ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ КОДОВ УДМУРТИИ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ МОЛОДЕЖНОЙ ОДЕЖДЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ КОДОВ УДМУРТИИ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ МОЛОДЕЖНОЙ ОДЕЖДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматривается авторский подход к переработке народных творческих мотивов в современные орнаменты и принты. В структуру формулы входят: достижения русского народного творчества, цветовой канон, технология росписи тканей и вышивки. Автор предлагает название интегративной формулы: «графические коды в современном дизайне»и раскрывает ее художественные и технологические особенности применительно к индустрии сувенирной продукции, культуры Удмуртии.

Ключевые слова. Удмуртский орнамент, этно-дизайн, этно-культура, национальный костюм.

Актуальность. В настоящее время наблюдается такая тенденция как унификация этнических признаков при проектировании современных костюмных комплексов. Многовековые национальные традиции, материальным воплощением которых является костюмный комплекс, постепенно исчезают, унося вглубь веков сложившиеся характерные особенности каждой этнокультуры.

В нашей статье рассмотрен народный костюм Удмуртии в конструировании современной одежды для молодежи. За основу в создании учебного проекта были взяты удмуртские орнаменты и народные костюмы. Для современной моды исторические художественные стили, традиции национального костюма, актуальная культура – палитра красок, из которых создается образ.

Если для культуры в целом традиции и культурные образцы являются ядром, несущим охранительное значение, то в моде происходит обратный процесс – ценность образов определяется сменой модных стандартов. Инновация через традицию дает возможность возвращения, трансформации модных и культурных образов прошлого, их реабилитации в новом контексте. В дискурсе моды содержание ядра культуры воспринимается как ценность.

Попадая в дискурс моды, благодаря ее игровому характеру, культурные коды могут обрести новую контекстуализацию, их означающие могут временно потерять связь с культурным слоем, их породившим. Но мода – часть культуры, поэтому старые следы «официальной культурной прописки» феноменов не стираемы и остаются в сохранности, в том числе и для последующих прочтений-трансформаций. Напоминая о традициях, мода позволяет ей не только оставаться в глубинных слоях культурного ядра, но и обновляться, приобретая новые функции.

Между костюмом в национальном стиле и этническим существует определенная разница. Первый предполагает обращение к традициям, их обобщение и интерпретацию. Второй в большей степени ориентирован на национальный колорит, экологию этнографической среды и нюансы стиля той или иной страны. Этнический стиль отсылает не к реконструкции исторически сложившихся форм национального костюма, а к утверждению идеи гармонии человека и природы.

К сожалению, сегодня не у всех есть грамотное понимание, как носить традиционный костюм. Встречается, что модельеры от незнания сочетают несочетаемое: «айшет» с севера, платье – южное. Такого рода «фольклоризация» создает неверное представление о культурном и этнохудожественном разнообразии достижений удмуртских мастериц и мастеров. Модельеры-дизайнеры, более динамичные в своих поимках новаций в отличие от конструкторов швейного производства, определили новое направление в моде – стилизованный костюм.

Стилизованный костюм - один из вариантов развития культуры в условиях глобализации. Да не только культуры, под этим подразумевается нация в целом, ее идентичность. Необходимо приспосабливать традиционные элементы к современной жизни. Взять даже музыку. Silent Woo Goore - ярчайший пример: они исполняют народную музыку в современной обработке.

Традиционный удмуртский костюм, как и любой традиционный костюм на разных континентах, неудобен для повседневного ношения. Стилизованное платье оригинальное и современное, но сохраняет этнические элементы. Также можно усовершенствовать (стилизовать) и налобные повязки, и нагрудное украшение «монисто». Настоящие монисто весят по несколько килограмм, но ведь есть варианты «облегчить» украшение с помощью имитационного дизайна.

Нужно создать современную модную тенденцию: сделать удмуртский костюм - модным. Успех этой отрасли целиком зависит от компетентности модельеров: они должны создавать новые варианты современного костюма с элементами традиции. Такая одежда несет в себе историю и культуру наших предков. В таком платье, словно в охранительной капсуле, девушка, женщина будет себя чувствовать психологически комфортнее. Более свободна в движениях, обязательно с хорошим настроением, так как ощущает на себе заинтересованные взгляды, как признание в ней личности с особым стилем жизни и знаниями, психологической устойчивостью на основе традиций конкретной культуры. Костюм в поведенческий модуль на подсознании включает игровой момент. Опыт, накопленный столетиями, оставляет свой отпечаток на нашем настоящем и будущем.

Мы привыкли рассматривать наши традиционные костюмы в музее, на страницах книг, относиться как к пережиткам прошлого. Но достаточно немного преобразовать наряд, и он оживёт. И в этом одна из главных задач: сохранить наши традиции, «изюминки» нашей удмуртской культуры, и воплощать это в жизнь уже в современной форме.

Вывод. В настоящее время, орнаментальные мотивы современных костюмных комплексов, постепенно трансформируясь и искажая традиционные очертания, уже не имеют того глубокого духовного содержания, которое было в прошлом. Древняя символика в современной интерпретации постепенно превращается в декоративные элементы, лишенные смысловой нагрузки, что, несомненно, отразилось на хаотичном и бездумном использовании древней символики при украшении современного женского костюма. Поэтому глубокое исследование семантики образов, систематизация и использование результатов этих исследований, безусловно, являются важным и необходимым в работах по проектированию современных женских костюмных комплексов с глубоким этническим наполнением, дизайн которых в адаптированном виде сохранял бы специфический национальных колорит этноса.

Литература

  1. Бортникова Н. В., Желудов В. Г. «Мировое древо» в символике предметной среды удмуртов // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (73). С. 34-37

  2. Климов К. М. Удмуртское народное искусство. Ижевск: Удмуртия, 1988. 200 с.

  3. Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск – Ленинград: Удмуртия, 1973. 160 с.

  4. Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск, 2006. 132 с.

  5. Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах // Семиотика и искусствометрия / под ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова. М.: Мир, 1972. С. 50-81.

  6. Романова Л.Н. Курс лекций и практикум по дисциплине «декоративно-прикладное искусство».2013 -2014 уч.год. Кафедра дизайна ИИиКТ.

  7. Ткалич С.К. Культурное наследие как источник воображения дизайнеров.//XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. С. 41-43.

  8. Ткалич С.К. Специфика подготовки курсового проекта «Природно-культурное региональное наследие России» //Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т.1. М.: ИИТ МГУС, 2007. – С.42-45.

5

Просмотров работы: 1366