НИВЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДИЗАЙНЕРА В УСЛОВИЯХ ПОВСЕМЕСТНОЙ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НИВЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДИЗАЙНЕРА В УСЛОВИЯХ ПОВСЕМЕСТНОЙ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткая аннотация: В статье рассмотрена необходимость использования ручной графики и индивидуального подхода при работе над дизайн-проектами.

Ключевые слова: творческое развитие личности, традиционные средства графики, дивергентность мышления, комбинаторика при создании дизайн-проекта.

Актуальность. В данной работе с помощью сравнительного анализа дизайн-проектов ХХ века и начала ХХI века, работ студентов-дизайнеров, выполненных с помощью компьютерных технологий и с использованием традиционных художественных стилей графики, рассмотрена необходимость сохранения ручной техники рисования с целью развития дивергентного мышления, сохранения духовно–эстетического восприятия, возможности идентификации дизайн-проектов по их личностной наполненности.

1.1. Дизайн как профессия существует более ста лет. Английское слово «design» имеет множество значений: «замысел», «оформление», «задумывать», «вынашивать», «разрабатывать». Таким образом, дизайнер, с одной стороны, - проектировщик, с другой стороны, – иллюстратор. Цели и возможности дизайна включают в себя создание прекрасных форм и вещей, раскрывающих характер нашей цивилизации и создание вещей конкурентноспособных. Во втором случае проявляется прямая зависимость дизайна от запросов и потребностей рынка. Скачкообразность развития дизайна обуславливается скачкообразностью развития рынка. Закон рынка – «спрос диктует предложение» - в полной мере характеризует развитие дизайна.

«Графический дизайн - самый универсальный вид искусства. Произведения графики - объясняющие, украшающие, представляющие - присутствуют буквально везде: дорожные знаки, рекламные объявления, иллюстрации в журналах, упаковки для разнообразных товаров…» [4].

«Графический дизайн и по своим целям, и по сферам применения - вовсе не легкомысленное излишество, призванное сделать красивее окружающие нас предметы. Это неотъемлемая часть нашего современного мира…» [4].

1.2. Только с началом Американского кризиса дизайн становится реальной коммерческой силой. В то время многие утверждали, что предмет потребления не совместим с миром прекрасных форм, что механизм должен нести только функциональную нагрузку. В то же время, красоту в мир обязаны привносить только «осененные вдохновением» художники в виде произведений искусства. Но вскоре стало понятно, что человек, окруженный «механическими формами», испытывает психологический дискомфорт. Машинное производство и требование массового потребителя стали, в конце концов, определяющими факторами в становлении дизайна.

2.1. Одна из важных составляющих работы дизайнера, наряду с техническими и коммуникативными факторами, является творческое развитие личности. Нет определенных способов стимулировать креативность таланта дизайнера. Самое сложное в этом процессе, на мой взгляд, включить установку «на творчество», изменить модель поведения. Постоянное же использование в работе компьютерных технологий без включения традиционных средств графики и живописи (карандаш, краски, пастель, акварель) не может способствовать развитию дивергентного мышления дизайнера, будет приводить к постоянному использованию ранее усвоенных алгоритмов.

«Работа в области социально-личностного подхода, проводимая параллельно с исследователями креативности как когнитивного образования, продолжает концентрироваться на индивидуальных различиях….., был определен набор характеристик, потенциально относящихся к творческим. К ним, в частности, относится самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическая ориентация и способность рисковать. Такие черты личности, как самоуверенность, смелость, свобода, самопроизвольность, признание исключительности своего «Я» не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала» [1].

Такие личностные качества, как самостоятельность и уверенность в себе, просто необходимы дизайнеру на начальном этапе работы над проектом. Наиболее полно они раскрываются при использовании имеющегося у дизайнера арсенала навыков «ручной графики», что позволит сохранить и выразить в проекте свою индивидуальность.

«…воображение, как психологический процесс, позволяет представить результат труда до его начала и при этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии…»[1].

Л.И.Шрагина и М.И.Меерович подтверждают необходимость использования на начальном этапе работы дизайнера именно «ручной графики». Несомненно, что этот процесс будет способствовать раскрытию его личных образов, его личного опыта. Использование же на начальном этапе компьютерных технологий может привести к сокращению вариантов решения, ограниченности творческого воображения.

2.2. Рассмотрим развитие одного из направлений дизайна начала ХХ века – культовые интерьеры. Дизайнерские стили, которые развивались в конце ХIХ столетия были волнующими и инновационными – они повлияли на такой многообразный и многоликий интерьер начала ХХ века. Новый тренд – шекер-стиль популяризирует практичную и красивую мебель, простую жизнь, которая в современном обществе с его бешеным ритмом жизни может считаться поистине роскошью. Стиль был порожден религиозными группами из Англии, которые иммигрировали в Америку. В религиозной общине шекеров нормативами жизни являлись чистота, аккуратность, забота о доме, уют и функциональность. Мебель они делали вручную, таким образом, постепенно качество стало таким высоким, что им стали заказывать мебель из других мест. Стиль шекеров стал основополагающим в культуре ручного производства вещей в Германии. И сегодня мы знаем, что немецкое качество – это бренд.

Творческая мысль дизайнеров воплотила в жизнь этот социальный заказ, соединив функциональность интерьера с оригинальным визуальным восприятием. Постепенное добавление деталей, элементов декора сделало стиль узнаваемым. Его историческая наполненность с определенностью указывает на привязку к эпохе, в которой складывался и создавался этот стиль. Именно стремление к простоте, эмоциональная сдержанность, функциональность стали базой для зарождения этого стиля, а с учетом такого качества, как экономность немецкого бюргера, становится ясна линия преемственности.

Arts&Crafts - это слегка шокирующее направление, которое отличалось от всего, что мир дизайна видел когда-либо раньше. Стили этого направления в совокупности могут быть отнесены в отдельную группу в качестве стилей «модерн», и включают такие движения, как арт нуво, де стиль, баухауз, арт деко. Эти стили являлись лаконичными и функциональными, их инновации затрагивали больше визуальный ряд, стремились оторваться от правил и норм прошлого. «Уход от правил» всегда требует не только знаний этих правил, но и умений освободиться от груза этих знаний. В том числе, необходим сугубо личностный подход в работе и умение «низвергать авторитеты». В процессе развития этих стилей рождались все новые и новые варианты, не имеющие аналогов, что поднимало авторов проектов к вершинам творческой импровизации. И у этого направления есть временная привязка, время свержения «идолов», сексуальной революции, стремления достичь результата малыми материальными затратами.

3.1. На пороге ХХ-ХХI веков появляются компьютерные технологии, под которыми понимаются различные графические редакторы – векторные и растровые, а также редакторы 3D графики. К векторным графическим редакторам относятся такие программы, как Adobe Illustrator, CorelDRAW и другие. Их особенность в том, что векторная графика позволяет легко трансформировать, масштабировать, модифицировать изображение без потери качества. В векторном формате изображение представляется как комбинация простых геометрических фигур — отрезков прямых и кривых, точек, окружностей и т. п. Векторная графика характеризуется возможностью создания и сохранения четких и ясных контуров, силуэтов.

К растровым графическим редакторам относятся такие программы, как Adobe Photoshop, Corel Painter и другие. Их особенность в том, что растровая графика позволяет создать изображение любой сложности с возможностью использования традиционных средств графики и живописи (кисть, карандаш, краски, пастель, акварель и т. п.), применять различные эффекты и редактировать различные изображения, в том числе и фото.

К редакторам 3D графики относятся такие программы, как 3DSMax, Maya и другие. Их особенность в том, что 3D графика позволяет создать трехмерное фотореалистичное изображение.

3.2. Дизайн на сегодняшний день участвует в экспериментальных работах, внедрении новых материалов. И здесь уже просто невозможно обойтись без компьютерных технологий. Процесс создания «венского стула» Михаэля Тонета мало учитывал физиологические особенности человека. Современная мебель, современный дизайн интерьера требует от дизайнера создание вещей, в первую очередь, направленных на заботу о человеке, его эстетическом и физиологическом удобстве. Все это требует знаний психологии и физиологии, четкой проработки узлов и механизмов, использования современных достижений науки и техники. Компьютер становится незаменимым помощником дизайнера. Он облегчает рутинный труд, сокращает время работы над проектом, расширяет палитру графических и технических средств, дает время для творческого поиска. Но, в то же время, постоянное использование единого визуального стиля может загонять полет фантазии в определенные рамки вариабельности. Неизменное использование предлагаемых модульных элементов приводит к стилевому единству, что нельзя назвать недостатком, ведь стиль должен свои характерные отличия. Но все это содержит положительные стороны до тех пор, пока не начнет проявляться стилевая размытость (я не имею в виду эклектику, - особое направление дизайна). Использование комбинаторики при создании дизайн-проекта без «ручной» графической проработки может привести к отсутствию индивидуальности, самобытности. В итоге получаются безликие проекты, отличить которые можно лишь по подписи автора.

3.3. Рассмотрим дизайн-проекты современных интерьеров. В современном дизайне интерьера используются различные стили: рококо, кантри, минимализм, модерн, а также, например, хай-тек и техно, появившиеся в 70-е годы прошлого века и т.д. Вполне естественно, что разработка дизайн-проекта ведется с помощью компьютерных технологий, к тому же, очень часто и требования заказчика не идут дальше «копирования с красивой картинки». Но что нам приходится наблюдать? Где здесь индивидуальность автора? В работах известного дизайнера Карим Рашида, в его плавных линиях Кресла «Тет-а-тет», в разработанной им «Розовой гостиной» угадывается ручная графика, слышен «голос интуиции» карандаша в руках. Кресло-мешок, созданный Паолини, Гатти и Теодоро признан самым значимым вкладом итальянских дизайнеров в обустройство интерьеров ХХ века. Невозможно сказать свое слово в дизайне, используя только компьютерную графику.

«Удачный дизайн вовсе не ограничивается тем, какую цветовую схему Вы используете, какое покрытие для пола или какие аксессуары подберете. Разумеется, все они имеют большое значение, однако без того, чтобы решить такие важные вещи, как пространственные проблемы или вопрос об использовании помещения, они оказываются не так уж и важны. Никакие материалы или дорогая мебель не сделают жилище удобным для жизни, если его дизайн плохо продуман в самом начале.» [3].

4.1. На основе опроса, проведенного среди студентов-дизайнеров, касающегося методов их работы над проектами, можно сделать следующее заключение: исключительно компьютерной графикой пользуются 70% опрошенных, в то время как лишь 30% используют при создании проектов также и ручную графику. Анализ просмотренных работ показал, что в проектах, в которых была использована ручная графика, присутствует более ярко выраженная эмоциональная авторская составляющая. Кроме того, могу отметить, что работы, выполненные студентами с помощью ручной графики, первоначальной прорисовки эскиза, переноса задуманного вначале на бумагу, а затем более тщательно проработанных с помощью компьютера, приносят удовлетворение и самому «разработчику», побуждают его браться за следующую работу с большим энтузиазмом, что также способствует развитию дивергентного мышления.

Вывод: использование современных компьютерных технологий - необходимое, но отнюдь не достаточное условие для создания современных дизайн-проектов, которые требуют учитывать не только заботу о комфорте и удобстве современного потребителя, но и их художественную составляющую. Работа над проектом с привлечением только компьютерной графики может привести дизайнера к активизации исключительно конвергентного мышления, что неизбежно скажется на его творческом потенциале и карьерном росте.

Литература:

1. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления // Альпина Бизнес Букс, 2008. – 496 с.

2. Ткалич С.К. Курс лекций по предмету «Основы исследовательской деятельности». Осенний семестр, 2014.

3. Хоппен К., Кнапп В. Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен // Арт-родник, 2012. – 176 с.

4. Ньюарк К. Что такое графический дизайн // АСТ, Астрель, 2005. – 256 с.

8

Просмотров работы: 1198