РАЗМЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА ПЕРЕД НОВЫМ СТАРТОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗМЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА ПЕРЕД НОВЫМ СТАРТОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

  • ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕКЦИИ:

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы, дипломного проекта, обзорный анализ полезен студентам. Именно в этот период и рождается «инсайт» - озарение в легком тумане прежних студенческих представлений о роли, функции и социальном назначении российского дизайна.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА ПЕРЕД НОВЫМ СТАРТОМ

Аннотация. Нынешние молодые дизайнеры, заканчивая высшее или среднее специальное учебное заведение, сталкиваются с рядом проблем. Корректировка образовательной программы, обсуждение потребностей и пожеланий учащихся поможет нам наиболее полно увидеть существующие сложности. Это даст возможность осуществить прорыв в развитии российского дизайна и его брэнд на мировом уровне.

Ключевые слова: российский дизайн, практика в дизайн-образовании, инновационные технологии.

  • От автора статьи: Наша статья - приглашение к обсуждению проблемных участков в подготовке дизайнеров. Вступая в такой диалог сейчас, мы помогаем будущим выпускникам избежать проблем, которые существуют в настоящее время.

ТЕЗИС 1. Прагматичная функция ВКР у магистров. Система образования направлена на то, чтобы передавать накопившиеся опыт и знания подрастающему поколению. За годы в каждой области сложилась своя определенная система преподавания, которая со временем требует корректировки вследствие появления новых открытий и достижений. Дизайн – это художественное проектирование, которое получило признание в нашей стране. Появилось все больше информации о дизайне: вся его история и технологии, которые в нем используются. В связи с тем, что в дизайн входит множество видов искусства и определенные технические знания, должен идти постоянный процесс обновления преподавательской деятельности.

Приглашение студентов к конкретизации их видения образовательного процесса поможет улучшить всю преподавательскую систему. Особое внимание необходимо обратить на результативность ВКР – выпускных квалификационных работ. Есть проекты, где предлагается средовое пространство, интерьер, но также должны быть проекты с новым предложением по модернизации того или иного предмета, важного в подготовке дизайнеров.

ТЕЗИС 2. Тенденция стирания граней. Большая часть недооценивает дизайн как вид искусства – это и является одной из главных проблем. Появилось огромное количество курсов, которые длятся несколько месяцев и обещают выпускникам сделать из них квалифицированных профессиональных дизайнеров. Знание компьютерных программ, необходимых для работы, способ самореализации «фрилансером» формирует тенденциюстирания демаркационной линии между профессиональным и любительским проектом. Для дизайна эта проблема распространена, поскольку основная работа в области дизайна сейчас сводится к овладению способами работы в ряде компьютерных программ.

Каждый любитель, даже без диплома вуза, может теперь спроектировать трехмерное изображение предмета или интерьера, создать свой интернет-сайт, изготовить логотип, плакат и даже иллюстрации для книг. Критерии для выявления разницы выполненных работ между профессионалом и непрофессионалом всё ещё вполне разборчивы для специалистов-педагогов, но не очевидны для «романтичного» в этой области заказчика.

ТЕЗИС 3.Модуль творческой команды «проект-реализация». Как результат, затруднилась защита проектов у квалифицированно подготовленных дизайнеров, так как появились претенденты из любителей, и они также предлагают свои проекты заказчику. В итоге состоятельный, но прагматичный заказчик в большинстве случаев не готов платить только за проект, выполненный только в компьютерном варианте. Заказчик должен быть уверен, что этот проект будет реализован.

В этой связи необходимо еще на этапе студенчества выявлять способности: у одних это желание делать руками витражи, у других - только на компьютере создавать проектные предложения, у третьих - руководить процессом реализации дизайн-программы. Творческие команды надо формировать по принципу самостоятельного выбора. Такой подход будет хорошим тренингом для будущих дизайнеров.

ТЕЗИС 3. Коммуникация «заказчик – функция объекта – дизайнер». Во многих случаях заказчик и дизайнер видят дизайн-проект по-разному. Дизайнер хочет создать эстетически-привлекательный и комфортный объект, наделенный определенными функциями. Например, это вместительный холл. Функция такого объекта – явно не рабочий офис. Здесь уместны арт-объекты, зеленые зоны, световой комфорт, эргономичная мебель для 10-ти минутного отдыха.

Многочисленные декоративные объекты имеют исключительно выставочные функции, никак не совмещаемые с условиями бытовой культуры человека. Дизайнер не делает эти предметы, он может использовать готовые многочисленные арт-объекты. Но заказчик хочет видеть авторские предметы в холле. Непонимание между заказчиком и дизайнером по поводу предполагаемых предпочтений потребителей (клиентов, гостей, участников конференций) является источником деформированной деловой коммуникации. В этой связи можно только предложить заказчику, прежде, чем делать проект, познакомиться с каталогом, разработанным с просветительской целью.

ТЕЗИС 4. Разрывмеждупедагогами, мэтрами-профессионалами имолодымиспециалистами. В европейских странах между студентами и педагогами идет вполне плотное профессиональное и дружное общение, обмен опытом, как в теории, так и на практике. Это общение достигается благодаря проведению различных совместных мастер-классов и семинаров. Например, в институтах Германии существует определенный план предметов, обязательные конспекты работ авторов: учёных, специалистов, которые студент должен изучить за курс. В начале учебного года студенты посещают мастер-классы преподавателей своего ВУЗа, для того чтобы выбрать предметы и лекции, которые они будут посещать. В России какого-либо выбора нет – тебе дают утвержденный план дисциплин и их преподавателей.

ТЕЗИС 5.Проблема: отсутствиеувыпускниковпрактикинапроизводстве. Большинство учебных заведений дают хорошее образование в области классической академической школы (рисунка, живописи), обучают работать в необходимых компьютерных программах, а также закрепляют приобретенные знания теоретическими дисциплинами. Однако связь с практикой отсутствует. Дизайнер состоится как профессионал, если знает, как: – сделать авторский эскиз, – воплотить эскиз в проект,– подготовить обоснование новизны и оригинальности проектного предложения, – а затем проект реализовать в настоящий средовой объект, финансируемый заказчиком. Такой алгоритм многие дизайнеры с дипломом до конца своей жизни не могут выполнить. В этом главная проблема для сегодняшних выпускников российских ВУЗов.

С точки зрения реальной проектной практики, уровень подготовки в них не соответствует современным требованиям по причине полной оторванности учебных заведений от инженерной сферы и реального производства. Большинство фирм и предприятий хочет получить к себе на работу специалиста, у которого уже есть опыт работы, практика. Но где же ее получить, если во время учебы такой возможности нет, а работодатель не должен заново обучать человека, принимаемого на работу?

ТЕЗИС 6. Компьютерно-художественная доминанта обучения дизайнеров. Большая часть образовательного процесса построена на предметах, где практикуются навыки рисунка и живописи, а также теория и история культуры. Но сейчас с каждым годом появляется все больше различных инноваций и направлений, таких как экологическое проектирование, новые материалы и технологии при строительстве. Как все новое, это вводится в образовательный процесс постепенно, еще не выработана определенная программа. Но в России, например, пока не так развито экологическое проектирование, поэтому, по сути, и специалистов в этой области еще нет. Не обладая современными знаниями о том, что происходит в мире, человек продолжает мыслить старыми формами и задачами. Для нас до сих пор кажется открытием какой-то материал, форма арт-объекта, который в Японии уже давно считается нормой. Поэтому необходимо: учить студентов делать обзорные слайд-презентации для семинаров, так как привлекать иностранных специалистов для обзорных лекций по инновациям в дизайне, например, Австралии, Индии, Иране вероятно, учебным заведениям дорого [4].

ТЕЗИС 7. Проблема: зарубежная практика. У нас не распространены поездки на практику или учебу за границу. В отличие от Европы, где многие пользуются программой «Эразмус» по обмену студентами и проводят год или семестр, учась в любом европейском ВУЗе. Это дает им новые возможности: знакомство с другой культурой, методами образования и подготовки, новыми технологиями, новыми людьми, практику иностранного языка на профессиональном уровне, что тоже важно в современном мире. В Европе существует финансовая поддержка государства, различные программы по обучению и отправки на стажировки. В России же только в царское время лучших выпускников-художников отправляли после защиты диплома в Европу для изучения наследия прошлого и знакомства с другой культурой [2].

ТЕЗИС 8. Поиск работы. В советское время выпускники не задумывались, чем они будут заниматься после окончания института, потому что их по распределению направляли на определённые объекты. Сейчас все ищут разные возможности сами, но узнать, где какой специалист требуется, не так просто. Объединение фирм и организаций с ВУЗами и их совместная работа по подготовке и поиску специалистов дала бы возможность молодежи сориентироваться в современном мире сразу после выхода из учебного заведения.

ТЕЗИС 9. И последняя проблема, которая касается дизайна в целом, – это отсутствие понятия «русский дизайн» для иностранцев. В последнее время в нашей стране все больше используется обращение к так называемому «русскому стилю». Это затрагивает средовой, промышленный дизайн, дизайн одежды и даже архитектуру. Но эти явления носят скорее мимолетный, трендовый характер, эксплуатируя возрастающий интерес и возврат к традиционности, национальной самобытности.

Такие настроения являются результатом перенасыщенности всех сфер нашей жизни, окружающего нас информационного поля европейской культурой. После периода культурного (в отношении моды, дизайна, убранства дома, архитектуры), материального и духовного голода в советский период в России наступила эра безудержного потребления всего – стиля, музыки, одежды, мебели, религии. Насытившись всем этим, людям захотелось индивидуальности, самобытности, "русского" [1].

Несомненно, что развитие и использование этого направления в дизайне является важным для создания визуальных эффектов «многонационального русского стиля», но с использованием новых технологий.

ВЫВОД. Развитие общества, изменение каких-то принципов и устоев, новые взгляды и течения, эксперименты – все это способствует поиску чего-то нового и более совершенного. Возможность выяснить и понять основные проблемы и найти решение, которое помогло бы не только в подготовке компетентных дизайнеров, но и в развитии страны и продвижении ее в мире даст совместная работа студентов, преподавателей, руководства на уровне министерств и правительства.

Литература

  1. Балдина О.Д., Быкова Э.В., Гавриляченко Е.Э., Метальникова В.В., Михайлова Н.Г., Семенова Е.А. Народная культура в современных условиях. 2000.

  2. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. – М.; Тюмень, 2003.

  3. Галиуллина Д.М. Проблемы трудоустройства выпускников вузов изобразительного искусства // Проблемы и перспективы развития современного дизайна и искусства. – Ханты-Мансийск, 2007.

  4. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Методические материалы – М.: ВНИИТЭ. 1990.- 100 с.

  5. Никандров Н.Д. Тенденция развития // Вестник высшей школы. – 1986. - №9. – С. 28-32.

  6. Ткалич С.К. Конвенциональность как принцип взаимодействия субъектов образовательного процесса.//XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. С. 43-45.

  7. Ткалич С.К., Коновалова А.В., Верхова Г.В. Перспективное моделирование комбинированной образовательной методики для дизайнеров: императив триадичной интеграции. Статья. //Успехи современного естествознания. № 10. 2013. С. 95-97. ISSN 1681-7494.

  8. Фазылзянова Г.И. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция.– Урал: УГПУ, 2009. – С. 36-41.

9

Просмотров работы: 865