ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Потапова М.В. 1, Хаирова Т.Н. 1, Дижонова Л.Б. 1, Слепова Л.Н. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос сохранения и укрепления здоровья средствами и методами физического воспитания в настоящее время является весьма актуальным. Студенческий возраст – это один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека[1]. Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни, связанная с кардинальными изменениями жизнедеятельности студентов, а также неблагоприятные факторы социального, экономического, экологического характера, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывает свой отпечаток на репродуктивное здоровье человека.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни[1]. Отсутствие болезни, нормальное состояние организма, динамическое равновесие организма и среды, способность к полноценному выполнения социальных функций, полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие – эти основополагающие факторы, определяющие понятие «здоровье» лежат в основе разработки здоровьесберегающих технологий обучения в вузе.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность правил, соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание студента. Построение и внедрение здоровьесберегающиих технологий должно быть основано на индивидуализации обучения и направлено на удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его интересов, склонностей, функциональных и учебно-познавательных возможностей. Деятельность по здоровьесбережению должна включать следующие направления: формирование грамотности по укреплению и сохранению своего здоровья; здоровьесберегающий подход к учебному процессу; систему внутривузовского управления по здоровьесбережению, а также создание и реализация инновационных технологий, направленных на реабилитацию уже имеющихся отклонений в здоровье.

Известно, что возникновению сердечно - сосудистых заболеваний в студенческом возрасте способствуют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стрессовые ситуации и эмоциональные перегрузки (экзаменационные сессии). Активизация двигательного режима различными физическими упражнениями совершенствует функции систем, регулирующих кровообращение, улучшает сократительную способность миокарда и кровообращение, снижает гипоксию, то есть предупреждает и устраняет проявления большинства факторов риска основных болезней сердечно - сосудистой системы. Физическая тренировка развивает физиологические функции и двигательные качества, повышая умственную и физическую работоспособность занимающегося. Второе место среди заболеваний, выявленных у студентов, занимает нарушение опорно-двигательного аппарата.

Значительное число студентов имеют слабое зрение. У лиц с таким отклонением здоровья возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к физическим упражнениям и труду. Кроме того, у большинства слабовидящих юношей и девушек по результатам осмотров выявляются искривления позвоночника, плоскостопие и другие заболевания.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии должны быть направлены на формирование у студентов, комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма. Основная задача физического воспитания заключается в формировании у студентов осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к преодолению необходимых для полноценного функционирования физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Список литературы

1. Дижонова Л.Б. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании/Т.Н. Хаирова, Л.Н. Слепова, М.К. Татарников//Известия ВолгГТу, серия Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе – Выпуск 4. – 2007, №7(33) – С. – 99-101.

Просмотров работы: 994