Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.
В современных условиях коренное изменение роли и функций педагога определяет необходимость корректировки задач работы по повышению его профессиональной компетентности на основе:
повышения уровня психолого-педагогической культуры педагогов;
выращивания новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;
организации процесса самопознания и рефлексии;
профилактики «синдрома эмоционального выгорания»;
формирования мировоззренческих и деятельностных основ личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса;
формирования у педагогов мотивации достижения;
развития профессиональной инициативы и творческого потенциала личности педагогов [1, режим доступа ftp://lib.herzen.spb.ru/text/bendyukov_7_17_78.pdf].
Традиционно в системе дошкольного образования решение задач профессионального развития педагогов осуществляется во взаимодействии методических служб детских садов, муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования, других образовательных и научных учреждений и организаций, ассоциаций, занимающихся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами.
В современных условиях модернизации системы дошкольного образования все большее значение приобретает грамотная организация методической службы в ДОО. По нашему мнению, рост видового разнообразия организаций, осуществляющих образование дошкольников, введение новых программ, стандартов, изменение требований к профессиональной компетентности педагога определяю необходимость планомерной работы методических служб именно на уровне ДОО.
Важное значение в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОО отводится организации методической работы с педагогами, направленной на повышение профессионального уровня, обмен положительным опытом и внедрение новаций в практическую деятельность педагогов на основе использования современных технологий обучения и воспитания.
Сфера деятельности методической службы ДОО в различных областях деятельности достаточно обширна. Среди важнейших направлений можно выделить следующие:
мониторинг потребностей педагогических кадров в переподготовке, повышении квалификации, совершенствовании профессионального мастерства;
организация методических мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических кадров, их профессиональной компетентности и педагогического мастерства;
методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса;
организационно-методическая помощь педагогам в обобщении и распространении опыта работы, в подготовке к прохождению аттестации;
пропаганда и внедрение новых программ, педагогических технологий и методик дошкольного образования;
инициирование опытно-экспериментальной работы, обмена опытом с инновационными ДОО;
организация методической работы с кадрами инновационных ДОО, перевод учреждений в режим развития;
организация сотрудничества с муниципальными методическими службами, институтами повышения квалификации, вузами, НИИ [4, с.8].
Фактически решение этих задач направлено на развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы, включающими:
повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;
изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,
помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями [3, с.23].
Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в области формирования математических представлений следует рассматривать важнейшим направлением современной методической и профессиональной подготовки в ДОО. Эффективное формирование математических представлений у дошкольников педагогами ДОО может обеспечить только организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.
Рассматривая условия развития профессиональной компетентности педагогов ДОО, необходимо отметить, что основными задачами методического руководства работой по формированию элементарных математических представлений в ДОО выступают:
организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов;
оказание своевременной квалифицированной помощи по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду»;
организация контроля за работой воспитателей по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду» и усвоением детьми предусмотренных программой знаний, умений и навыков;
изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей [2, режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm].
Эффективность методического руководства работой педагогов по формированию математических представлений у дошкольников определяется следующими требованиями:
1. Плановость.
2. Целенаправленность.
3. Систематичность.
4. Использование дифференцированного подхода.
5. Контроль (проверка исполнения).
6. Координирование.
7. Непрерывность повышения квалификации и др. [5, стр. 17].
Реализация задач методического руководства осуществляется через коллективные и индивидуальные формы работы с кадрами, наиболее популярными из которых являются семинары-практикумы, проблемные кружки.
В ходе проблемных кружков обсуждается инновационные подходы к формированию математических представлений у дошкольников.
Важнейшей составляющей процесса развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в формировании математических представлений у дошкольников выступает методическая работа. Эффективность организации методического руководства работой педагогов ДОО по формированию математических представлений дошкольников обеспечивается: плановостью, целенаправленностью, систематичностью, использованием дифференцированного подхода, контролем (проверка исполнения), координированием, непрерывностью повышения квалификации. Методическое руководство процессом формирования математических представлений у дошкольников осуществляется с использованием индивидуальных форм работы с педагогами и носит дифференцированный характер.
Список использованной литературы:
Бендюков М.А. Психология профессионального развития в условиях рынка труда [Электронный ресурс] – Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/bendyukov_7_17_78.pdf
Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm
Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23–30.
Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1 (35). – С. 8-15.
О концепции математического развития дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - №5.- С. 17-20.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.