ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассмотрен творческий подход на основе метода комбинаторики к усовершенствованию визуальной культуры городской среды. Это очень важно в условиях мегаполиса, где рядом с детскими площадками для игр возвышаются брошенные здания с выбитыми стеклами. Ключевые слова. Визуальная культура мегаполиса, граффити, дизайн среды, графический дизайн, интеграция пространства и образных сюжетов, метод комбинаторики.

Актуальность. В последние два десятилетия нам, жителям мегаполиса, удалось наблюдать противостояние двух явлений: самовыражения представителей суб-культур в виде «графо-выкриков» и проектов обновления столицы. С одной стороны развернуто гигантское по масштабам строительство зданий, транспортных эстакад и мостов. В то же время различные хаотичные рисунки на фасадах домов, бетонных заборах, окнах первых этажей, вплоть до агрессивных и нецензурных надписей упорно создаются невидимыми разрушителями визуальной культуры города. Отсутствует гармоничное единение с архитектурной и ландшафтной композицией современного города, что подтверждает отсутствие художественной подготовки у «ночных художников». Без корреляции подобных «авторских сообщений» столица скоро будет напоминать убежище для озлобленных неудачников.

Для настоящих художников, дизайнеров считается кощунственным ставить свои «автографы» на стенах старинных усадеб, даже наполовину разрушенных временем.

В этой связи велика роль объединения в коллективных проектах дизайнеров среды и графических дизайнеров. Существует ряд приемов для художественного оформления архитектурных объектов с целью реорганизации пространства, и увеличения его социально-культурной значимости, создания цельного, гармоничного образа, снятия визуального и психоэмоционального напряжения горожан, в чем и заключается синтез различных видов дизайна в городской среде.

Урбанистический дизайн направлен, с одной стороны, на выделение принадлежности пространства к доминирующей социальной группе, с другой стороны, на соединение разнородных городских пространств в целостное образование.

Этот вывод мы сделали на основе проведенного эмпирического анализа при осмотре работ уличных художников в летний период, бесед с жителями, в которых было реорганизовано пространство с помощью живописных работ на боковых глухих, а иногда и с окнами, стенах многоэтажных зданий города Москвы. Назовём лишь несколько: улица Покровка, улица Большая Дмитровка, улица Трубная, улица Старая Басманная/строение 6 (ЦАО); улица Изумрудная и улица Фонвизина (СВАО), улица Беговая (САО).

Проведенный анализ показал, что среди молодых художников и дизайнеров распространено активное стремление изменить серую панораму города с домами старой постройки. При этом они используют граффити, настенную живопись. Появились также световые инсталляции при поддержке городских властей. Все вместе благотворно влияет на формировании визуальной культуры городской среды.

Использование любого из перечисленных методов или их комплекса позволяет трансформировать зрительное впечатление от объекта и пространства без физических изменений самого сооружения. Можно создать комфортную городскую среду, позитивно воспринимаемую как старшим поколением, так и молодежью.

В идеале, предложить комфортную среду – значит, сократить количество вспышек вандализма и агрессии. А использование в этих техниках современных технологий поможет сделать каждый проект актуальным, необычным и ценным в индустрии оформления городской среды. И жесткий образ урбанистического ландшафта уже будет не таким негативным.

Несомненным показателем подготовленности дизайнеров является применение метода комбинаторики нескольких стилевых решений. Мы предлагаем рассмотреть возможные варианты усовершенствования визуальной культуры городской среды.

Вариант 1 - Живопись. Здания с пустыми монотонными фасадами, представляющие собой непрерывные полотна строительных материалов, лишенные каких-либо выразительных элементов, декора, оконных проемов часто встречаются на улицах многих городов. Подобные объекты, безусловно, создают напряженное эмоциональное состояние для людей, это может породить агрессию, дискомфорт и даже страх.

Привлечение дизайнеров среды и графиков помогут использовать полуразрушенные строения для возрождения техники росписи по оштукатуренным поверхностям, широко применяемой в храмовом строительстве прошлых веков.

В зависимости от окружающей среды, «уличные» живописцы тщательно подбирают темы для своих произведений, понимая, что огромное произведение на боковой стене здания должно гармонично вписываться в систему городской застройки. Такое применение росписи можно подразделить на несколько типов:

– создание композиции фасада здания;

– имитация пространства;

– использование фасада только в качестве холста.

Вариант 2 – Граффити. Это направление художественного творчества было на первом этапе активно заимствовано и распространено по всей стране российскими подростками, а затем получило одобрение у профессионалов. Граффити, как увлечение творчеством стало повсеместным явлением, практически в каждом городе и посёлке появились своеобразные росписи граффити «местными умельцами».

Сегодня всем подросткам известно, что с итал. graffito – рисунок, изображение; graffiato – нацарапанный. Можно сказать, даже сейчас это все еще излюбленное занятие подростков, ищущих поле и пространство для самовыражения. Жаль, что стремление к самовыражению опережает стремление получить грамоту в этом виде творчества, по сути своей, нацеленное на художественное оформление городской или сельской среды, где живет человек.

В целом, новое направление в создании изображений на различных поверхностях объектов (фасады домов, заборы, гаражи, веранды, асфальтовое покрытие) освежает монотонные застройки.

Помимо особой техники рисования, граффити интересны своим социально-философским содержанием. Это могут быть надписи, как патриотического содержания, так и бессмысленной агрессии, реакция на политические события, на демографию, на введение правил, ограничивающих подростков, по их мнению, от свободы действий.

Возникновение объектов и территорий, лишенных каких-либо семантических значений, заброшенных зданий, заводских цехов приводит к тому, что человек, тем более подросток, слабо понимающий социально-экономическую ситуацию в стране, воспринимает это пространство как никому ненужное, подсознательно возникает чувство обиды за небрежность властей к своему родному селу, городу, микрорайону. В таких условиях появляется желание выразить свое отношение к несправедливости, проявляющееся в виде проявлений вандализма.

Либо появляется желание сделать пространство «своим», т.е. внести в среду какие-то элементы, указывающие на принадлежность этого пространства. В таком контексте граффити призваны «одушевлять» заброшенные территории, давать им вторую жизнь в качестве «художественного произведения». Они всегда авторские, индивидуальные, непохожие, дерзкие.

Сложные композиции - это особый язык субкультуры, способ самовыражения и общения. Однако надо различать профессиональные граффити и вандалистские надписи и рисунки.

Вариант 3 – Световая инсталляция. Это так же очень популярное направление в искусстве, включающее в себя создание пространственной композиции с помощью света. Это символическая декорация, создаваемая в определенное время и имеющая свое авторское название. Современные технологии позволяют с помощью различных световых эффектов и передачи динамических или статических картинок полностью изменять облик здания, «ломать» форму, создавать различные иллюзии пространства.

Важно, что зритель в таком случае оказывается как бы внутри картины. Трехмерность поглощает зрителя и переносит его в другую реальность, что позволяет рассматривать инсталляции как четырехмерные пространства. Архитектурные объекты в таких произведениях могут играть роль пространства для организации зрелища или быть участником, создавая особую атмосферу.

Как видим, объединение нескольких направлений художественного творчества, комбинаторного метода дизайна позволит создать новую, живую средовую ситуацию, что благотворно повлияет на визуальную культуру города. Несомненно, что только компетентный дизайнер может создать грамотно масштабную композицию для больших поверхностей стен.

Вариант 4 - Иллюзии. Новое направление опирается на законы комбинаторики объемного, пространственного и знаково-символического пространства. Это направление своим игровым началом и трехмерной иллюзией начинает привлекать все большее внимание дизайнеров-графиков и дизайнеров среды.

Вывод. Художественная функция пространства обычно совпадает с его эмоциональной направленностью, доминирующей практической функцией. Благодаря методу комбинаторики смыслов, буквенных сообщений и образов, цветовых композиций можно создать особую атмосферу для жителей и гостей города. Соединение обязательной образовательной культуры, живописи, граффити, световых элементов делают проект современным, понятным для всех возрастов.

Литература

  1. Ефимов А.В., Минервин Г.Б. и др. Дизайн архитектурной среды: учебное пособие. М .: Архитектура-С , 2006.

  2. Татенашвили Н.О. Ритм как средство гармонизации художественной формы в дизайне средовых объектов. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: издательство «Грамота», 2012.

  3. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности». – Кафедра дизайна: Институт искусств и креативных технологий. МГГУ имени М.А. Шолохова. Осенний семестр 2014.

  4. Ткалич С.К. Роль цвета в формировании визуальной культуры современного мегаполиса//Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. – М.: ИИТ МГУС, 2007. – С.140-144. ISBN 978-5-94857-037-2.

  5. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн: функциональные и художественные основы проектирования. Учебное пособие. – М.: Архитектура-С. 2006. – 352 с.

  6. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2006.

Просмотров работы: 1880