ГЕНЕРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН: ПРОГРАММИРОВАНИЕ, КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГЕНЕРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН: ПРОГРАММИРОВАНИЕ, КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.Развитие информационных технологий, новых инструментов и технологий в сфере дизайна открывают практически безграничные возможности для воплощения своих идей студентами высших учебных заведений. Мы считаем, что необходимо внедрить в учебную подготовку студентов дизайнеров понятие «генеративный дизайн», как обязательный блок-модуль профессиональной подготовки. Умение формализовать любой процесс, будь то повседневный или виртуальный, абстрактный - важное качество для дизайнера. Программирование становится новым, дополнительным инструментом деятельности дизайнера для реализации своих идей и задач.

Ключевые слова.Генеративный дизайн, креативное программирование, Processing.

GENERATIVE DESIGN:

PROGRAMMING AS A NEW DESIGNER'S TOOL

Abstract. Development of information technology, new tools and technologies in the sphere of design open almost unlimited possibilities for the realization of the ideas of students in higher education. We think that it is necessary to introduce in training to students design concept of «generative design» as a mandatory block module training. Ability to formalize any process, whether casual or virtual, abstract - an important quality for a designer. Programming is becoming a new, additional tool designer to implement their ideas and objectives.

Keywords. Generative design, creative programming, Processing.

В поиске новых исследований и разработок проектирование приводит дизайнеров к изобретательской деятельности, разработке проектов с использованием новых технологий.

Анализ теоретической литературы и собственный опыт работы автора исследования свидетельствуют, что в последние годы возрастают требования к качеству современных дизайнеров. Возрастает необходимость изучать широкий спектр инновационных инструментов, совершенствующих знания и навыки обучающихся студентов и расширяющих границы проектной деятельности дизайнеров-графиков, художников и медиа-художников. Повышенное соперничество между образовательными сервисами учебных заведений сфере дизайна диктует необходимость конкретизации компетенций, сформированных в процессе обучения и востребованных на рынке труда.

Изучение программирования в синтезе с дизайном и современными технологиями становится новой исследовательской ступенью для современного дизайнера. Примером тому служит изучение новых инструментов в ведущих профессиональных учебных центрах в Москве, специализирующихся на обучении цифровым технологиям, компьютерной графике, интерактивной графике и программированию: Real Time, Moscow Coding School, набирает обороты с каждым днем.

Программирование сейчас неотъемлемо связано со всеми сферами деятельности. Программирование развивает алгоритмическое, операциональное мышление человека. Умение разбить задачу на подзадачи, умение создать алгоритм для решения определенных задач, умение раскладывать на этапы любой процесс - навыки, развивающие у дизайнера строгость и логику мышления.

На основе проведенного анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что изучение программирования:

• позволяет лучше понимать логику работы компьютера;

• развивает усидчивость и целенаправленность;

• развивает логику мышления, контроль за упорядочением действий;

• учит находить взаимосвязи даже казалось бы в несвязанных между собой предметах и процессах;

• учит находить кратчайшие путь в решении задачи и многое другое.

Мы полагаем, что необходимо в обучающий процесс ввести понятие «генеративный дизайн», как обязательный блок-модуль профессиональной подготовки. Генеративный дизайн ученые трактуют также как «параметрический», «алгоритмический», владение его основами становится все более популярным среди студенческой молодежи.

Инструменты программирования (Java, VVVV, PHP и др.) расширяют творческие возможности в студенческих проектах: вместо баннера может быть разработана небольшая игра на сайте; информация может превратиться в интерактивный опрос или интерактивную инфографику и др.

Понятие «генеративный дизайн» представляет собой направление проектной деятельности на основе метода синтеза, который реализуется в различных областях дизайна (искусство, архитектура, коммуникации, промышленный дизайн). Благодаря возможности компьютеров обрабатывать большие массивы данных, медиа-дизайнер может определять формы и объекты за счет создания и варьирования параметров и алгоритмов, определяющих качества модели.

Процесс генеративного дизайна представлен на рис. 1:

Рис. 1. Схема процесса работы в направлении генеративный дизайн

Направление генеративный дизайн, в основном, подразумевает способы «кодирования» процессов. Зачастую, это программы, алгоритмы, процедуры и др. Оценка этих процессов проводится компьютером. Дизайнер устанавливает параметры, алгоритмы, которые можно использовать, чтобы варьировать процесс и то, как он вычисляется. При модификации этих параметров можно создавать новые элементы и формы дизайна, которые рождаются во время процесса. Проверяя результаты и изменения в процессе, выполняя вновь и вновь «перекодировку», генеративный дизайнер совершенствует процесс и, возможно, окончательный результат.

В работе открываются два пути для реализации своих проектов:

  1. Идея -> Алгоритм -> Результат;

  2. Эксперимент -> Неожиданная идея -> Результат.

Основными методами в генеративном дизайне мы выделяем:

  • Установка параметров;

  • Построение алгоритмов и правил;

  • Программирование процессов;

  • Варьирование результатов моделирования;

  • Визуализация процессов.

Вместо того чтобы задумываться о результате, дизайнеры сосредоточены на процессе, от которого зависит итоговый вид проекта. Во время этого процесса у художников может появиться безграничное количество результатов, которые могут мгновенно меняться при изменении параметров, факторы случайности и вариативности могут привести к совершенно неожиданным результатам.

Одним из инструментов в работе в области генеративного дизайна выступает язык программирования Processing - среда для разработки алгоритмов с интуитивно понятным интерфейсом, позволяющий архитекторам и дизайнерам без специальной подготовки в области программирования реализовывать свои идеи и проекты [1].

В рамках магистерского исследования был разработан информационный сайт-контент по изучению Processing, который позволит изучить программирование графики и повысить мотивацию к техническому творчеству студентов-дизайнеров высших заведений.

Содержимое справочника спроектировано по принципу «от простого к сложному», материал усложняется постепенно, добавляются в работу новые понятия, термины, инструменты. Принцип learningbydoing (обучение через практику) отлично подходит для обучения программированию. Модули спроектированы с учетом выделенных особенностей изучения данной программы, принцип от простого к сложному помогает пошагово изучать тонкости и все больше возможностей программы, тем самым усложняя теоретические и практические навыки.

Основой для справочника положили работы Кейси Риза и Бена Фрая «Учимся программировать с Processing» [1], Ян Вантомм «Processing 2: креативное программирование» [2], Дэниел Шифман «Изучаем Processing. Руководство для начинающих по программированию изображений, анимации и интерактивным взаимодействиям» [3], а также web-справочник http://www.createwithcode.org [4].

Таким образом, мы полагаем, что изучение основ программирования повысит качество работ студентов, работающих в среде мультимедиа. Данную сферу целесообразно рассматривать для изучения в высшей школе в направлениях графический дизайн, дизайн мультимедиа, Digital arts.

Литература

  1. Reas, Casey; Fry, Ben & Maeda, John (September 30, 2007), «Processing: A Programming Handbook for Visual Designers and Artists» (1st ed.), The MIT Press, сс. 736, ISBN 0-262-18262-9

  2. Shiffman, Daniel (August 19, 2008), «Learning Processing: A Beginner's Guide to Programming Images, Animation, and Interaction» (1st ed.), Morgan Kaufmann, сс. 450, ISBN 0-12-373602-1Shiffman Daniel, The Nature of Code, version 0005, generated December 4, 2012;

  3. Vantomme, Jan (September 20, 2012), «Processing 2, Creative Programming Cookbook» (1st ed.), Packt Publishing, сс. 291, ISBN 9781849517942

  4. Справочник по обучению Processing [Электронный ресурс] http://www.createwithcode.org. (дата обращения: 11.04.2014).

  5. Ткалич С.К., д.п.н. «Основы исследовательской деятельности». Курс и семинары: «Школа научного дизайна». 2014 осенний семестр. Кафедра дизайна Институт искусств и креативных технологий.

Просмотров работы: 2601