Российский дизайн имеет базовую основу, в стране известны ведущие школы дизайна (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Оренбург, Смоленск и другие).
И все же многие специалисты утверждают, что не все ресурсы наследия и современные возможности используются в подготовке бакалавров-дизайнеров и магистров. Если провести краткий обзор научных статей нашей секции, то можно также увидеть, что многие студенты стремятся привнести что-нибудь новое в подготовку дизайнеров.
«Нынешние молодые дизайнеры, заканчивая высшее или среднее специальное учебное заведение, сталкиваются с рядом проблем. Корректировка образовательной программы, обсуждение потребностей и пожеланий учащихся поможет нам наиболее полно увидеть существующие сложности. Это даст возможность осуществить прорыв в развитии российского дизайна и его брэнд на мировом уровне» (смотри статью Шуваева Василия и Анны Цимбалюк «РАЗМЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА ПЕРЕД НОВЫМ СТАРТОМ»).
«Сохранение культурного наследия народов России является непреходящей ценностью, механизмом консолидации через художественно-творческую деятельность. Сегодня нужны программы, синтезирующие коммуникативный потенциал наследия и информационный язык в практических заданиях. В этой связи художественно-графическая доминанта подготовки дизайнеров-бакалавров сценического костюма приобретает особое значение» (смотри статью Коноваловой Анжелы Васильевны аспирантки «Художественно-графическая доминанта подготовки дизайнеров-бакалавров сценического костюма»).
«Развитие информационных технологий, новых инструментов и технологий в сфере дизайна открывают практически безграничные возможности для воплощения своих идей студентами высших учебных заведений. Мы считаем, что необходимо внедрить в учебную подготовку студентов дизайнеров понятие «генеративный дизайн», как обязательный блок-модуль профессиональной подготовки. Умение формализовать любой процесс, будь то повседневный или виртуальный, абстрактный - важное качество для дизайнера. Программирование становится новым, дополнительным инструментом деятельности дизайнера для реализации своих идей и задач» (смотри статью Ризаевой Анастасии Дмитриевны «ГЕНЕРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН: ПРОГРАММИРОВАНИЕ, КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА»).
Проект Красавкиной Екатерины отличается оригинальностью, так как в нем обоснована идея, в основу которой положен коммуникативный потенциал этнодизайна. «Предполагаемая новизнанашего проектного предложения в том, что для модернизации визуальной культуры образовательного учреждения, где обучаются студенты из всех территорий Российской Федерации, мы используем художественно-графические средства этнодизайна.
Идейно-социальная ценность проектного предложения в том, что композиция популяризирует единение всех народов России, разработана как единая платформа российской модели этно-дизайна.
Коммуникативный и воспитательный эффект воздействия этнодизайна в декоративном оформлении образовательного учреждения, где учатся студенты из разных уголков страны, является символом единения. Фактор этнодизайна является своеобразным культурным коммуникативным кодом, символизирующим взаимодействие, научное и творческое сотрудничество всех народов современной России.
Теоретическая значимость ВКР:
1 – проведён системный анализ научной литературы, учебных пособий, материалов конференций, сформировавший новый концепт развития этнодизайна в многонациональной России;
2 – обоснована роль и возможности этнодизайна, важность для развития российского дизайна в целом;
3 – на основе комплексного анализа сконструирован блок-пакет коммуникативных средств этнодизайна, представленный художественно-графическими и орнаментальными достижениями народов России» (смотри статью Красавкиной Екатерины «РАЗРАБОТКА УНИВЕРСАЛЬНОГО ФИРМЕННОГО БЛОКА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОДИЗАЙНА»).
Ушкова Н.В. пишет в своей статье: «Уменьшение лекций и увеличение объемов практических заданий в определенной степени дробит целостность образовательного процесса. Предлагаемая форма бинарной методики будет вовлекать студентов-бакалавров в реализацию информационного проекта о коллективных достижениях в едином сетевом контенте.
Государственная стратегия импорт-замещения в нашей стране обращает свой призыв, прежде всего, к образовательным учреждениям, где готовятся профессиональные кадры, востребованные в разных уголках России. В педагогической практике это означает, что необходимо оперативно реагировать и организовать массированный поиск обучающих методик нового формата (смотри статью Ушковой Натальи Владимировны «ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ: ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ НАВЫКОВ В ЕДИНОМ ТЕМАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ»).
Таким образом, сегодня можно говорить о том, что для молодых ученых много слабо освоенных участков в науке и педагогике, прикладной педагогике, дизайн-образовании, в частности. Потому что дизайн сегодня на передовых позициях модернизации и обновления российских индустрий.
По причине внедрения новых технологий в социально-экономическое развитие страны востребованы дизайнеры с более компетентной подготовкой, способные работать в разных проектах не только городского, но и регионального и федерального масштаба.
Литература
Ткалич С.К. Перспективное моделирование образовательных методик в магистратуре на основе профильной технологической матрицы. Статья. //Инновации в образовании. № 5 (май). 2013.
Ткалич С.К., Коновалова А.В., Верхова Г.В. Перспективное моделирование комбинированной образовательной методики для дизайнеров: императив триадичной интеграции. Статья. //Успехи современного естествознания. № 10. 2013. С. 95-97. ISSN 1681-7494.
Ткалич С.К. Функция информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Статья.//Вестник МГГУ им.М.А.Шолохова. № 4. Декабрь 2013. – С.66-72. РИНЦ
Ткалич С.К. Региональный вектор исследований в дизайне: информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия. Статья. //Сборник международной конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». Новосибирск РФ. 2013. № 27. – С. 47-52. CИбак@info.ru.
Фазылзянова Г.И. Понимание текста народной культуры как особой модели мировоззрения // Этнокультура и современность. Всероссийская научно-практическая конференция. – Белгород, 2009. – С. 83-89.
Фазылзянова Г.И. Философско-культурологические проблемы понимания текста. // Основные социокультурные процессы Татарстана и Узбекистана: проблемы, тенденции, новации: Казанский государственный университет культуры и искусств; Ташкентский государственный институт культуры им. А. Кадыри. – Казань. 2009. – Вып. 1. – С. 196-201.
Фазылзянова Г.И. Художественный текст культуры как отражение национального менталитета // Национальная художественная культура народов России и зарубежья. Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: «Отечество», 2009. – С. 162-170.
.
5