ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ МОТИВОВ ХАНТЫ—МАНСИЙКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИЗАЙНЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ОДЕЖДЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ МОТИВОВ ХАНТЫ—МАНСИЙКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИЗАЙНЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ОДЕЖДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматривается подход к переработке культурного наследия исследуемой территории: достижения орнаментальной культуры, графические возможности дизайна, технология печати на продукции из текстиля. Автор раскрывает художественные особенности культуры конкретного региона РФ.

Ключевые слова. Дизайн современного костюма, орнаментальная культура.

Актуальность. Орнамент является элементом художественно-изобразительной культуры народа. Орнамент служит связующим звеном между прошлым и настоящим. В наше время традиционный народный орнамент утратил свою важность и постепенно начинает забываться.

Мы обратили внимание на возможность использования орнамента в дизайне одежды. Например, перенести орнамент из предметов быта ханты-мансийского народа на современную одежду, создать симбиоз современной моды с фольклорным наследием.

В культуре каждого народа есть отличительные черты, которые определяют ее уникальность. Традиционный народный орнамент несет в себе богатую информацию об истоках культуры, ее истории и быте. Сложно переоценить значение орнамента в культуре ханты-манси. Его можно встретить в изделиях из кожи, меха, ткани, дерева и кости.

Орнамент наносится на одежду и предметы быта ханты-манси и сегодня. В культуре ханты-манси не принято носить одежду, прежде чем на нее не будет нанесен орнамент. Нанесению орнамента уделяется не меньше времени, чем изготовлению самой вещи.

Мотивы многих орнаментов служат не только декоративным целям, но и имеют символическое значение. Мотивы можно поделить на несколько групп: изображение зверей и растительного мира, рыб, птиц и земноводных, человека и его быта. Также существуют крестообразные и геометрические орнаменты.

Геометрические орнаменты стоит рассмотреть подробней. Характерным является орнамент из кусочков темного и светлого меха. Мотивы в нем ступенчатые, прямолинейные и большого размера. На одежде из меха узор составлен из широких полос, изогнутых под прямым углом. Похожим методом украшают весеннюю и осеннюю одежду. Для народов севера орнамент служит некой знаковой системой и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Мифические образы, которые когда-то были наделены мистическим значением, претерпели изменения, но сохранили свою эстетическую функцию. Мастера бережно передают свои знания из поколения в поколение.

Мастера ДПИ ханты-манси активно чередуют материалы и техники, стремятся к синтезу народных мотивов и способов изготовления предметов. Как и искусство любого другого народа, ханты-манси, обладает своей спецификой, своим языком. Таким образом, орнаментальное искусство сливается с народной культурой и сохранность декоративно-прикладного творчества возможно только в том условии, когда функционирует вся культура в целом. С появлением торговых отношений ханты начали разделять одежду и предметы быта на те, что были сделаны на продажу и те, что предназначаются для личного пользования. Нередко на всероссийских выставках можно найти изделия, украшенные узорами, в которых уже не просматривается индивидуальность мастера.

Сегодня эстетическая красота орнамента начинает переосмысливаться. Если раньше она была связана с криволинейностью и прямолинейностью, то сейчас с симметричностью и ассиметричностью и равной шириной линий. Также по мере изменения мировоззрения меняется и значение того или иного знака, а в некоторых случаях, в пользу эстетики, видоизменяется и сам узор, что приводит к полной потере семантики. Такой путь развития орнаментальной системы сложно назвать деградацией, скорее, напротив, перед нами стоит динамичная культура, которая удачно адоптируется к современной среде. Для того, чтобы орнамент и дальше продолжал свое стремительное развитие, его нужно модернизировать, переосмыслить.

Традиции использования узорных тканей в быту и одежде продолжают быть востребованными, но изменяется само восприятие текстиля. Смысловое и мистическое значения орнаментов отходят на второй план и заменяются эстетической составляющей.

В настоящее время орнамент - это один из наиболее привлекательных аспектов современного дизайна текстиля. Узоры тканей постоянно изменяются в связи с комбинациями большого количества как исторических, так и современных элементов. Это и стимулирует интерес к орнаменту.

Проще всего передать национальную составляющую в одежде через расцветку, следовательно, в фольклорном стиле сочетаются различные яркие цвета. Стиль фолк стал одним из самых востребованных стилей мировой моды. Ткани для фольклорного стиля используются только натуральные. Их выбор зависит от национальных обычаев той или иной страны.

Например, славянский стиль – это хлопок и лен. В восточном стиле преобладает шелк, а в скандинавском используется шерсть. Цвета выбираются как яркие, так и естественные. Здесь все зависит от традиций определенной национальности. Но недостаточно просто перенести орнамент на современную одежду, а нужно перейти от кустарного производства вещей к промышленному. В условия современного промышленного прогресса сложно представить себе возрождение старой культуры без участия современных технологий производства. Массовое производство даст мощный толчок для развития ханты-мансийской культуры.

Вывод. Ханты-мансийская культура получила возможность выйти за пределы своей территории и влиться в такое направление мировой моды как фольклорный стиль. Для того, чтобы поддерживать темпы производства, необходимы современные методы текстильного изготовления.

Список литературы

  1. Власов В.Г. Стили в искусстве – СПб.:1995 - С.390.

  2. Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии – М.:Наука, 1982 - С.77.

  3. Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии / Сборник докладов XII Международной научно-практической конференции – СПб.: 2009, доклад Н.Н. Цветковой - С.104.

  4. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. -М.-Л., 1963.-500 с.

  5. Исламов А.З. Семантика пространства казымских хантов в их мировосприятии. – Тюмень, 2006. -148 с.

  6. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992.-136 с.

  7. Лукина Н.В., Рындина О.М. Криволинейный орнамент восточных хантов // Искусство и фольклор народов Западной Сибири.-Томск, 1984. С.52-66.

  8. Яцунский В. К., Промышленный переворот в России. (К проблеме взаимодействия производительных сил и производственных отношений), "Вопросы истории", 1952, № 12; его же, Крупная промышленность России в 1790—1860 гг., в книга: Очерки экономической истории России первой половины XIX в., М., 1959

  9. Colchester Chloe. Textiles Today – L: Thames & Hudson, 2009 – С.113.

  10. Lynton Linda. The Sari, Styles, Patterns, History, Technique – N-Y: Harry Y. Abrams, 1995.

Просмотров работы: 1465