К ВОПРОСУ О РОЛИ ЗАПАДНЫХ СТРАН В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЗАПАДНЫХ СТРАН В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

Королев И.М. 1, Бикбулатова Г.Г. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, г.Омск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мир, в котором мы живем, к концу 20 века вступил в новую полосу глобальных перемен. Самое пристальное внимание в США, Китае, Японии, Германии, Франции, Израиле и других странах уделяется информации, которая является важным фактором управления современным миром.

«Сегодня правомерно утверждать: чем большими возможностями в информационной сфере обладает государство, тем вероятнее оно может добиться геополитических и стратегических преимуществ».[1]

В этом контексте становится понятной оценка военно-политическим руководством США информации как стратегического ресурса и объяснимы причины постоянного увеличения ассигнований на развитие и совершенствование средств информационного противоборства.

Разработка и принятие эффективного комплекса мер, направленных на эффективное ведение информационного противоборства, становится приоритетным направлением укрепления российского государства».

США являются одной из самых главенствующих стран, влияющих на мировое информационное пространство. Начиная с 1994 года в США проводятся официальные научные конференции по «информационной войне» с участием видных представителей военно-политического руководства страны.

С этой целью в США уже создан центр информационной стратегии и политики, задачей которого является изучение возможностей использования информационных технологий в военных конфликтах 21 века.

В США в 1999 Белый Дом создал новую структуру под названием InternationalRepublicInformation (IPI). [2]

В задачи этой организации входит профессиональное использование разведывательной информации в целях оказания влияния на «эмоции, мотивы, поведение иностранных правительств, организаций и отдельных граждан. Американские специалисты считают вполне возможным достичь в обозримом будущем подавляющего преимущества в информационной борьбе, что, но их мнению, позволит успешно решать конфликтные ситуации в свою пользу без вооруженного вмешательства.[3]

Комитетом начальников ВС США «Единая перспектива-2010» определено направление развития концепции информационного противоборства. Практическая реализация концепции осуществляется путем проведения информационных операций, которые представляют собой комплекс мероприятий, имеющих целью оказать воздействие на информацию и информационно-управляющие системы противника при одновременной защите своей информации и информационных систем.

Информационные операции представляют собой мероприятия по оперативной маскировке, радиоэлектронной борьбе, программно - математическому воздействию, физическому уничтожению объектов информационной инфраструктуры, а так же психологических и специальных информационных операций.

Активно разрабатываются психологические методы ведения информационной войны. Они относятся к объектам использования информации против человеческого интеллекта.[4]

По американской терминологии выделяются четыре основные категории таких средств:

  • операции против воли нации;

  • операции против командования противника;

  • операции против вражеских войск;

  • операции на уровне национальных культур.

Кардинальные изменения в сфере информационной войны произошли в последние годы.

Несмотря на то, что средства воздействия (дезинформация, слухи, пропаганда, агитация и т. д.) остались прежними, принципиально новым элементом стали средства получения и доставки информации. Это, прежде всего, системы глобального телерадиовещания при которых, как реально происходящие события с соответствующими комментариями, так и специально подобранные факты и аргументы становятся доступны аудитории во многих странах мира. Использование спутников прямого вещания, когда лидер одного государства без согласия руководства других стран обратиться к населению этих стран, является совершенно новым явлением мировой политики.

Наряду с США, претендентом на лидерство по развитию информационного противоборства, информационного влияния на другие страны является Китай.

В последние годы Китай добился блестящих результатов в ходе информационного противоборства с США. В Китае создана секретная государственная система ведения информационного влияния в финансовой сфере, которая позволяет осуществлять массированное применение сил и средств в нужное время.

Китайская разведка имеет настолько сильные позиции, что американские спецслужбы не в состоянии полностью контролировать китайскую активность в таких городах как Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Хьюстон.

Благодаря организованному китайской разведкой мощного китайского лобби КНР решает на территории США ряд стратегических задач:

  • обеспечивает продвижение дешевых китайских товаров (сегодня 25% товаров, покупаемых американцами - китайские);

  • стимулирует рост китайский диаспоры за счет эмиграции из материкового Китая, добывает для китайской промышленности передовые технологии и научные разработки.[5]

Таким образом, США и КНР создают мощнейшие центры глобального информационного воздействия на мировую информационно- психологическую среду, но пользуются при этом разными методами (хотя, несомненно, обнаруживается и много общего в данной сфере). Очень важно противостоять информационной войне между государствами, в том числе и влиянию на Россию. А для этого надо иметь представление об общих и специфических (национальных) методах информационного воздействия.

«Информационная война» ведется, прежде всего, против культуры конкретного народа. А культура это всего лишь тонкая и хрупкая духовная оболочка, но именно она и образует конкретную историческую, национальную общность людей.

Как говорит один из известных политиков: «Информационная война преследует цель - уничтожение России как государства, как сложного исторически сложившегося многонационального человеческого сообщества, как многомиллионной совокупности определенного антропологического типа».[6]

Есть еще одна сторона внешнего информационного экспансионизма, которой следует уделить особое внимание. Она связана с возможностью активного информационно - психологического воздействия на психику населения путем использования внешних СМИ, «деятельность» туристов, агентов иностранных разведок, некоторых бизнесменов, советников, журналистов. Особенно активно эта тактика используется Западом в связи с чеченским конфликтом.

Нужны меры, реализация которых позволила бы успешно противодействовать информационной экспансии против России. И уже сегодня важны такие тенденции как: государственная идея, духовные и национальные ценности, системы вероисповеданий, т. е. духовная сфера жизнедеятельности людей.

Очевидно, что российская идея, сформулированная В.В. Путиным в статье «Россия на рубеже тысячелетий» будет в эпицентре глобального мирового информационного пространства.[7]

Ключевые моменты российской идеи В. Путина:

- патриотизм («Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее»);

  • державность («В современном мире державная мощь страны проявляется не столько в военной силе, сколько в способности быть лидером в создании и применении передовых технологий, обеспечении высокого уровня благосостояния народа, в умении надежно охранять свою безопасность и отстаивать национальные интересы на международной арене»);

  • государственность («Общество ожидает восстановление направляющей роли государства в той степени, в какой это необходимо, исходя из традиций и нынешнего положения страны»);

  • социальная солидарность («Улучшение своего положения большинство россиян привыкло связывать не столько с собственными усилиями, инициативой, предприимчивостью, сколько с мощью и поддержкой со стороны государства и общества»).

Возникает потребность в международно-правовом регулировании мировых процессов гражданской и военной информатизации, разработке согласованной международной платформы в отношении информационной безопасности.

Полезным было бы разработать комплекс международных нормативно - правовых актов, а возможно и общих технических мер, обеспечивающих защиту национальных информационных ресурсов; регулирующих информационный обмен; минимизирующих негативное информационной воздействие на массовое сознание; запрещающих использование информационно - кибернетических технологий во враждебных целях против согласованных категорий объектов.

Параллельно с выработкой международно-правового режима информационной безопасности могло бы происходить согласование, например, по парламентской линии, национальных законодательств, регулирующих информационную деятельность государств.

В последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН принят соответствующий документ (1998г.) под названием «Достижения в сфере информации и телекоммуникации в контексте международной безопасности».[8]

На основе оценок и предложений отдельных стран, Генеральный секретарь ООН представил доклад, впервые специально посвященный проблемам информационной безопасности. Тем самым, был, прежде всего, подчеркнут политический аспект, подтверждена актуальность с общим состоянием международной безопасности.

Многосторонняя дипломатия, опирающаяся на механизм ООН, отнюдь не узурпирует конструктивные усилия мирового сообщества по развязке «информационного узла», международной безопасности. Канал двухсторонних переговоров может служить эффективным ускорителем этого процесса, содействуя сближению принципиальных позиций сторон, нахождению полезных решений.[8]

Это наглядно подтвердила российско-американская встреча на высшем уровне в Москве в сентябре прошлого года, входе которой, был согласован ряд взаимодоговорённостей, показывающих реальную возможность России и США обойтись без взаимной конфронтации в информационном пространстве, использовать имеющийся у них потенциал для сотрудничества в интересах международной стабилизации.

В настоящее время существует Концепция национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности, где регламентируется международное сотрудничество РФ в области информационной безопасности, а так же предотвращение негативного влияния на Россию в информационной сфере.

В Концепции сказано: «Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.[9]

Серьезную опасность представляет собой стремление ряда стран к доминированию в мировом ин формационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним».

Таким образом, существует уже законодательная основа, для применения мер против негативного влияния других стран на Российское информационное пространство.

Концепция национальной безопасности дает нам возможность понять, что должны, прежде всего, учитываться национальные интересы каждой страны. И для того, чтобы не было больших «разрывов» между Россией и западными странами в информационной сфере должно быть информационное сотрудничество РФ в области обеспечения информационной безопасности.

В Доктрине информационной безопасности указаны основные направления международного сотрудничества РФ в области обеспечения информационной безопасности:

  • запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия»;

  • обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам;

  • координация деятельности правоохранительных органов стран, входящих в мировое сообщество, по предотвращению компьютерных преступлений;

  • предотвращение НСД к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли, к информации международных правоохранительных организаций.[10]

При осуществлении международного сотрудничества РФ в области обеспечения информационной безопасности особое внимание должно уделяться приемам взаимодействия с государствами-участниками СНГ.

Для осуществления этого сотрудничества, но указанным основным направлениям необходимо обеспечить участие России во всех международных организация, осуществляющих деятельность в области информационной безопасности.

Существуют уже такие международные информационные организации, институты как Министерство информационной безопасности (МИД), Гостехкомиссия России, Совет безопасности, ФАПСИ (до 2003г.), информационные агентства, союз журналистов и т. д.

Гостехкомиссия России - межведомственных коллегиальный орган, в состав которого входят руководители, первые заместители министерств и ведомств РФ.

Свою деятельность в области защиты информации Гостехкомиссия России осуществляет на основании Законов РФ «О государственной тайне», «О федеральных органах правительственной связи и информации» и др.

Комиссия сначала разрабатывала модель иностранной технической разведки, а затем руководящие материалы по защите информации, составляющую государственную тайну. Выполняя роль государственного, заказчика, Гостехкомиссия России особое внимание уделяет разработке межведомственных руководящих и нормативно- методических документов, обеспечивающих реализацию единых подходов и требований по защите информации.

Федеральное агентство Правительственной связи и информации при Президенте (ФАПСИ) - было создано Указом Президента в 1991 году.

Правовую основу деятельности Федерального агентства Правительственной связи и информации (ФАПСИ) составляют Конституция РФ, Законы РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации», «О безопасности», «Об обороне» и др.

ФАПСИ ведает вопросами организации и обеспечения Правительственной вязи и иных видов специальной связи, а также защиты от утечки по техническим каналам секретной информации органов государственной власти и размещение в них технических средств.

Указом Президента в марте 2003 года структура ФАПСИ была расформирована.

Высшей государственной структурой является Совет безопасности, который возглавляет Президент РФ.

В нем, наряду с другими, в 1993 г. была создана межведомственная комиссия по информационной безопасности, в задачи которой входит анализ и прогнозирование ситуаций, возникающих в этой сфере, выявление потенциальных опасностей и их оценка, подготовка федеральных целевых программ и других материалов по обеспечению информационной безопасности.

Среди общественных организаций немалую роль могут и должны играть различные журналистские организации (Союз журналистов России, различные гильдии и ассоциации, Фонд защиты гласности, комиссия по доступу к информации и др.).

Существуют и международные организации, например, Партнерство для развития информационного общества в России (ПРИОР). Это необычная структура, созданная для того, чтобы в формировании политики развития информационного общества на равных участвовали все общественные силы. Участниками партнерства являются 125 организаций, в том числе 118 организаций из 21 региона России, 4 международные компании, 2 финские компании и 1 организация США.

Таким образом, чем большими возможностями в информационной сфере обладает государство, тем вероятней оно может добиться геополитических, стратегических преимуществ, тем больше у этого государства власть над другими странами, менее развитыми. У таких государств, как США, Китай и др. находится в руках мощное «информационное оружие», применение которого может привести к «информационным войнам» между государствами. Поэтому так важно принять соответствующие меры. В обеспечении информационной безопасности можно и нужно опираться на помощь общественности, международных организаций. Необходима консолидация распылённых и выведенных из-под единого контроля, в годы правления Б. Ельцина, силовых структур.

Библиографический список

  1. Информационная война 21в.: готова ли к ней Россия? // Власть 2007. №2, - С.76;

  2. Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства// Режим доступа: http://www.analysisclub.ru/index.php?page=schiller&art=1026 – Дата обращения: 25.09.14

  3. Леонтьев А.Н. Информационное противоборство. /А.Н. Леонтьев.- Омск, 2006.- С.12

  4. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны/ И.Н. Панарин.- Издательство: Поколение , 2012.- 336с.

  5. Ужкенов Е.М., Есназаров Т.М. Характер современной информационной войны. Взгляд китайских исследователей/ Е.М. Ужкенов, Т.М. Есназаров// Вестник КазНУ, 2013 № 1.

  6. Суд совести - разве не самый суровый суд? // Правда России. 2005, №31.С.З;

  7. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий// В. Путин// Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/1999-12-30/4_millenium.html - Дата обращения: 15.09.14

  8. Алексеева И.Ю. Информационные вызовы национальной и международной безопасности/ И.Ю Алексеева.- М.: ПИР-центр, 2001.- 328с.

  9. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями)// Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/l - Дата обращения: 15.09.14

  10. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895)// Режим доступа: http://base.garant.ru/182535/.- Дата обращения: 07.07.14г.

Просмотров работы: 1346