ФИЗКУЛЬТУРА В ВУЗЕ ЮТИТПУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФИЗКУЛЬТУРА В ВУЗЕ ЮТИТПУ

Басалаев М.Н. 1
1Юргинский технологический институт Томского политехнического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Физическая культура - что это?

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры общества, отражающая способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Культура - (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно - исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Физическая культура, соответственно, является органической частью всей человеческой культуры, воспитания и образования.

Спорт это - это различные области в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Существует детский и юношеский спорт, массовый спорт, а также спорт высоких достижений — любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Обострение конкуренции на международной спортивной арене сделало спорт одной из активных сфер человеческой деятельности.

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой. педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний. В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

  • оздоровительные;

  • образовательные;

  • воспитательные.

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:

  • принцип всестороннего гармоничного развития личности;

  • принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

  • принцип оздоровительной направленности.

Установлено, что студенты, систематически занимающиеся физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывают определенный стереотип режима дня, повышают уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они более коммуникабельны, готовы к сотрудничеству, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Таким студентам в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно сотрудничают в работе, требующей постоянства, напряжения, легче вступают в контакты, более находчивы, среди них много лидеров, им легче удается осуществлять самоконтроль.

Для того, чтобы воспитать в себе физические качества необходимо стремиться сделать что-то невозможное для себя, постараться удивить окружающих своими возможностями. Но для этого нужно регулярно и постоянно выполнять правила физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).

2. Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

В высших учебных заведениях распространены следующие формы организации физкультурно-оздоровительной работы:

- физкультурно-спортивные клубы по интересам;

- группы здоровья, общей физической подготовки и ГТО, специальной физической подготовки;

-спортивные секции;

- индивидуальные занятия.

3. Физическое воспитание студентов.

В высших учебных заведениях физическое воспитание проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в разнообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях являются учебные занятия. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Лучшему восприятию учебного материала способствуют самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом, дают возможность увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического развития, являются одним из путей введения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Ежедневные физические упражнения направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

4. Спортивные секции.

Любой спорт развивает не только физическую силу, но и помогает приобрести человеку уверенность в себе, в своих силах, воспитывает чувство собственного достоинства. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях занимает большое место в жизни коллектива физической культуры вуза. Спортивные секции создаются прежде всего по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. И совершенно не важно, какой это будет спорт: легкая атлетика или лыжный спорт, плавание или гимнастика. Для занятий в спортивных секциях не обязательно иметь спортивный разряд, ну а желание заниматься тем или иным видом спорта должно быть обязательно.

При создании учебных групп спортивных секций необходимо учитывать материальную спортивную базу, имеющуюся в вузе и наличие необходимого квалифицированного тренерского состава. Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию, имеющие высшее или среднее физкультурное образование. Для проведения занятий с группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивного разряда. Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.

5. Контроль, учет и отчетность.

В процессе контроля всесторонне оценивается деятельность структурных подразделений спортивного клуба, намечаются конкретные меры по улучшению работы с целью обеспечения выполнения принятых решений и планов, исправлению ошибок, устранение недостатков, своевременной помощи их исполнителям, выявления передового опыта работы, и лучших подразделений и работников коллектива физической культуры.

С помощью учета и отчетности происходит обмен необходимой информацией между структурными подразделениями системы управления спортивного клуба. Существует единая система учета и отчетности, включающая в себя три вида учета: бухгалтерский, оперативный и статистический.

Бухгалтерский учет – применим для коллективов физической культуры, которые имеют самостоятельный текущий счет в банке. Данный вид учета отражает все хозяйственные и денежные операции, связанные с движением денежных средств по расчетному счету с целью установления материальных и финансовых потоков, обеспечивая их сохранность.

Оперативный учет используется для получения информации о ежедневной деятельности подразделений спортивного клуба и его актива. Цель данного учета является эффективное руководство коллективом физической культуры, текущее планирование работы и контроль за отдельными сторонами его деятельности. Оперативный учет подразделяется на предварительный, текущий и итоговый.

Статистический учет коллектива физической культуры включает данные, характеризующие цифровые показатели состояния работы в коллективе. Данные показатели помогают правильно оценить количественную и качественную стороны деятельности спортивного клуба, но являются менее точными, чем данные бухгалтерского учета. Информация для статистического учета собирается с помощью оперативного и бухгалтерского учета.

Общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. Курс физического воспитания предусматривает решение многих задач. Таких как: воспитание моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов; профессионально – прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов; воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

За всё время обучения в вузе осуществляется наблюдение за состоянием здоровья студентов, поликлиникой или здравпунктом вуза проводится регулярное медицинское обследование.

Литература

1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 1999 г.

2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. Москва 1995 г.

3. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Матяжова. Москва 1991 г.

4. Физическое воспитание студентов и учащихся. Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. Минск 1988 г.

Просмотров работы: 1404