В связи с этим проблема воспитания младших поколений на основе народной культуры становится весьма актуальной. Старший дошкольный возраст является сенситивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него этнической компетентности, кроме того, возможности данного возраста позволяют формировать первичные представления о различных явлениях, процессах, в том числе и культурных особенностях народов.
Поликультурное образование нацелено на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
К задачам поликультурного образования дошкольников относятся:
- овладение детьми культурой своего собственного народа;
- формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям;
- развитие умений и навыков взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание детей в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Проанализируем, каким образом задачи поликультурного образования отражены в содержании современного дошкольного образования.
Так, программа «Планета детства» (авт. Т. Н. Таранова и др.) направлена на развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям мировой и отечественной культуры. В комплексной программе «Я - человек» С. А. Козловой в связи с темой поликультурного образования следует отметить раздел «Земля наш общий дом», целями которого являются: воспитание интереса и уважения к культуре, формирование представлений о своей стране и народах, ее населяющих и др. [1, с. 18].
Программа «Детство» В. И. Логиновой предполагает поликультурное образование детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, родной язык, литературу. В связи с этим большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству народов России [1, с. 20].
Задачей программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева) является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, особенностями культуры [1, с. 24].
В учебном пособии «Родной дом» (авт. М. Ю. Новицкая, Е. В. Мартинкова) представлена система комплексной работы по подготовке детей к школе на основе материала традиционной семейно-бытовой культуры. Пособие с помощью загадок, пословиц, произведений детского фольклора знакомит дошкольников с миром природы, старинным домом, его устройством и утварью, со способами воспитания детей [1, с. 30].
В программе «Живой мир образов» (авт. Р. Г. Казакова) содержание поликультурного образования включает в себя три направления работы: ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью, историей и др.
Программа «Мой дом родной» (под ред. Т. И. Оверчук) направлена на формирование любви к родине на основе приобщения к национальной культуре. Целью программы «Наследие» (авт. М. Ю. Новицкая, Е. В. Соловьева) является введение детей в традиционную русскую культуру, формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству, уважения и дружбы между людьми разных национальностей [1, с. 21].
Программа «Валдоня» («Светлячок») (авт. Н. А. Адаева, Т. В. Глазкова, О. С. Ерюшкина и др.) предлагает насыщенное образовательное содержание, нацеленное на формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, творческое развитие детей в различных видах деятельности, нравственное и поликультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями из жизни разных народов, развитию интереса к культуре мордовского, русского, татарского и других народов, проживающих в Поволжье через разучивание народных песен, подвижных игр, знакомство с малыми фольклорными жанрами и декоративно-прикладным искусством. По мнению авторов программы, поликультурное образование дошкольников возможно при условии использования преимущественно подлинных образцов народной культуры [2, с. 6].
Задачи поликультурного образования дошкольников реализуются как в процессе умственного воспитания, предполагающего расширение кругозора, словарного запаса, развитие речи дошкольников, так и художественно-эстетического воспитания по трем направлениям: 1) народное искусство включается в повседневную жизнедеятельность детей как неотъемлемая часть эстетической среды; 2) искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства; 3) искусство используется в разных видах эстетической деятельности и является в качестве эталона прекрасного.
Содержание художественно-эстетического воспитания включает знания в области народного искусства, знакомство с фольклором, народными музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, участие в подготовке и проведении народных праздников. Знакомство с народным искусством предполагает учет региона, в котором расположено дошкольное учреждение, национальный состав в группе и регионе. В «Программе обучения и воспитания в детском саду» указывается на необходимость знакомства детей старшего дошкольного возраста с культурой родного народа, а затем с обычаями, этнической культурой разных стран в следующей последовательности:
общее знакомство с видом искусства, показ, слушание;
рассказ об истории возникновения вида искусства;
показ произведений данного вида искусства;
знакомство с произведениями народного искусства разных народов, их сравнение;
объяснение необходимости сохранения и бережного отношения к народной культуре.
Таким образом, задачи поликультурного образования дошкольников вытекают из общих целей поликультурного образования личности и состоят в том, чтобы познакомить ребенка со своей культурой, другими культурами, сформировать у детей основу уважения к другим народам. Наличие вариативного программно-методического обеспечения поликультурного образования позволяет воспитателям выбрать ту программу, которая отвечает потребностям образовательной организации, родителей, возможностям воспитанников.
Литература
Васильева, М. А. Программа обучения и воспитания в детском саду: сборник программ / М. А. Васильева. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 208 с.
Валдоня (Светлячок): программа и методические рекомендации / Н. А. Адаева, Т. В. Глазкова, О. С. Ерюшкина и др.; отв. ред. И. М. Фадеева. – Саранск : Красный Октябрь, 2000. - 68 с.