ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Андронова С.В. 1, Андронова В.А. 2
1МДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида"
2ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, обособленное существование различных народов невозможно, наблюдается тенденция расширения границ межэтнического взаимодействия, увеличение контактов между людьми разных национальностей, усиление полиэтничности общества. Разнообразие культурного окружения человека нередко приводит к возникновению противоречий между системой ценностей людей разных этнических групп, затрудняет адаптацию личности в данной среде, и может привести к потере этнической идентичности человека.

В связи с этим проблема воспитания младших поколений на основе народной культуры становится весьма актуальной. Старший дошкольный возраст является сенситивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него этнической компетентности, кроме того, возможности данного возраста позволяют формировать первичные представления о различных явлениях, процессах, в том числе и культурных особенностях народов.

Поликультурное образование нацелено на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

К задачам поликультурного образования дошкольников относятся:

- овладение детьми культурой своего собственного народа;

- формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям;

- развитие умений и навыков взаимодействия с представителями различных культур;

- воспитание детей в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Проанализируем, каким образом задачи поликультурного образования отражены в содержании современного дошкольного образования.

Так, программа «Планета детства» (авт. Т. Н. Таранова и др.) направлена на развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям мировой и отечественной культуры. В комплексной программе «Я - человек» С. А. Козловой в связи с темой поликультурного образования следует отметить раздел «Земля наш общий дом», целями которого являются: воспитание интереса и уважения к культуре, формирование представлений о своей стране и народах, ее населяющих и др. [1, с. 18].

Программа «Детство» В. И. Логиновой предполагает поликультурное образование детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, родной язык, литературу. В связи с этим большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству народов России [1, с. 20].

Задачей программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева) является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, особенностями культуры [1, с. 24].

В учебном пособии «Родной дом» (авт. М. Ю. Новицкая, Е. В. Мартинкова) представлена система комплексной работы по подготовке детей к школе на основе материала традиционной семейно-бытовой культуры. Пособие с помощью загадок, пословиц, произведений детского фольклора знакомит дошкольников с миром природы, старинным домом, его устройством и утварью, со способами воспитания детей [1, с. 30].

В программе «Живой мир образов» (авт. Р. Г. Казакова) содержание поликультурного образования включает в себя три направления работы: ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью, историей и др.

Программа «Мой дом родной» (под ред. Т. И. Оверчук) направлена на формирование любви к родине на основе приобщения к национальной культуре. Целью программы «Наследие» (авт. М. Ю. Новицкая, Е. В. Соловьева) является введение детей в традиционную русскую культуру, формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству, уважения и дружбы между людьми разных национальностей [1, с. 21].

Программа «Валдоня» («Светлячок») (авт. Н. А. Адаева, Т. В. Глазкова, О. С. Ерюшкина и др.) предлагает насыщенное образовательное содержание, нацеленное на формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, творческое развитие детей в различных видах деятельности, нравственное и поликультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями из жизни разных народов, развитию интереса к культуре мордовского, русского, татарского и других народов, проживающих в Поволжье через разучивание народных песен, подвижных игр, знакомство с малыми фольклорными жанрами и декоративно-прикладным искусством. По мнению авторов программы, поликультурное образование дошкольников возможно при условии использования преимущественно подлинных образцов народной культуры [2, с. 6].

Задачи поликультурного образования дошкольников реализуются как в процессе умственного воспитания, предполагающего расширение кругозора, словарного запаса, развитие речи дошкольников, так и художественно-эстетического воспитания по трем направлениям: 1) народное искусство включается в повседневную жизнедеятельность детей как неотъемлемая часть эстетической среды; 2) искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства; 3) искусство используется в разных видах эстетической деятельности и является в качестве эталона прекрасного.

Содержание художественно-эстетического воспитания включает знания в области народного искусства, знакомство с фольклором, народными музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, участие в подготовке и проведении народных праздников. Знакомство с народным искусством предполагает учет региона, в котором расположено дошкольное учреждение, национальный состав в группе и регионе. В «Программе обучения и воспитания в детском саду» указывается на необходимость знакомства детей старшего дошкольного возраста с культурой родного народа, а затем с обычаями, этнической культурой разных стран в следующей последовательности:

  • общее знакомство с видом искусства, показ, слушание;

  • рассказ об истории возникновения вида искусства;

  • показ произведений данного вида искусства;

  • знакомство с произведениями народного искусства разных народов, их сравнение;

  • объяснение необходимости сохранения и бережного отношения к народной культуре.

Таким образом, задачи поликультурного образования дошкольников вытекают из общих целей поликультурного образования личности и состоят в том, чтобы познакомить ребенка со своей культурой, другими культурами, сформировать у детей основу уважения к другим народам. Наличие вариативного программно-методического обеспечения поликультурного образования позволяет воспитателям выбрать ту программу, которая отвечает потребностям образовательной организации, родителей, возможностям воспитанников.

Литература

  1.  
    1. Васильева, М. А. Программа обучения и воспитания в детском саду: сборник программ / М. А. Васильева. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 208 с.

    2. Валдоня (Светлячок): программа и методические рекомендации / Н. А. Адаева, Т. В. Глазкова, О. С. Ерюшкина и др.; отв. ред. И. М. Фадеева. – Саранск : Красный Октябрь, 2000. - 68 с.

Просмотров работы: 2225