр, свыше 2 тысяч студентов очной и заочной формы обучения.

Диаграмма № 1 Общая численность персонала ФЭИ СВФУ

На диаграмме № 1 показана численность персонала ФЭИ СВФУ. На ней видно, что профессорско-преподавательский состав составляет 80 % от общей численности, это обусловлено основной деятельностью образовательного учреждения.

График № 1 Динамика профессорско-преподавательского персонала с 2001-2013 гг.

На данном графике изображена динамика профессорско-преподавательского персонала в СВФУ на период с 2001 по 2013 года. 2005-2008 годы наблюдался спад, это обуславливается политикой сокращения преподавательских единиц, решение ректората, привести штатный состав профессорско-преподавательского персонала в соответствие с количеством студентов в соотношении 1 к 10.

Основанием для разработки организационного проекта совершенствования работы организационных структур системы управления организации служит реорганизация организационных структур федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»

Реорганизация - это перестройка организации и его административной и хозяйственной структуры, и часто создание стратегии ведения бизнеса, для повышения эффективности организации.

В современных условиях кризиса мировой экономики и повышенной турбулентности глобального экономического развития перед Российской Федерацией стоят сложные задачи по выходу и решению современных вызовов обусловленных геополитическими и экономическими санкциями направленных на сдерживание развития экономики нашей страны

Об этом глава государства Владимир Путин высказался на встрече с руководителями стран БРИКС и на саммите АТЭС в Пекине осенью этого года. Но решение экономических задач стоящих перед экономикой страны решаются прежде всего квалифицированными кадрами.

Так 4 декабря 2014 года Владимир Владимирович Путин выступил с посланием к Федеральному Собранию. Речь президента касалась не только наиболее актуальных политических и экономических вопросов, но и, конечно, образования.

Он в своем выступлении отметил, что в соревнованиях по рабочим профессиям российские школьники «с наибольшим эффектом» решили «наиболее сложные задачи», опередив студентов и рабочих ведущих предприятий: «Они обогнали не только специалистов из ведущих предприятий, но и студентов ведущих вузов. Причем в разы обогнали. Это говорит о том, что у нас есть талантливые перспективные люди. Но и о том, что нам нужно работать над системой подготовки кадров».

Анализируя высказывания Владимира Путина, чтобы «обеспечить безопасность и благосостояние страны», предложено реализовать «национальную технологическую инициативу» и подключить к решению проблем ведущие научные центры, университеты, бизнес и сосредоточиться на качестве подготовки специалистов. [7]

У нас в Республике Правительство планомерно ведет работу по воспитанию современно мыслящих специалистов народного хозяйства, чтобы поднять экономику Якутии. В этом большую роль играет высшие учебные заведения, средние учреждения профессионального образования и специализированные учебные подразделения, что позволяет готовить профессиональных кадров.

Понимая поставленные руководством страны высокие задачи по модернизации экономики Российской Федерации и экономики Якутии в том числе для обеспечения ускоренного роста территории опережающего развития Дальнего Востока и Сибири необходимо интенсифицировать высшее образование Республики Саха (Якутия).

Глава государства предложил "создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт". Проект федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" разработан для создания условий ускоренного развития субъектов Российской Федерации, в первую очередь на Дальнем Востоке. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении 12 ноября 2014 года. [8]

В связи с этим есть необходимость реорганизовать организационные структуры СВФУ, так как РС(Я) входит в зону ТОР (территория опережающего развития), в области горно - добывающей промышленности, передовых алмазных кластеров, транспортных хабов, развитие нефтехимии, металлургии. Для этого нужны инженеры, но и нужны экономисты, финансисты, управленцы, которые смогут эффективно управлять и внедрять современные технологии управления.

В настоящее время в университете реализуется модель управления вузом кластерного типа. Кластеры способствуют повышению результативности, увеличивают внедрение инноваций, ведут к росту конкурентоспособности организации. Характерными признаками кластера являются: максимальная географическая близость; родство технологий; общность сырьевой базы; наличие инновационной составляющей.

Мы предлагаем, в связи с последними событиями в нашей стране для воспитания новых экономистов, финансистов и управленцев, чтобы поднять экономику РФ, а также для облегчения и эффективности работы проректора по гуманитарным направлениям, реорганизовать Финансово-экономический институт в крупное подразделение Северо-Восточного федерального университета. Реорганизовать его в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Финансово-экономический институт" (ФГБОУ ВПО ФЭИ) на полном хозяйственном расчете в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.

Бюджетные образовательные учреждения определены в связи с переходом от сметного финансирования к обеспечению государственных учреждений финансами лишь для выполнения государственного задания на оказание услуг в виде бюджетных субсидий. Доходы от приносящей доход деятельности полностью получает автономное учреждение. Это даст институту свободно вести хозяйственные договоры, либо проводить платные услуги.

Предложение следующего перечня проектных предложений для усовершенствования управления организационными структурами кластерного типа.

Наименование предложения

1

Формирование организационных структур ФГБОУ ВПО ФЭИ:

1.1. Ректорат: Ректор, Наблюдательный совет, Конференция трудового коллектива, Ученый совет, Совет по развитию.

1.1.1. Заместитель ректора, руководитель аппарата, Заместитель по учебной работе, Заместитель по научной работе.

1.1.2. Секретариат;

1.1.3. Отдел делопроизводства и контроля документооборота;

1.2. Создание деканатов трех факультетов института, создание кафедр факультетов.

1.2.1. Экономический факультет: декан, заместитель декана, пять заведующих кафедрой;

1.2.2. Финансовый факультет: декан, два заведующих кафедрой;

1.2.3. Социологии и управления персоналом: декан, два заведующих кафедрой;

1.3. Создание отделов института:

1.3.1. Отдел по работе с персоналом и кадровой политике;

1.3.2. Финансово-экономический отдел и бухгалтерского учета;

1.3.3. Отдел правового управления;

1.3.4. Отдел стратегического развития и инноваций:

1.3.4.1. Экспертно-консалтинговый центр инвестиционно -инновационной деятельности северо-восточного региона;

1.3.4.2. Центр коммерческих - бизнес проектов;

1.3.4.3. Центр международных связей;

1.3.5. Административно - хозяйственный отдел:

1.3.5.1. Управление по безопасности;

1.3.5.2.Инженерная служба;

1.3.5.3.Служба охраны труда;

1.4. Учебно-методический отдел:

1.4.1. Центр обеспечения качества образования;

1.4.2. Приемная комиссия;

1.4.3. Научная библиотека;

1.4.4. Сектор обслуживания ТСО

1.5. Создание научных советов профессорского - преподавательского состава, учебно - методического совета, совет по экономическому и финансовому образованию, межфакультетский совет по педагогическому образованию, студенческий координационный совет и студенческого союза.

2

Создание трех факультетов института:

2.1.Экономический факультет;

2.1.1. Кафедра "Маркетинг и экономика"

2.1.2. Кафедра "Международных экономических отношений"

2.1.3. Кафедра "Экономика и управление производством"

2.1.4. Кафедра "Экономическая теория"

2.1.5. Кафедра "Менеджмент горно-геологической отрасли"

2.2. Финансовый факультет;

2.2.1. Кафедра "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

2.2.2. Кафедра "Финансы и банковское дело"

2.3. Факультет социологии и управления персоналом

2.3.1. Кафедра "Экономика труда и социальных отношений"

2.3.2. Кафедра "Социологии и управления персоналом"

3

Создание лабораторий факультетов:

3.1.Экономический факультет: Лаборатория маркетинга и экономики;

3.2.Финансовый факультет: Лаборатория товароведения и экспертизы;

3.3.Факультет социологии и управления персоналом: Социологическая лаборатория.

4

Создание научно-исследовательского проектного -экономического института (НИПЭИ):

4.1. НОЦ "Инновационные системы регионов экономики";

4.2. Учебно-научная проектная лаборатория.

Таблица № 1 Перечень проектных предложений

Приказом от 4 февраля 2014 года №87-ОД утверждена структура управления университетом (Приложение А), и также структура управления Финансово - экономического института (Приложение Б).

Диаграмма № 2 Общая численность персонала ФГБОУ ВПО ФЭИ

Таким образом, мы видим, что административно-управленческий персонал будет увеличен в два раза по сравнению с ФЭИ СВФУ, что даст эффективно управлять структурными подразделениями.

Профессорско - преподавательский состав сохранился это обусловлено основной деятельностью образовательного учреждения. Учебно-вспомогательный персонал с профессорско - преподавательским составом ФГБОУ ВПО ФЭИ составляет 83 %, а состав СВФУ ФЭИ 87 %, это говорит о том что ФГБОУ ВПО ФЭИ практически не изменил цели уставной деятельности образовательного учреждения.

Организационная структура Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Финансово - экономического института после внедрения организационного проекта предложенный данной работой (Приложение В).

СВФУ ФЭИ

ФГБОУ ВПО ФЭИ

АУП

6

АУП

17

ППС

114

ППС

120

УВП

22

УВП

37

   

ИТР

6

   

ОП

10

Всего

142

Всего

190

Таблица № 2 Общая численность персонала СВФУ ФЭИ и ФГБОУ ВПО ФЭИ

На данной таблице показана общая численность СВФУ ФЭИ и ФГБОУ ВПО ФЭИ. За счет данного проекта появятся 48 новых рабочих мест, что значительно увеличит социальную эффективность.

Предложения

Преимущества

Недостатки

Оценка

социальная

экономическая

Формирование организационных структур ФГБОУ ВПО ФЭИ (Ректорат, деканат)

Финансовая независимость

Повышение эффективности

Усложнение структуры управления в связи с увеличением АУП

Увеличение управленческого аппарата

Создание рабочих мест

(11)

+

Увеличение финансирования

Повышение ФОТ на 64.7% (5 214 340.351)

+

Создание факультетов

Повышение статуса

Появление четкой специализации

Увеличение учебно-вспомогательного персонала

Усложнение управления

Создание рабочих мест

(3)

+

Увеличение финансирования

Повышение ФОТ на

(920 177.71)

увеличение доходов от оказания учреждением финансово-экономических услуг по сравнению с СВФУ ФЭИ на 18.4%

(3 069 909.4)

+

Создание основных структур

Эффективное принятие решений

Увеличение ФОТ

Создание рабочих мест

(18)

+

Увеличение финансирования

Повышение ФОТ на

(5 521 066.25)

увеличение доходов от оказания учреждением услуг в соответствии с уставом к его основной деятельности по сравнению с СВФУ ФЭИ составил 18.4%

(5 962 800.7)

+

Основание научных советов

Повышение научного интереса студентов и сотрудников

-

+

Увеличение финансирования

+

Создание лабораторий факультетов

Повышение научного интереса студентов и сотрудников

-

+

Увеличение финансирования

+

Создание отдела коммерческих бизнес проектов

Повышение дохода института

Поиск новых источников дохода

Повышение рыночных рисков

Создание рабочих мест

(3)

+

увеличение доходов от оказания учреждением финансово-экономических услуг по сравнению с СВФУ ФЭИ на 18.4%

(3 069 909.4)

Таблица № 3 Сравнительная таблица социально-экономической оценки

№ п/п

Наименования предложения:

Обоснование:

Сумма, руб.

Итого, руб.

1

Сбор, изучение и систематизация данных.

Изучение информационных данных на веб-сайте СВФУ, работа в архиве и статистические данные.

2500 (интернет)

2500

2

Анализ собранных данных. Определение задач совершенствования обеспечивающей подсистемы.

Проведение фото-хронометража рабочего времени, изучение функциональных обязанностей.

1370 (секундомер)

304,24 (канцелярские товары: ручка - 24,24, записная книжка - 280)

17753,22 (работник; зп=(13604/2)+13604-(((13 604/2)+13604)*0,13)) исходя из минимальной заработной платы за 2014 год по г.Якутску

19427,46

3

Разработка рекомендаций по совершенствованию подсистемы, проектных предложений.

ПК, интернет, библиотека

2500 (интернет)

2240 (амортизационные исчисления 8%; АИ=28000*0,08

50 (читательский билет)

4790

Итого

26717.46

Таблица № 4 Примерная смета разработки организационного проекта.

Распределение задач и ответственности по направлениям деятельности может быть расширено в соответствии с перспективными задачами развития института.

№ п/п

Наименования предложения:

Обоснование:

Сумма, руб.

Итого, руб.

1

Комплекс мероприятий по внедрению организационного проекта

Создание новых функциональных обязанностей, заключение договоров контрактов в соответствии с ТК РФ

14 722 843= 48*306 725, где

48 - новые рабочие места

306 725 - средняя заработная плата одной штатной единицы за год

14 722 843

2

Изучение эффективности внедрения проекта

Аналитическая работа эффективности внедрения проекта (экономия ФОТ, материальные затраты, управляемость, принятие быстроты решений)

17753

(работник; зп=(13604/2)+13604-(((13 604/2)+13604)*0)) исходя из минимальной заработной платы за 2014 год по г.Якутску

17753

3

Закупка оборудования

Компьютерные столы, офисные стулья, персональные компьютеры, офисный монитор, принтер, клавиатура с мышкой, рабочие телефоны, шкафы для хранения документов

Примерное количество - 20

85 980+31 980+246 000+130 000+33 000+24 000+5400+21 996=578 356

(4 299 - компьютерный стол (20 ед.)

1 599 - офисный стул (20 ед.)

12 300 - персональный компьютер (20 ед.)

6 500 - офисный монитор (20 ед.)

5 500 - принтер (6 ед.)

1 200 - клавиатура с мышкой (20 ед.)

900 - рабочий телефон (6 ед.)

5 499 - шкафы для хранения документов(4 ед.)) [6]

578 356

4

Арендная плата в год

Здание по улице Ленина 1

(1 200*352,14)*12=

422 568

(1 200 - средняя цена за 1 квадратный метр; 352,14 - площадь корпуса гуманитарных факультетов с 1-8 этаж)

 

Итого

20 389 768

Таблица № 6 Примерная смета внедрения проектных предложений

Таким образом, внедрение всех проектных идей и предложений в реорганизацию СВФУ по созданию ФГБОУ ВПО ФЭИ приведет к увеличению доходной части который в год составит - 36 776 034 рублей,

Затраты на внедрение данного проектного предложения составят 34 851 400 рублей, которые окупятся в виде снижения общих затрат учреждения на управление отделами организации и повышения эффективности от инновационной, коммерческой деятельности, оказания платных услуг, расширения взаимодействия сотрудников и студентов.

Список использованной литературы

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. :[Учебник]: Менеджмент - 5-е изд. - М.: Инфра-М; Магистр, 2010. - 186 с.

  2. Герчикова И.Н. :[Учебник]: Менеджмент - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 - 78-80 с.

  3. Кибанов А.Я. :[Учебник]: Основы управления персоналом, М.: Инфра-М, 2012, 48-53 с.

  4. Северо-Восточный федеральный университет [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.s-vfu.ru/ (Дата обращения: 27.11.14.)

  5. Товары и услуги [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://yakutsk.tiu.ru/ (Дата обращения: 09.12.14.)

  6. Президент России [Электронный ресурс]: Послание Президента Федеральному Собранию Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ (Дата обращения: 13.12.14.)

  7. ТАСС Информационное агентство России [Электронный ресурс]: Территории опережающего развития: досье Режим доступа: http://itar-tass.com/ (Дата обращения: 13.12.14.)

Приложение А

Организационная структура ФГАОУ ВПО СВФУ

Приложение Б

Организационная структура Финансово-экономического института СВФУ

Приложение В

Организационная структура ФГБОУ ВПО ФЭИ

Просмотров работы: 1073