ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ КАЖДОГО СУБЪЕКТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ КАЖДОГО СУБЪЕКТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья посвящена проблеме недостаточной значимости развития творческих способностей в методах воспитания ребенка. Попытка объяснить недостаточность руководства рациональными методами в способах формирования картины мира подрастающей личности. Доказательства наличия творческого начала в любом субъекте, в частности, детях, не успевших выработать подсознательные ограничения, требуемые людьми, оценивающими деятельность и поведение ребенка как представителя социума. Дизайн как средство доказательства и воплощения детской творческой идеи в готовый уникальный дизайнерский продукт.

Ключевые слова. Творческое начало, творческие способности, воспитание, психологические особенности, дизайнерское решение.

Актуальность. Появление новых методик воспитания подрастающей личности диктуют различные подходы к процессу проявления индивидуального «я» ребенка, сопряженного с процессом социализации. Некоторые методы воспитания ошибочно отрицают заложенное в ребенке творческое начало, присущее каждому человеку. Актуальным остается вопрос о наличии или отсутствии творческого начала в любом субъекте. Сфера дизайна имеет непосредственную необходимость в художнике, обладающем неординарным мышлением, креативом, проявлением которого является заложенное в человеке творческое начало. Для дизайнера всегда остается актуальным поиск качественно новых идей, источником которых может стать детская мысль, сохранившая чистое проявление уникального творческого начала.

Что такое «творческое начало»? Творческое начало. Что заложено в этом понятии? Если вы попробуете задать этот вопрос широкому кругу людей, деятельность которых будет кардинально отличаться друг от друга, то вы сможете столкнуться с очень распространенным заблуждением, обусловленным взаимодействием этих людей с разным родом восприятия информации, в силу специфики своей деятельности или в силу субъективных причин. Одни отдают предпочтение естественнонаучному знанию, другие – гуманитарному. Но и там, и там широко распространено заблуждение, что творческое начало может быть присуще определенному типу людей. Так, всем нам хорошо известна точка зрения о том, что есть люди творческие, а есть те «которым это не дано». Вы можете сказать, что отсутствие слуха или отсутствие способностей в живописи не требует доказательств, это самоочевидно, к тому же, напротив, доказывает вышеизложенную точку зрения о том, что творческие люди – это особый тип людей. Но стоит ли путать способности с тем, что есть на самом деле творческое начало?

Обратившись к разным источникам и систематизировав информацию, можно сделать вывод, что творческое начало – это, прежде всего, процесс, обусловленный мыслительными особенностями, оригинальностью, субъективной стороной мышления человека. Творческое начало или креативность – способ самореализации личности, поиск особых нестандартных решений задач в любой человеческой деятельности. Можно сказать, что абсолютно любой деятельности присуще творческое мышление, т.к. она требует постоянной динамики мыслительных и физических процессов, поиск решений на поставленные задачи, вопросы, проблемы. Чем виртуознее придуманный метод решения, тем ощутимее его эффективность.

Исходя из того, что абсолютно любая деятельность обладает возможностью включения в себя творческого процесса и от степени его оригинальности может зависеть конечная цель, мы можем сделать вывод, что развитие творческого начала дает человеку большое преимущество в любом деле. Данное преимущество может выражаться в реализации в социуме и умение неоспоримо выразить свое ценностное отношение к миру в целом.

Следует задуматься, насколько ошибочным может быть утверждение о том, что развитие творческих способностей не всегда уместно в становлении личности и этот метод модулирования картины мира ребенка не может являться первичным по отношению к приобретению навыков методом изучения, исключая элемент творчества. Рассматривая эту проблему глубже, также стоит отметить «навязывание» особых правил, которые ограничивают самовыражение ребенка в творческих дисциплинах. Развитие в творческой сфере происходит, но под определенным углом зрения обучающего, что «блокирует» новизну и уникальный ход мышления ребенка, не дает полностью выполнить функцию творческого начала как самовыражения личности. Стоит глубже рассмотреть эти проблемы на примерах существующей литературы.

Анализ художественной и научной литературы.Дифференциация по возрастному признаку имеет большое значение в проблеме понимания воспитания. Зачастую чем старше становится человек, тем рациональнее становятся его взгляды относительно выбора методов воспитания ребенка, что может являться ошибочным, т.к. восприятие мира ребенком значительно отличается от относительно состоявшегося мировоззрения взрослого – отсюда следует недопонимание и психологические проблемы не только ребенка, но и уже сформировавшейся личности. Эти проблемы тесным образом связаны с ограничением творческого самовыражения, «навязыванием» определенных стандартов и требований, которых можно было бы избежать, тем самым не ограничивая познавательные способности человека.

Аналогичная мысль прослеживается в аллегорической повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» [2]. Произведение Экзюпери по праву можно считать не только сказкой для детей, а особым философским трактатом понимания автором актуальных философских проблем. Способ выражения этого понимания сведен к формам детского произведения для ясности осознания идеи автора через призму взглядов определенного возрастного периода. Главный герой повести может оказаться глубоко автобиографичен автору и завуалировано выражать его собственное отношение к описанной ниже выдержке из книги [Глава 1].«Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

– Разве шляпа страшная? – возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2:

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой, и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» [2].

Отрывок является наглядным примером принципиальной разности мироощущения и миропонимания ребенком и взрослым. Дети, несмотря на отсутствие обыденно-практического опыта, в этом отсутствии имеют значительное преимущество – способность мыслить абстрактно, не подвергая рациональной оценке выражение своего идейного мира. А ведь это и является одним из важных вышеперечисленных критериев творческого начала.

Соответственно, творческим началом обладает каждый ребенок по своей природе. Утверждение об отсутствии творческого начала может быть только относительно верным, когда, будучи ребенком, человек подвергается процессу социализации, воспитания, вынужденной рациональности мышления и подсознательно «прячет» свои способности к творческой мысли. То есть человек сам себя лишает способности к развитию творческого начала, в силу внешних или внутренних причин.

Анализ научной статьи Вильгельма Августа Лая «Необходимость школьной реформы согласно требованиям природы и культуры»1 может раскрыть более узкую специфику проблемы творческого начала, наблюдаемую непосредственно в образовательном учреждении. Вот, что описывает Лай в основном принципе действия с практической точки зрения. «Здесь нужно указать на то, что отсутствие изобразительного преподавания и воспитания путем действия означает собою пренебрежение всех способностей, которые содействуют созданию творческого, самодеятельного и активного характера; это тормозит физическое развитие, до некоторой степени вредит здоровью, как показывает приведенная нами (на стр. 7) выше статистика школьных болезней; наконец, этот же недостаток является причиной того, что многие люди, выдвинувшиеся впоследствии на избранном ими поприще, не обнаруживали успехов в пассивной школе словесного обучения и с отвращением вспоминают о преподавании, которое, не шло навстречу их способностям и склонностям» [1].

Лай довольно подробно описывает крайнюю необходимость во введении творческих дисциплин в основной перечень школьных образовательных программ. Особо остро отражена проблема нехватки творческого деятельного образования в школьной жизни ребенка.

«Ребенок поступает в школу, и то первое естественное и бессознательное развитие претерпевает внезапный и долгий перерыв, который слишком часто приносит на всю жизнь вред его физическим и духовным функциям» [1].

Рассматривается проблема образования в принуждении ребенка избирать только рациональный способ мышления, следуя пассивному методу запоминания информации, исключая творческий элемент познания. Исходя из первой проблемы вытекает следующая – отсутствие дисциплин, помогающих ребенку раскрыть свое отношение к познаваемому.

«Если же, однако, наше школьное преподавание в такой степени пагубно влияет на физическое и духовное развитие, то его следует обвинить публично и не снимать обвинения до тех пор, пока власти не произведут серьезных преобразований. Последние возможны лишь в том случае, когда основной педагогический принцип действия получит всестороннее и полное осуществление, когда все виды изобразительной деятельности: моделирование как телесное изображение и вообще, производство опытов, уход за растениями и животными, рисование и писание красками, математическое изображение, изображение словесное и драматическое, игры, танцы, гимнастика и формы общения с людьми — будут использованы в тесной связи с вещественным преподаванием, опирающимся на наблюдение, и, таким образом, впечатление и переработка будут завершаться выражением» [1].

Из анализа вышеперечисленной литературы делаем вывод, что творческое начало может быть заложено в каждом субъекте. Основанием для положения об его отсутствии могут служить лишь внешние факторы, имеющие влияние на ребенка в период активной социализации и формирования рационально-ценностного отношения к миру. Следствие этих факторов: доверие ребенка сфере рационального, нежели творческого, при решении поставленных задач в любой деятельности – а значит, отсутствие оснований для развития творческого мышления.

Анализ успешного дизайнерского проекта, берущего основы в детских идеях для доказательства уникальности детского творческого мышления.

На просторах интернета можно найти популярный развивающийся проект-студию под названием «Child's own studio», основанный Венди Цао из Ванкувера, вдохновленной рисунками своего четырехлетнего сына [3]. Целью Венди было подарить своему сыну такую игрушку, которую впоследствии он смог бы передать своим детям. Она должна была быть уникальной и нести определенный заложенный смысл. Местом для приобретения такой игрушки стал не магазин, а идеи, заложенные в работах маленького сына, впоследствии воплощенные в реальность. Венди не остановилась на создании одной игрушки, а расширила эту идею до масштабов интернационального проекта. Теперь люди со всего мира могут присылать эскизы своих детей для создания тех самых уникальных игрушек. Каждый раз Венди Цао поражается оригинальностью и уникальностью мышления детей, создающих свои первые работы.

Уникальность идей маленьких детей, способных мыслить независимо от сдерживающих социализированных представлений взрослых о мире, дала основу для развития успешного дизайнерского проекта. То есть поиск совершенно новых форм для создания дизайнерского или творческого проекта может быть успешно проведен в сфере творческой деятельности детей.

Творческо-психологический эксперимент среди детей начальной образовательной школы с целью доказать наличие творческого начала, а также уникальность детских идей для вовлечения в новое дизайнерское или художественное произведение искусства.

Цель: получить готовые детские работы после вводной части урока, направленного на подготовку детей к созданию работы, не ограничивающей их внутреннее идейное содержание.

Последовательность проведения эксперимента.

  1. Преподаватель предоставляет детям материал, направленный вдохновить и освободить ребенка от подсознательных барьеров, сдерживающих работу их творческого начала.

  2. Непосредственная работа детей в определенной психологической атмосфере, созданной для ощущения комфортности обстановки, что сможет исключить возможность отвлечения ребенка на негативные факторы пребывания в дискомфортном состоянии.

  3. Анализ работ с психологической и художественно-дизайнерской точек зрения. Цель психолога: оценить отсутствие сдерживающих факторов при создании работы, открытость ребенка при выражении своего идейного составляющего в работе. Цель художника-дизайнера: оценить уникальность идеи, и ее перспективность вовлечения в готовый дизайнерский проект.

Описание эксперимента. Для учеников 2-го класса была создана обстановка, не принуждающая к соблюдению правил, сдерживающих волевые проявления в выражении идей. Детям были предложены к просмотру ролики, направленные на раскрытие мира фантазии. Ученики могли выражать свое отношение к увиденному и зарисовывать свои мысли. Параллельно педагог вел беседу с детьми относительно творчества. На вопрос о том, кто может быть художником, стоит отметить ответ одного из детей: «Художником может быть тот, кому нравится заниматься творчеством».

Анализ работ. Психологом и дизайнером был проделан многоступенчатый анализ каждой из работ. В ходе анализа были отобраны наиболее уникальные работы, которые были подвергнуты более углубленному анализу и попытке выйти на уровень создания произведения искусства, который в основе своей несет идею ребенка, раскрытую с помощью психологической и философской интерпретаций. В данном случае ролью психолога для дизайнера является помощь в углубленном понимании идеи ребенка. Далее детальная идейная основа ребенка перерабатывается дизайнером с целью создания уникального произведения искусства с глубоким философским и психологическим смыслом.

Ниже будет рассмотрена одна из работ, которая, по мнению участников проекта, получила самую неординарную интерпретацию, позволившая дизайнеру создать эскиз будущего произведения на основе проявления творческого начала ребенка.

Рассматриваемая работа мальчика в возрасте восьми лет:

Художник-дизайнер с художественной точки зрения выделил 2 центра, выраженных с помощью повторяющейся в разных проявлениях фигуры – треугольника. Также были отмечены маленькие фигуры (предположительно, людей), расположенные внутри маленьких треугольников, что создает ощущение зажатости, тесноты этих «человечков» внутри большой фигуры.

Комментарий художника: «Слева изображено что-то сложное, напоминающее механизм или особый мир, т.к. там есть люди, но других размеров. Человек справа преодолевает какое-то препятствие (в данном случае берет высоту) и ключом пытается открыть этот мир, довольно сложный, так как обилие деталей для детских работ не слишком характерно. Дети редко берут геометрию в основе рисунка, т.к. для них это сложные формы, к тому же, не совсем правильно отражающие настоящую действительность».

Комментарий психолога. «Треугольник — одна из наиболее универсальных и распространённых форм. Обычно треугольник, обращенный вершиной вверх, называется солнечным и символизирует жизнь, огонь, пламя и жару. В рисунке треугольник, как мне кажется, может обозначать некую замкнутость, невозможность выйти за рамки (границы), но также и стремление сделать это, о чём говорит острая вершина, направленная вверх, к чему-то более высокому, более свободному. Возможно, форма, которую не один раз выбирает ребёнок, призвана передать именно эту ограниченность и желание её преодолеть. Зажатость человечков в треугольнике, опять же, можно расценить, как вышеописанное стремление вырваться за границы и одновременную невозможность этого. Может быть, человек на стремянке, открывающий большую пирамиду ключом, олицетворяет какой-то высший разум, что-то изначально находящееся вне этих границ, что-то, что находится над людьми. Высшие силы или безграничное воображение, возможности, весь человеческий потенциал - ведь зачастую бывает так, что сам человек полагает, будто у него уже не осталось сил или идей, но на деле оказывается иначе, и наш внутренний потенциал [человек на стремянке], который, как мы думали, уже иссяк, вытаскивает нас из сложнейших ситуаций. Если отталкиваться от того, что человек на стремянке – внутренние скрытые возможности, то тогда человечков внутри треугольников можно интерпретировать как наши мысли, которые человек на стремянке [потенциал] готовится освободить, выпустить наружу, то есть в наше сознание. Одной мысли (на вершине пирамидной тюрьмы) уже удалось вырваться!»

Переработка интерпретации детского рисунка в дизайнерский проект. На основе рисунка ребенка и идейной интерпретации его психологом дизайнер создает концепцию будущего произведения. Идея заключается в создании динамичной скульптуры, которая должна иметь механизм, приводящий все ее элементы в движение. За основу взята форма пирамиды с множеством закрытых треугольных окошечек. В середине пирамиды имеется отверстие в виде замочной скважины, в которой вставлен ключ. Каждый зритель может привести эту скульптуру в движение, повернув ключ на 90 градусов. В этот момент механизм приводится в действие: по принципу домино каждое треугольное окошечко, начиная с самого нижнего до самого верха, по очереди открывается. В каждом окошке появляется иллюстрация, связанная с взрослением человека, начиная от рождения до самой смерти. Иллюстрации, связаны с важными жизненными событиями в жизни человека. Когда открывается последнее треугольное окошко, верх пирамиды раскрывается и оттуда появляется абстрактная фигура человека, простирающего руки вверх, к небу. Пирамида символизирует жизненный путь человека, связанный с преодолением препятствий и открытием для себя важных духовных ценностей, которые должны вести его к вершине своего жизненного пути и в конечном итоге освободить. Все это неотъемлемо связано с безграничными возможностями человека и человеческим потенциалом.

Из данного эксперимента и анализа, проведенного в процессе написания статьи, следуют два основных вывода.

Вывод первый: дети в раннем возрасте не успевают подвергнуть мыслительный процесс определенным правилам, приводящим к стандартизации и стереотипности мышления, блокирующим новизну и уникальность идей. Творческое начало проявляется в каждом ребенке и может развиваться при определенных условиях.

Вывод второй: для поиска уникальных идей создания дизайнерских и творческих проектов дизайнеру-художнику необходимо обращаться к истокам своего творческого начала, абстрагируясь от принятых стандартов и канонов, что присуще детям в раннем возрасте. Детская идея зачастую может иметь большое преимущество, поэтому обращение дизайнера к детскому творчеству может являться довольно продуктивным методом поиска идейной основы для своей будущей работы.

Литература

  1. Лай Вильгельм Август. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. В кн.: Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. – 528 с.

  2. Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц. Книга. Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство Эксмо», 2014. Н. Галь, перевод на русский язык, 2011. – 96 с.

  3. Ткалич С.К. Курс лекций по предмету «Основы исследовательской деятельности». Осенний семестр 2014.

  4. Child's own studio. Интернет-проект. Творческая мастерская. Режим доступа: URL http://www.childsown.com

Приложение

Эскиз, созданный дизайнером после эксперимента:

13

Просмотров работы: 5111