УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть одной из приоритетных в деятельности интегрированной группы детского сада. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей.

Дети с ОВЗ должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми. В связи с этим целью каждого воспитателя должно быть создание условий для самопознания ребенка, гармоничного его взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Для этого необходимо:

  • В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развивать у детей навыки общения;

  • Развивать знания детей об окружающей действительности, о людях, их взаимоотношениях;

  • Воспитывать у детей культуру чувств как способность проявлять эмоции социально приемлемым образом;

  • Развивать самостоятельность детей в общении и деятельности.

Книга, художественная литература – один из важных источников получения знаний об окружающей действительности, об взаимоотношениях между людьми. Воспитатель должен со всей ответственностью относиться к выбору книги, постоянно помня о том, какой социальный опят получат дети, прослушав её. При выборе книги для чтения в группе педагог ориентируется на содержание, развитие гуманных отношений между людьми, детьми, к природе, животным, миру в целом. Прочитанные произведения обсуждаются в группе детей и индивидуально. Внимание воспитателя обращено на жизненный опыт ребёнка (детей), связь прочитанного с последующей деятельностью и поведением детей. Педагог помогает ребёнку (детям) обнаружить противоречия, причины поступков героев художественных произведений, сделать выводы и обобщения, оценить поступки героев.

Педагогу необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети могли упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей в детском саду должна быть наполнена этими ситуациями (подготовка подарков друг другу и родителям, помощь в поддержании порядка и чистоты в группе). Воспитатель должен не только использовать случаи, возникающие стихийно, но и специально организовывать ситуации, включать их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем видам программы.

Одним из важных видов работы воспитателя в интегрированной группе является организация свободной деятельности детей. Как сделать так, чтобы каждый ребёнок был занят тем, что ему интересно и полезно. И при этом были учтены интересы других детей. Умение договариваться, распределять роли – вот чему должен научить педагог детей старшего дошкольного возраста. Помочь ему в этом может «Доска выбора» основанная на теории социально – эмоционального развития и разработана нидерландским психологом Хермансом. Он связывает социально – эмоциональное развитие с двумя сторонами личности:

- со стороной, ориентированной на «я»;

- со стороной, ориентированной на «другого», «другое».

В связи с этим он выделяет два мотива поведения: мотив С (свой), мотив Д (другой). Мотив С способствует развитию самого себя, своих возможностей качеств. Мотив Д является стимулом для развития хорошего взаимопонимания с другими и правильного восприятия другого. Оба мотива должны развиваться пропорционально, если мы хотим достичь эффекта гармоничного социально – эмоционального развития.

Сделать «Доску выбора» может каждый воспитатель. Для этого надо всю группу условно разделить на игровые зоны, в которых играют дети и определить максимальное количество детей, которые могут одновременно играть там (игровая зона, раздевалка, кукольный, книжный, природный уголки и т. д. Например, группа – это поляна (из ДВП делается круг обклеивается зелёной самоклеющейся плёнкой), условные игровые зоны – это цветы (разные по цвету, количество лепестков соответствуют количеству максимального количества детей, которые могут находиться в данной игровой зоне). На серединке каждого цветка обязательно должны быть условные обозначения понятные для детей, какую игровую зону он представляет, а также кармашек для фишки, на которой будет написано максимальное количество детей, которое может находиться в данной игровой уголке. На лепестке каждого цветка тоже находится кармашек для фишек, но эти кармашки для детей. Прежде, чем пойти играть, каждый ребёнок должен подойти к доске, посмотреть, где и сколько человек одновременно может находиться. Например, ребёнок хочет почитать, он подходит к доске и кладёт свою фишку на свободный лепесток того цветка, который обозначает уголок для чтения, при смене условной игровой зоны дети обязательно должны менять и место положения фишки. При знакомстве с «Доской выбора» воспитатель раздаёт детям фишки разные по цвету и объясняет правила. Конечно, не сразу всё получается, но дети включаются в игру. Первое время, по привычке они могут забывать перекладывать фишки и убирать их в коробочку, когда уходят домой. Здесь воспитателю надо постоянно напоминать детям о правилах, и они постепенно входят в систему. Каждый ребёнок может сам определиться со своим занятием и ему не надо подходить к педагогу, спрашивая разрешения. У детей воспитывается организованность, самостоятельность, чувство коллективизма (они договариваются играть вместе, или меняются местами в игровых зонах в соответствии с условиями игры).

Таким образом, мы выделили следующие условия социализации детей с ОВЗ в условиях интегрированной группы детского сада:

  • это внимание к взаимоотношениям между детьми;

  • чтение правильно подобранной художественной литературы и обсуждение её;

  • создание ситуаций для приобщения детей к трудовой деятельности;

  • создание определённых условий в предметно – развивающей среде, чтобы дети могли самостоятельно организовывать самостоятельную игровую деятельность.

Литература.

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368с.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336 с.

3. Социальное воспитание и свобода личности: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (24-25 апреля 2013г)/под общ. ред. Проф. Л.И.Гриценко. – Волгоград:изд-во ВГАПКиПРО, 2013 – 288 с.

4. Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. -- Ростов-на-Дону, 2004 – 144 с.

Просмотров работы: 1111