ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лазаренко А.В. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. В свою очередь, актуальной задачей для школы становится создание условий для развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [7, с.11].

Одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС НОО являются требования к метапредметным результатам, в частности, требования по формированию универсальных учебных действий (УУД) у детей младшего школьного возраста [7].

Федеральные государственные стандарты нового поколения пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ обязательное формирование универсальных учебных действий. Отсюда следует, что главным в развитии личности ребёнка является умение учиться через познание мира в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

По мнению А.Г. Асмолова термин «универсальные учебные действия» означает «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих усвоение новых знаний самостоятельно, формирование умений, включая организацию этого процесса» [2, с. 27].

Объектом нашего исследования является процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2, с. 30].

Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности личности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Кроме того, они определяют образ «Я» как систему представлений о себе и отношений к себе [1, с.37].

Именно этим обусловлено особое внимание и интерес к коммуникативным универсальным учебным действиям в концепции развития универсальных учебных действий.

Так как общество сегодня требует от человека умения мгновенно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни, находить общий язык с любым человеком и находить решение даже самых сложных вопросов, то приоритетной задачей школы является подготовка коммуникабельного ученика, способного ориентироваться в любой ситуации.

Но при этом школа должна создать все условия для формирования и развития такой личности. В большей степени формирование универсальных учебных действий производится на уроках, но для нас большой интерес представляет внеурочная деятельность, так как именно здесь учащиеся в непринужденной обстановке могут более полно раскрыть себя и свои способности.

К сожалению, этот вопрос остается недостаточно как практически, так и теоретически изученным. Отсюда проблемой исследования является выявление комплекса результативных форм внеурочной деятельности в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [5, с.19].

Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеклассной работой с целью формирования и развития навыков обучающихся [4, с.12].

В педагогической практике существует огромное количество разнообразных форм организации внеурочной деятельности: словесно-логические, игровые, образно-художественные, трудовые, психологические и так далее. Для нас большой интерес представляют именно интерактивные формы работы. Это объясняется тем, что сейчас общество делает социальный заказ на выпускников, которые способны ориентироваться в незнакомой ситуации, умеют извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивают ее в виде новых знаний и применять эти знания на практике.

Как отмечает В.А. Мижериков,интерактивный(«Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [3, с. 114].

Ссылаясь на данного автора, необходимо отметить, что интерактивное обучение и воспитание — это специальная форма организации познавательной деятельности, целью которой является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [3, с. 115].

При использовании интерактивных форм обучения и воспитания резко меняется роль учителя, он перестаёт быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для сравнения мы проанализировали литературу и составили таблицу взаимоотношений учителя с учащимися при использовании активных и пассивных форм и методов воспитания (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика форм и методов воспитания

Пассивные формы и методы воспитания

Активные формы и методы воспитания

Интерактивные формы и методы воспитания

Классный руководитель играет центральную роль на занятии

Используется метод обсуждения проблем

Классный руководитель - организатор воспитательного процесса

Преобладает монологовый режим общения

Устанавливается диалоговый режим

Дает консультации, помогает в серьезных затруднениях

Учитель сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план

Центральная роль классного руководителя остается

Занятие проводится в виде сотрудничества и взаимодействия

Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых

Занятия не имеют жесткой структуры

Учащиеся на занятиях взаимодействуют друг с другом

 

Формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения

Классный руководитель заботится о направлении усилия на положительный результат

Таким образом, из таблицы 1 видно, что при использовании интерактивных форм организации внеурочной деятельности воспитанник определяет цель деятельности – классный руководитель помогает ему в этом. Кроме того, воспитанник открывает новые знания – классный руководитель рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает – классный руководитель содействует, воспитанник активен – классный руководитель создает условия для проявления активности.

Отсюда следует, что интерактивные формы и методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.

Для решения воспитательных и учебных задач учитель может использовать следующие интерактивные формы внеурочной деятельности в начальной школе: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); мастер класс.

Существуют и другие формы интерактивного обучения и воспитания такие как, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и другие. В результате анализа взглядов различных авторов [1; 6; 8; 9] мы выделили формы интерактивного обучения и воспитания, которые могли бы являться эффективными в процессе формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста: круглый стол на основе дискуссии, модифицированные дебаты, мозговой штурм, ролевые и деловые игры, работа в группах (парах), интерактивная экскурсия, мастер-класс.

Выбор перечисленных форм обусловлен простотой в организации, легкости в восприятии и выполнении заданий для детей данного возраста.

Мы предположили, что процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет успешным, если:

- в качестве средства её организации систематически и целенаправленно использовать комплекс разнообразных интерактивных форм внеурочной деятельности, а именно: круглый стол, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, case-study, мастер класс и др.;

- интерактивные формы внеурочной деятельности будут реализовываться в комплексе и способствовать созданию эмоционально-комфортной атмосферы обучения, развития и воспитания детей во внеурочной деятельности (благоприятный климат в классе, демократический стиль общения, радость новых открытий, стремление стать лучше);

- интерактивные формы внеурочной деятельности будут соответствовать возрастным особенностям обучающихся.

Для проверки теоретических положений и выдвинутой гипотезы нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по формированию коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста с использованием интерактивных форм организации внеурочной деятельности, которое проводилось на базе МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сургута. В эксперименте участвовали обучающиеся двух третьих классов. Опытно-экспериментальная работа проводилась с декабря по май 2014г.

Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в проверке результативности комплекса интерактивных форм организации внеурочной деятельности в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Для определения исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем этапе эксперимента применялась целая серия диагностик: узор под диктовку Г.А. Цукерман, «рукавички» Г.А. Цукерман, «левая и правая стороны» Ж. Пиаже, «совместная сортировка» Г.В. Бурменская, «дорога к дому» [2].

Результаты диагностик определялись по следующей шкале:

5 баллов (высокий уровень) – успешно самостоятельно справляется с поставленной задачей без ошибок;

  1. балла (средний уровень) – справляется с поставленной задачей только при помощи учителя, допуская незначительные ошибки;

1 балл (низкий уровень) – не справляется с поставленной задачей, возникают большие трудности при ее решении.

Результаты экспериментальной работы позволили выделить уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (таблица 2).

Таблица 2

Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников (по А.Г. Асмолову)

Вид коммун.

УУД

Показатели

Уровень сформированности

Высокий

20-30 баллов

Средний

10-18 баллов

Низкий

1-8 баллов

Коммуникация как кооперация

Участие в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки.

Участвует в работе группы, распределяет роли, договаривается с другими.

- активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми,

- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения.

- понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи.

- ведомый

- не хочет участвовать в диалоге.

- не слушает и не понимает других.

Коммуникация как интериоризация

Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное.

- владеет большим словарным запасом и активно им пользуется.

- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

- читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.

-молчит, не может оформить свои мысли

-читает, но не понимает прочитанного

Коммуникация как интеракция

Отстаивает свою точку зрения, соблюдает правила речевого этикета и дискуссионной культуры

Понимает точку зрения другого.

- отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен

- умеет слушать и слышать, дает обратную связь

- ситуативно отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен.

- слушает, но не всегда дает обратную связь

- пассивен или агрессивен.

- молчит, игнорирует другого человека

Рисунок 1. Результаты диагностики исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 «В» класса

(констатирующий этап)

Рисунок 2. Результаты диагностики исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 «Г» класса

(констатирующий этап)

Из рисунков 1 и 2 видно, что полученные результаты указывают на преобладание детей со средним уровнем сформированности коммуникативных УУД. Сравнивая результаты изучения исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в обоих классах, мы выяснили, что в 3 «В» классе он немного выше, чем в 3«Г». Поэтому в качестве экспериментальной группы мы определили 3 «Г» класс, в котором проводился формирующий эксперимент, в то время как в 3 «В» классе (контрольная группа) внеурочная деятельность организовывалась в естественных условиях.

Целью формирующего эксперимента являлось повышение уровня коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста посредством интерактивных форм внеурочной деятельности. Для проведения эксперимента нами была разработана программа внеурочной деятельности «Вместе веселее!» с использованием комплекса интерактивных форм внеурочной деятельности, направленную на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Другое направление, осуществляемое нами на этапе формирующего эксперимента – планирование и осуществление методической работы с учителями начальных классов.

На собраниях методических объединений рассматривались следующие темы:

  1. Особенности развития у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

  2. Интерактивные формы организации внеурочной деятельности. Особенности проведения таких занятий.

Проведенная работа позволила учителям отметить, что использование интерактивных форм внеурочной деятельности позволяет меньшему количеству учащихся оставаться пассивными, а также то, что качество преподавания возрастает, повышается мотивация младших школьников.

После завершения формирующего этапа нашего исследования был организован и осуществлен контрольный эксперимент, цель которого - выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников после проделанной работы.

На данном этапе эксперимента была сделана повторная оценка уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников. В работе были применены те же методики, что и на первом, констатирующем этапе.

Результаты диагностики уровня сформированности у детей экспериментальной и контрольной групп в ходе констатирующего и контрольного экспериментов представлены в рисунках 3 и 4.

Рисунок 3. Результаты диагностики сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей экспериментальной и контрольной групп

(контрольный эксперимент)

Рисунок 4. Результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий у детей экспериментальной и контрольной групп

(контрольный эксперимент)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что используемый нами в системе и целенаправленно в рамках программы внеурочной деятельности «Вместе веселее!» комплекс интерактивных форм внеурочной деятельности, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, дал положительный результат. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

Проведенный нами эксперимент показал, что интерактивные формы организации внеурочной деятельности обеспечивают эффективность процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Список литературы:

  •  
    1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 233, [1] c. - (Стандарты второго поколения).

    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. – 112с.

    3. Купаевцев, А.В.Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика/ А.В. Купаевцев. - №10. – 2005. – С. 27-33.

    4. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544с.

    5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).

    6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

    7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010. – 36с.

    8. Штильман, Н.В. Нетрадиционные формы внеурочной работы: визитка. – М.: Педагогические науки. - 2006. - №4. - С.146-147

    9. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). - Краснодар, 1993. - 68с.

10

Просмотров работы: 10320