ИННОВАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ: ДИЗАЙН ВОЛОНТЁРСКОЙ ФОРМЫ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЧУВАШСКИХ ОРНАМЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ: ДИЗАЙН ВОЛОНТЁРСКОЙ ФОРМЫ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЧУВАШСКИХ ОРНАМЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье рассматривается авторский процесс разработки и создания волонтёрской формы по мотивам традиционных орнаментов чувашского народа. В ходе работы над поиском подходящих форм были рассмотрены: традиционные культурные элементы. Автор предлагает название формулы: «сохранение традиционных графических элементов чувашского народа в современном дизайне».

Ключевые слова: этно-дизайн, чувашский орнамент, волонтёрская форма, чувашское культурное наследие.

Актуальность. Идея проекта о создании волонтёрской формы возникла, когда я всерьёз увлеклась историей этно-дизайна. Но в литературных источниках, которые я изучала по данной теме, не было такого современного термина, как этно-дизайн, зато было множество увлекательного и познавательного материала о традиционной культуре народов. Говоря о национальной культуре, мы сразу вспоминаем древность, когда формирование культуры, присущей каждой народности в отдельности, формировало её взгляды. Окружающий мир был основным источником, из которого возникала культура и влияла на целые цивилизации. Люди, на чьи плечи возлагалась ответственность создания их личной, национальной культуры, должны были сохранить и донести информацию для потомков с помощью песен, мифов, стихов и изобразительного искусства.

Литературные источники дают такое определение национальной культуре: это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

В возрождении интереса среди молодёжи и студентов к своему национальному наследию и лежит актуальность данного вопроса.

Что нам известно о таком изобразительном элементе как орнамент? Информация в литературных источниках говорит нам, что орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры, в зависимости от материала – на бумаге, ткани, дереве, металле, кости; широко применяется в архитектуре и книжной графике. Являясь основой народного искусства, он во многом определяет традиции этноса. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно определить и время, и страну, где была создан тот или иной предмет.

Чувашский орнамент занимает достойное место среди большого разнообразия орнаментов народов мира. Однако следует признать, что национальный орнамент – сложная и малоизученная область чувашского искусства. И если об орнаменте чувашской вышивки существует довольно много литературы, содержащей подробные ее описания, то о других видах орнамента литература значительно скуднее.

Проведя небольшой эмпирический анализ, я отметила для себя падение интереса к своей национальной культуре у современной молодёжи. Это безусловно связано с массированной популяризацией западной культуры, которая имеет как колоссальное значение в мировой культуре, но так и существенное различие с нашей, российской культурой. Имея очень большую базу знаний о культуре ряда европейских стран, порой элементарные вопросы о культуре нашей страны ставят молодёжь в тупик. Но если пустить дело на самотёк, предоставить молодёжи самостоятельно выбирать, что считать вершиной и образцом мировой культуры, то уже наши внуки могут утратить понятие о российской культуре в целом. Ведь на нас, современной студенческой молодежи, лежит ответственность за будущие поколения и их культурное воспитание, в том числе.

Таким образом, поставив перед собой задачу - донести до молодёжи значимость нашей культуры, я стала размышлять: как это можно сделать в границах графического дизайна? Метод комбинаторики позволяет объединить особенности культуры народа (в данном случае чувашского) с современным дизайном. Разумеется, эта идея не нова, а повсеместно используется в графическом дизайне и имеет название этно-дизайн. В этом и состояла моя идея: разработать этно-дизайн на основе чувашских орнаментов.

Подумав, каким образом объединить дизайн и молодёжь, ответ нашёлся быстро – студенческие волонтёрские организации. Изучив данную область в Чувашской Республике, я вышла на сайт Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова и нашла информацию о студенческом совете. Вот что руководители совета пишут о себе на их официальном сайте: «В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов. Если заглянуть в историю, оно существовало всегда: в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, различных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы. Волонтёры - люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Сегодня волонтерское движение активно развивается как в России, так и в Чувашской Республике и Университете. Есть отличные примеры, которые вывели волонтерскую деятельность в ЧГУ на качественно новый уровень. Это наши 89 волонтеров в XXVII Всемирной летней Универсиаде в г. Казань, факелоносцы в эстафетах огня Универсиады и Олимпийского огня, волонтёры зимних Олимпийских и Параолимпийских игр в г. Сочи. Поэтому открытие Волонтерского центра Чувашского госуниверситета в рамках федерального проекта "Технология добра"– это органичный процесс для оптимизации добровольческой деятельности в ВУЗе».

Я решила создать универсальную, узнаваемую среди волонтёров и среди людей форму. Итак, теперь стоило обратиться к истокам чувашского орнамента и рассмотреть его с точки зрения дизайна.

Знакомство с орнаментальной культурой я выстроила поэтапно.

Этап 1 - историография орнамента.

Первая работа - панно, созданное хоть и в 2001 году, но сохраняет традиции чувашского орнаментального искусства. Называется панно «Птица счастья – Телей кайaкe» и создано оно Шарковой Татьяной Васильевной. Информации о второй работе картинке я не обнаружила, но, немного почитав, поняла, что орнамент на ней очень похож на традиционное изображение «древа жизни», которое часто используется в чувашских орнаментах.

Далее, с помощью графической программы Adobe Illustrator я на основе этих орнаментов сделала несколько графических элементов и поместила их на будущую форму волонтёров: футболки и холщовые сумки.

Я использовала всего три цвета: жёлтый, красный и чёрный. Эти цвета - традиционные цвета чувашского народа. Жёлтый цвет в чувашском фольклоре наделён понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Красный цвет — один из самых распространённых у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Чёрный же цвет я взяла для большей графичности, контрастности.

Стоит решить ещё одну важную проблему: как превратить нашу форму, хоть и с напечатанными типографским способом, не в предмет декоративно-прикладного искусства, а в результат работы дизайнера.

Вопрос решается сам собой. Если данный проект будет реализован в жизни, то форма будет выходить большим тиражом. Таким образом, мы создали комплекс одежды для волонтеров, где использовали чувашское народное орнаментальное искусство. На наш взгляд, такая форма могла бы быть визитной карточкой чувашского волонтёрского центра.

Вывод. Использование традиционных чувашских орнаментов в дизайне актуально именно в молодежной форме одежды.

Данным проектом выражаем глубокое уважение к традиционной культуре и верим, что среди волонтёров большое количество патриотов своей родины, которые берегут и ценят своих предков и национальную культуру. Подобная форма популяризирует чувашское орнаментальное искусство и пробуждает интерес к традициям народа.

Литература

  1. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. – М., 1999. – 343 c.

  2. Коновалова А.В. Инновационный метод художественной интерпретации наследия (на примере подготовки дизайнеров по программе бакалавриата). Статья.//Научный журнал «Вестник» МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012. – С. 61-65.

  3. Коновалова А.В. Диверсификация художественного оформления современной одежды на основе интерпретации наследия России (на примере подготовки дизайнеров-бакалавров). // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в жизни современного общества». Тамбов РФ. 2012. – С. 51-54.

  4. Коновалова А.В. Художественно-графическая специфика подготовки дизайнеров на примере эко-интерпретации артефактов наследия («дизайн костюма»). Статья. //Международный студенческий научный Форум РАЕ. Секция «Интеграция гуманитарных знаний, проектной культуры экологического дизайна и информационных технологий». Педагогические науки. 02. 2014. http://www.scienceforum.ru/2014.

  5. БСЭ (в 30 томах). Орнамент. – М.: «Советская энциклопедия», 1969–1978 гг.

  6. Ильина Л.Г. Национальная библиотека Чувашской Республики. Информационно-библиографический отдел.

  7. Студенческий совет ЧГУ им. И.Н. Ульянова- http://studsovet21.ru/volonterskij-centr

  8. Ткалич С.К. Семинар «Уникальная графика в творчестве дизайнера». Осенний семестр 2014. ИИиКТ, МГГУ имени М.А.Шолохова.

Просмотров работы: 1155