НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Хомушку Ч.А. 1
1Алтайский государственный педагогический университет Барнаул, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др., освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно. Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано.

В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению нравственных ценностей [1]. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности. Для выявления условий нравственного развития человека, необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания. Элементарной формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа. Следующий уровень морального сознания – нравственное качество. Когда у индивида сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек способен самостоятельно принимать решения.

Еще более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный принцип», в котором обозначаются выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые служат основанием для частных норм поведения (И.С.Кон, И.Л.Зеленкова, А.А. Гусейнов).

Наконец, наиболее абстрактный слой морального сознания отражается в понятии «нравственной ценности». Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.

С нашей точки зрения именно усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, понимание их абсолютного и универсального характера должно стать перспективной целью в воспитательной работе с детьми. Особое значение при этом получает система ценностных ориентаций. Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в регуляции его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из-за эгоистических интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает последовательность в поведении, верность выбранной цели, не смотря на обстоятельства.

Понятие «нравственное воспитание» П.И. Подласый раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Основные задачи нравственного воспитания:

  1. формирование нравственного сознания;

  2. воспитание и развитие нравственных чувств;

  3. выработка умений и привычек нравственного поведения [2, c. 163].

Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания, моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку [3, с. 30].

В период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя.Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы).

Мы проанализировали способы формирования нравственного воспитания младших школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Итак, рассматривая нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

  1. «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности» [4, с. 27].

  2. Обеспечивать эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

  3. Создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

  4. Утверждать радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

  5. Учитывать положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

  6. Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Практическая часть исследования была проведена в муниципальной бюджетной общеобразовательной школе № 3 г. Ак-Довурака Республики Тыва. Эксперимент был организован и проведен осенью 2014 г. в рамках учебно-воспитательной работы под руководством учителя начальных классов высшей категории С.Ш. Ооржак.

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в изучении нравственных качеств учащихся начальной школы в учебно-воспитательной деятельности.

На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей.

2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.

3. Определение степени эффективности педагогических условий в процессе формирования нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы.

Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: беседа и анкетирование.

Данные анкетного опроса учителей и родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных (91 %) оценили её как актуальную (76 человек). В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Анкетирование учащихся 1-4 классов (120 человек) показало, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники (24,6 %), преуспевающие бизнесмены и предприниматели (25,3 %), учителя (18,4 %), герои литературных произведений и фильмов (19,2 %), друзья и знакомые (12,5 %).

Затем мы выявили степень интереса младших школьников к нравственной проблематике. Для этого использовали методику М. Рокича, модифицированную Е.Ф. Шубиной. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям социального характера таким, как удачная учеба, бизнес, богатство (в среднем около 60 %). Более низкую оценку получили такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. (в среднем около 40 %). В ходе констатирующего эксперимента были также применены методики Н.Е. Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники. 42,5 % учащихся считали себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Около 30 % учащихся не смогли ответить, считают ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Более 19 % не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.

В данном исследовании мы не ставили цель выявить конкретных учеников, склонных или не склонных мыслить нравственно, поэтому анкетирование проводилось анонимно.

На констатирующем этапе, в беседе с завучем по работе с начальными классами был выявлен учитель, проводящий целенаправленную работу по нравственному воспитанию у детей (2 «А» класс). Второй учитель, участвующий в эксперименте, был выбран нами произвольно (2 «В» класс).

В беседе с этими учителями выяснилось, что учитель 2 «А» класса в работе по нравственному воспитанию использует множество разнообразных методов и приемов:

  • этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время),

  • рассказы на этическую тему,

  • диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем),

  • письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом),

  • пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т. п.),

  • встречи с «интересными» людьми (в класс приходили актеры, милиционер, врач, военный).

  • походы в театры.

Учитель 2 В класса – такие:

  • разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка),

  • рассказ на этическую тему,

  • сочинения на нравственную тему (некоторые также зачитываются вслух),

  • пример.

Мы видим, что большее разнообразие методов формирования нравственного поведения у учителя 2 «А» класса. Проверить положение выдвинутой гипотезы об использовании разнообразных методов и приемов для повышения эффективности работы по формированию нравственности можно путем выявления уровня её сформированности.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.

При исследовании нравственного опыта младших школьников мы использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов, опрос.

При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости. Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Опрос. Для этого на первом этапе исследования учащимся 2 «А» и 2 «В» классов было предложено ответить на вопросы, с целью проверки знаний о таких нравственных нормах как «доброжелательность» и «ответственность»:

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Анализ ответов испытуемых показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. Во 2 «А» и 2 «В» классах неправильно понимают содержание данных моральных норм. Так, при характеристике ответственности человека, среди ответов испытуемых встречаются такие суждения: «Ответственный человек – это тот, кто отвечает, когда спрашивает учитель». Показатель того, что испытуемый имеет относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта. Во 2 «А» классе они составляют 15 %, во 2 «В» – 40 %.

Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения данных моральных норм отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.

Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.

Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.

В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем знаний нравственных норм. Она составляет 60 % от выборки 2 «А» класса и 50 % 2 «В» класса.

Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем знаний нравственных норм, их содержания и способов поведения – 25 % во 2 «А» и 10 % во 2 «В» классе. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.

Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как доброжелательность и ответственность. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений младших о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние кумиров, сверстников и т.д. Следовательно, младшие школьники находятся на «малоустойчивой стадии нравственной воспитанности» (по определению А.В. Зосимовского). Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

На основе полученных результатов был сделан вывод о недостаточной степени развития у школьников 2 «В» класса нравственных качеств. Проведённое нами ранжирование основных причин недостаточного уровня сформированности составило следующий ряд убывания: недостаточно высокий уровень использования возможностей нравственного воспитания на уроках и во внеурочное время, недостаточная разработанность методической базы; недостаточная подготовленность педагогов к работе в этом направлении.

Список литературы

  1. Жарикова Л. И. Аксиологический кризис в развитии личности и общества на современном этапе / Человек и культура в третьем тысячелетии : сборник материалов второго культурологического конгресса Алтайского края «Стратегия и перспективы взаимодействия человека и культуры в третьем тысячелетии», Барнаул, 26-27 сентября 2013 года / под ред. С.А. Ан, Е.И. Балакиной. – Барнаул : АлтГПА, 2013. – С. 71-74.

  2. Подласый П. И. Педагогика : Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М. : Просвещение, 1996. – 432 с.

  3. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников : Пособие для класс. руководителей. – М. : Просвещение, 1983. – 160 с.

  4. Богданова О. С., Калинина О. Д., Рубцова М. Б. Этические беседы с школьниками. – М., 1997. – 189 с.

Просмотров работы: 4424