К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ

Гаврилова Н.С. 1, Есмурзаева Ж.Б. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина г.Омск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начале XXI века информация для современного общества, как и государства в целом, становится стратегическим ресурсом. От эффективного использования информации зависит безопасность государства и перспективы формирования демократического и гражданского общества, как общества информационного, где реализуются все конституционные права и свободы граждан, в том числе, право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п.4 ст. 29 Конституции РФ).

Информационная сфера подвергается угрозам и опасностям в различных аспектах жизнедеятельности человека: экономической, военной, политической, социальной, психологической, международной и др.

Приведённые выше аспекты, можно разделить на 3 большие группы или составляющие информационной безопасности:

- техническая составляющая информационной безопасности, речь идёт о применении компьютерных телекоммуникационных технологий (включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческий фактор, технологии используемые в системах вооружений), о работе информационной сети Интернет, телефонной связи и т. п.

  • социально-политическая составляющая информационной безопасности, которая в свою очередь включает различные приемы PR (в том числе и «черного»), используемые в политической рекламе, пропаганде и агитации, различные формы идеологического, информационно - психологического воздействия, в основе которых лежит манипулирование человеческим сознанием и поведением;

  • служебная составляющая информационной безопасности; речь идёт о государственной тайне, секретных документах, коммерческой тайне, конфиденциальности информации).

Несмотря на то, что термины «информационная угроза», «информационное оружие», «информационные войны» достаточно широко используются в научной литературе, чёткого представления о том, что понимается за перечисленными терминами у основной массы населения нет, включая, к сожалению и ряд представителей СМИ, и властных структур.

Обществу ещё только предстоит выработать порядок и нормы безопасного информационного взаимодействия, безопасного, как для индивида, так и для общества в целом. Российское общество особенно уязвимо в связи с его переходным состоянием, сменой социально-политического и экономического устройства, с глубоким разрывом в уровне социально-экономического развития регионов и различных социальных групп. В одной из своих речей американский президент Р. Никсон говорил, что доллар, вложенный в пропаганду, важнее десяти долларов, вложенных в вооружение, поскольку он начинает работать сразу же. Несформированная в обществе информационная культура, нежелание или неумение следовать правилам информационной безопасности может привести к тому, что в стране произойдёт смена власти, «причём население даже не ощутит, что управление этими процессами носит внешний характер» и совершенно не соответствует его интересам [10].

Таким образом, применительно к России, угрозы информационной безопасности могут быть рассмотрены, как возможные попытки потенциального противника использовать собственные информационные системы для психологического давления на российское общество и ее граждан либо, как попытки поставить под контроль Запада российские информационные системы, что может иметь пагубные последствия для страны в случае военного конфликта с другими государствами, парализовать управление государством и его Вооруженными силами, нарушить функционирование важнейших отраслей экономики, жизнь и быт граждан, создать хаос и панику, подавить у населения волю к сопротивлению возможной агрессии, сделать страну беззащитной в полном смысле этого слова.

Определяя круг актуальных проблем информационной безопасности современной России, необходимо определить:

  • Понятие информационной безопасности;

  • Критерии классификацииинформационной безопасности;

-Пределы возможного вмешательства и контроля за СМИ и другими структурами, участвующими в информационно-коммуникационных процессах со стороны государства или общества, и каковы возможные формы такого вмешательства?

Кроме того, необходимо отметить, что изучение данных вопросов требует использования междисциплинарных подходов, обращения к результатам исследований различных наук.

Проблемы информационной безопасности можно раскрыть, используя в качестве ключевых следующие термины: информационная безопасность, информационный риск, информационная угроза, информационный вызов, информационная война и др.

В ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) информация трактуется, как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления» [17].

Информатизация, в свою очередь, рассматривается в литературе, как процесс (организационный, социально-экономический, научно-технический) создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информация, как утверждает Э.М. Андреев, «универсальный инструмент прогресса человечества, глобальный и наиболее дефицитный ресурс развития современного общества одна из основных общечеловеческих и национально-государственных ценностей»[1].

Профессор Г. Поченцов, заведующий кафедрой международных коммуникаций и связей с общественностью Института международных отношений Киевского университета им. Т. Шевченко, президент Украинской ассоциации Паблик Рилейшнз подчёркивает, что информация сегодня несет в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но в гораздо более значительной степени, чем это было раньше [10].

Время изменило не столько суть информации, сколько интенсивность воздействия, поменяло контексты применения. Очень возросла роль публичной информации в принятии политических решений. Сфера политики стала более публичной и более управляемой.

И сегодня, как показывает социальная практика, при бесконтрольном, некомпетентном и злонамеренном использовании она может превратиться в крайне опасное оружие, негативно воздействующие на экономику, идеологию, политику, на поведение людей, на общественную жизнь в целом [2].

Поэтому так важно сделать информацию безопасной. Информационная безопасность тесно связана с национальными интересами и национальной безопасностью страны. Вместе с тем, проблема безопасности – одна из коренных проблем нашей планеты. Это глобальная проблема. С ее решением связаны национально-государственные интересы различных стран мира, характер и перспективы взаимоотношений государств, выживание, как отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Иными словами, проблема безопасности сложная, комплексная, многоаспектная и многоуровневая.

При анализе проблемы безопасности следует различать всеобщую безопасность (для всей планеты), региональную (для группы государств) и национальную безопасность (для конкретного общества и государства).

Цель Концепции всеобщей безопасности состоит в том, чтобы не допустить насильственного разрешения классовых, национальных, территориальных и др. противоречий, развязывание термоядерной войны, в результате которой человечество либо погибнет, либо деградирует.

До 1992 года термин «информационная безопасность» в нашей стране не являлся юридическим. Была сформулирована и законодательно оформлена безопасность в других сферах общественной практики. Действовали законы о безопасности полетов, ядерной безопасности, безопасности судоходства, др.

Впервые термин «информационная безопасность» был введен в 1992 г. в Законе «О безопасности» (утратил силу), а также появившемся в 1994 г. авторском проекте «Концепции информационной безопасности РФ» [4].

Официально Концепция национальной безопасности РФ (2000 г.) была закреплена и получила продолжение и развитие в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) [3]. В данном документе под информационной безопасностью понимается «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Также подчеркивается, что национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и входе технического процесса эта зависимость будет возрастать.

Доктрина делает акцент на сбалансированность интересов личности, общества и государства, на возрастание зависимости между обеспеченностью информационной и национальной безопасности.

Интересы личности заключаются в реализации конституционных прав на доступ к информации, использование ее в интересах физического, духовного и интеллектуального развития человека и в защите информации обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества, помимо развития прав личности, включают упрочнение демократии, правового социального государства, духовное обновление России, достижения и подержания общественного согласия.

Интересы государства связаны с развитием российской информационной инфраструктуры, равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества

В Законе РФ «О безопасности» под информационной безопасностью здесь понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз в информационной сфере. В отличие от предыдущего определения, здесь содержится упоминание о внутренних и внешних угрозах в информационной сфере [17].

Основными угрозами для информационной безопасности называются ее разглашение, утечка, несанкционированный доступ (НСД) к ее источникам, хищение, уничтожение и др.

Угрозы и опасности в информационной сфере являются одной из важных проблем в информационной безопасности. Более подробно виды и классификация угроз будут рассмотрены в следующем параграфе.

Обратимся к определению информационной безопасности, данному в Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» (в настоящее время утратил силу).В данном случае информационная безопасность трактовалась как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств.

Закон направлен на то, чтобы защищать информацию не только внутри страны, но и на международном уровне. Важно отсеивать все основные потоки информации, направленные на страну, для того,чтобы определить информационную политику различных государств и их сил по отношению к России.

Поздняков А.И. утверждает, что «информационная безопасность общества и государства характеризуется степенью их защищенности и, следовательно, устойчивости основных сфер жизнедеятельности по отношении копасным (дестабилизирующие, деструктивные, ущемляющие интересы страны и др.) информационным воздействием, причем как к внедрению, так и извлечению информации. Она определяется способностью нейтрализовать такие воздействия» [9]. Иными словами автор ставит вопрос о нейтрализации и других способах противодействия деструктивному, дестабилизирующему информационному воздействию, т.е. информационное противодействие рассматривается, как важнейшая составляющая информационной безопасности.

Совершенно очевидно также, что информационная безопасность связывается с решением проблем устойчивого развития.

По мнению А.Д. Урсула, «любая стратегия безопасности и в первую очередь информационной – обязана исходить из принципов стратегии перехода к устойчивому развитию. А это кардинально новое видение проблем безопасности» [15].

С.А. Комов полагает, что важным условием обеспечения информационной безопасности является достижение сбалансированного состояния информированности участников информационного процесса. Сбалансированная информированность, не калечащая, не повергающая в шок, панику или стрессовое состояние, дозируемая и контролируемая [6].

При этом надо четко осознавать, что информированность прямо связана с объективными потребностями каждого социального субъекта.

В.И. Ярочкин утверждает, что «информационная безопасность – это состояние защищенности информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности», выдвигая на первый план права субъектов информационной деятельности [19].

Информация становится стратегическим ресурсом, производственной силой и дорогим товаром, а это вызывает стремление отдельных граждан и государств получить преимущество за счет овладения информацией недоступной оппонентам, а также за счет нанесения ущерба информационным ресурсам противника и защиты своих информационных ресурсов.

Существует еще один смысловой нюанс в трактовке безопасности информации – это защищенность информации во времени и пространстве от любых объективных и субъективных угроз, возникающих в обычных условиях функционирования фирмы и условиях экстремальных ситуаций.

Данное определение локализует информационную безопасность рамками фирмы, организации, экономических процессов.

При анализе приведенных определений обнаруживается общее в понимании информационной безопасности – необходимость в обеспечении надёжной защиты, поскольку информация это важнейший ресурс развития индивида, общества, государства и управления.

Интересы к данному ресурсу проявляют различные субъекты информационного процесса, и эти интересы далеко не всегда совпадают. Поэтому как внутри данного общества, так и за его пределами всегда есть желающие поставить данный ресурс под свой ничем не ограниченный контроль.

Полагаем, что наиболее точное определение «информационной безопасности» предлагает Л.И. Шершнев. Он определяет информационную безопасность, как способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития, противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации; вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано» [18].

Можно также отметить, что существенных разночтений при определении термина «информационная безопасность» в исследуемой литературе не обнаружено.

Достаточно часто встречаются определения, связанные с проблемой информационной безопасности: информационное противоборство, информационная война, информационные потоки, информационное оружие, информационное воздействие, информационный вызов, информационная опасность и т. д.

Рассмотрим, какой смысл вкладывают в них современные отечественные и зарубежные исследователи.

В зарубежных и отечественных средствах массовой информации все чаще стал появляться термин «информационная война», за которым скрывается, но сути, настоящая революция в сфере политического и военного противоборства.

Впервые термин «информационная война» был введен в 1985 году в Китае. В основе теоретических подходов китайских специалистов в области информационного противоборства лежат взгляды древнекитайского философа Сунь-Изы. Он первым обобщил опыт информационного воздействия на противника. Современная концепция ведения информационной войны начала разрабатываться в Китае в конце 80-х годов XX века[8].

Под информационной войной понимались действия (политические, экономические, культурные, технологические и т.д.) по захвату информационного пространства. Однако Китай далеко не единственная страна, проявляющая интерес к теории и практике ведения информационных войн.

К числу первых официальных документов Пентагона по этой проблеме можно отнести директиву МО США Т 3000.1 от 21 декабря 1992 г. под названием «Информационная война».

В 1993 г. в директиве Комитета начальников штабов № 30 были изложены основные принципы ведения информационной войны.

В 1997 г. было дано следующее определение информационной войне: «Действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информацию и ин формационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем» [11].

Автор книги «Информационная война» СП. Расторгуев пишет: «Информационная война подразумевает целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения выигрыша в материальной сфере»[13].

Е.П. Прохоров обращает внимание на то, что «разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривает создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним» [14].

Александр Кравец, депутат Государственной Думы, член Комитета по информационной политики и связи, утверждал, что «информационная война – сознательное воздействие на нашу страну специальными информационными методами и средствами с целью достижения результатов, которые чаще всего добываются обычной войной, результатов, которые вредны абсолютному большинству нашего народа и выгодно тем, кто информационную войну против России ведет» [5]. Автор рассматривает этот термин в международном аспекте, применительно к нашей стране.

Таким образом, информационная война – это определенная сила воздействия, особо опасная тем, что долго не обнаруживает видимых разрушений в обществе. В «горячей» войне, даже, если противник не видим, видимы и осязаемы наносимые им разрушения. Факт и последствия информационной войны не всегда очевидны для того, против кого она ведётся.

Информационная борьба – это наличие борьбы между государствами с применением информационного оружия. При этом под информационным оружием понимаются средства, позволяющие осуществлять с передаваемыми, обрабатываемыми, создаваемыми, уничтожаемыми и воспринимаемыми сообщениями задуманные действия.

До настоящего времени термин «информационное оружие» точно не определен. Известно, что впервые он стал употребляться в американских военных кругах в 1991 году после окончания войны в Персидском заливе.

Еще одним понятием, связанным с информационной безопасностью, является понятие «информационное воздействие».

Сила информационного воздействия введена как физическая величина, характеризующая изменение состояния объекта информационного воздействия в ходе целенаправленного информационного воздействия в сравнении с его исходным состоянием.

Таким образом, информационное воздействие на общество зависит от степени опасности. Существует опасность «мягкого» или «жесткого» манипулирования сознания людей с помощью использования «черного PR», построенного на мифотворчестве, популизме и демагогии, и как крайней меры политического лидерства.

Расторгуев С.П. под информационным воздействием предлагает понимать, воздействие, которое осуществляется с применением информационного оружия» [14]. Субъектами информационного воздействия могут быть люди, специальные центры и даже, целые государства.

Под информационным вызовом следует понимать преднамеренное действие субъекта - источника информации, направленное на какой - либо социальный объект с открытой или скрытой целью дестабилизации

Информационная угроза – это реальная или мнимая опасность информационного воздействия на социальный субъект с целью изменения его потребностей, интересов и ориентации в соответствии с намерениями субъекта информации.

В результате воздействия информационных угроз происходит негативная реакция на личность, ее поведение, развитие, образованность, воспитание, психику, здоровье, то есть искаженное представление об окружающих явлениях и процессах, затрагивающих основы существования человека как личности.

Как справедливо отмечает А.С. Комов, «воздействие информационных угроз на информационное поле общественного сознания ведет к снижению общественной культуры населения, развитию бездуховности, безнравственности, развитию антигуманных идей, аморального образа жизни и т.д. [7]

В материальной сфере информационные угрозы создают благоприятную почву для шантажа, коррупции, монополизма и т.д. Во внутриполитической жизни с их помощью не сложно создать волнения, забастовки, национальную рознь».

Информационный риск представляет собой пограничное состояние между информационной угрозой и реальным действием по ее осуществлению.

Информационной опасностью является уже реальное информационное воздействие на личность, общество, и государство в интересах определенных политических и социальных лиц, направленных на дезорганизацию и деформацию устойчивого позитивного развития определенной социальной системы.

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»комментируются следующие термины и их определения:

  • информационные ресурсы отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

  • конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации[17].

Анализ проблем безопасности конфиденциальной информации показывает, что главной проблемой является несанкционированный доступ к информации (НСД).

Несанкционированный доступ к источникам конфиденциальной информации - это противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией, лицом, не имеющим права доступа к ней.

К основным угрозам и опасностям информации относятся - хищение, уничтожение информации.

Уничтожение в частности информации особую опасность представляют ее уничтожение в АСОД (автоматизированная система обработки данных), в которой находятся на технических носителях огромные объемы сведений различного характера. Уничтожаются и люди, и документы, средства обработки информации и продукции.

Разглашение – это умышленные или неосторожные действия должностных лиц и граждан, результатом которых явилось неправомерное разглашение конфиденциальных сведений, и как следствие ознакомление с ними лиц, не допущенных к этим сведениям.

Основными угрозами информации являются ее разглашение, утечка и НСД к ее источникам.

В заключение хотелось бы отметить, авторы допускают, что в новом информационном обществе появятся и новые формы информационного воздействия, и новые средства ведения информационных войн.

Список использованной литературы:

  1. Андреев Э.М., Худяков С.И. Культура и общество. (Культура как фактор консолидации и развития в трансформирующемся обществе). Научное издание. М.: Серебряные нити, 2007. - 240с.;

  2. Андреев Э.М. Социальные проблемы интеллектуальной уязвимости и информационной безопасности/ Э.М. Андреев//Социально – гуманитарные знания.-2005, №4

  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895)// Режим доступа: http://base.garant.ru/182535/.- Дата обращения: 07.07.14г.

  4. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности"//Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=77922 - Дата доступа- 20.09.14

  5. Кравец А. Информационные войны: цели и задачи//Режим доступа//http://vidoz.pp.ua/video/JEsLmiQH-op.html – Дата доступа 24.08.09

  6. Комов С.А. Информационная борьба в политических конфликтах: вопросы теории/ С.А. Комов // Информатика и вычислительная техника. 1996. № 1-2

  7. Международная информационная безопасность: проблемы и решения. / Под.общей редакцией Комова С.А./ С.А. Комов–М., 2011. – 167 с.

  8. Панарин И. Китай: усиление сверхдержавы/ И.Панарин//Режим доступа http://viperson.ru/wind.php?ID=450818&soch=1 – Дата доступа: 12.09.14

  9. Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства / А.И. Поздняков// Военная мысль. 1993. №10. С.13-18.

  10. Почепцов Г.Г. Информационные войны/Г.Г. Почепцов/Издательство: Рефл-бук, 2001 г. С.19.

  11. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание./ В.Ф. Прокофьев -М.:СИНТЕГ, 2003.- 408с.

  12. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. / Е.П. Прохоров.- М., 2006. С.163-185;

  13. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. / Е.П. Прохоров.- М., 2006. С.163-185;

  14. Расторгуев С.П. Философия информационной войны/ С.П. Расторгуев.- Издательство: Вузовская книга, 2001.- 468С.

  15. Урсул А.Д. Информационная стратегия и безопасность в концепции устойчивого развития / А.Д. Урсул // Научно – техническая информация, - 2004г, №1.- С.24;

  16. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"// Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108546 .-Дата обращения – 01.09.14

  17. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" //Режим доступа// http://base.garant.ru/12148555/ - Дата доступа- 01.09.14

  18. Шершнев Л.И. Информационная безопасность России: постановка проблемы // Безопасность. 2005, № 11 - 12;

  19. Ярочкин В.И. «Информационная безопасность» / В.И. Ярочкин- М.: Академический Проект: Трикста, 2005 – 544 с.

Просмотров работы: 2569