СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА

Кучинский Е.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие бизнеса всегда связано с использованием нововведений. В условиях современной конкуренции инновации играют ключевую роль в развитии предприятия и удержания позиций в уже занятых сегментах рынка. Однако внедрение новых идей, обновление производства и тому подобных мероприятий, требуют привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Одной из форм стимулирования и поддержки инновационной деятельности со стороны государства является, так называемый, инвестиционный налоговый кредит, который позволяет не отвлекать часть ресурсов компании на уплату налогов и является перспективным рычагом государства в поддержке инновационных компаний.

Применение инвестиционного налогового кредита регламентируется ст. 66, 67 и 68 главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации и подразумевает изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного времени и пределах уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Таким образом, инвестиционный налоговый кредит представляет собой механизм государственной инвестиционной поддержки, сочетающий в себе все принципы действия рыночной экономики, а именно платности, возвратности и срочности.

В приведенной ниже сравнительной таблице отчетливо видны все преимущества использования инвестиционного налогового кредита с целью продвижения бизнесом своих инвестиционных проектов.

Таблица 1. – Источники получения заемных средств на реализацию инновационных бизнес-идей

Условия кредитования

Источники кредитных ресурсов

Сбербанк России

«Бизнес-Инвест»

НО «Алтайский фонд микрозаймов»

Инвестиционный налоговый кредит

Срок, на который предоставляется кредит

от 1 года до 10 лет

до 3 лет

от 1 года до 5 лет,

в отдельных случаях до 10 лет

Размер кредита

от 500 тыс. руб. максимальная сумма не ограничена

до 1 000 тыс. руб.

устанавливается в каждом случае отдельно и не может превышать 50% суммы налога

Дисконтный платеж

нет

1,5% от суммы займа

нет

Процентная ставка

от 16,21%

8,5%

от 4,125% до 6,1875%

Залог

на всю сумму кредита

до 100 тыс. руб. – без залога,

свыше 100 тыс. руб. - частичное обеспечение,

свыше 500 тыс. руб. –100% обеспечение

в отдельных случаях, по соглашению сторон

Поручительство

да

в отдельных случаях

нет

В отличие от безвозвратных и бессрочных налоговых льгот, инвестиционный налоговый кредит позволяет государству оказывать регулирующее воздействие на экономические процессы, которые направлены на удовлетворение общественных потребностей, увеличение потенциала налоговых поступлений в бюджет и стимулирование организаций к увеличению собственного капитала. При этом, воздействуя таким образом на развитие экономики, государство экономит финансовые ресурсы в части снижения бюджетной нагрузки в виде капитальных вложений. Оценивая процентные ставки по кредитам, вывод о предпочтительности для организаций такого вида государственной поддержки напрашивается сам собой.

Однако использовать такую возможность при реализации своих проектов могут лишь те организации, которые осуществляют:

- научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы;

- техническое перевооружение собственного производства;

- внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона;

- особо важные услуги населению;

- государственный оборонный заказ;

- инвестирование в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, имеющий коэффициент полезного действия более чем 57%.

Также имеют возможность использования инвестиционного налогового кредита организации, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При всей своей привлекательности, являясь достаточно эффективным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности, инвестиционный налоговый кредит на сегодняшний день не находит широкого практического применения.

В соответствии с данными статистической налоговой отчетности по форме 4-НМ по состоянию на 01.11.2014 на территории России воспользовались инвестиционным налоговым кредитом организации только трех регионов: Брянской области (7,5 млн. руб.), Республики Коми (100,0 млн. руб.) и Ханты-Мансийского автономного округа (146,8 млн. руб.). В Алтайском крае практика использования инвестиционного налогового кредита отсутствует.

По нашему мнению, к факторам, сдерживающим применение инвестиционного налогового кредита можно отнести:

- отсутствие политической воли в регионах на поддержку субъектов бизнеса посредством использования рассматриваемого налогового рычага;

- отсутствие в большинстве регионов страны нормативных или других распорядительных документов, уполномочивающих соответствующие региональные органы власти принимать и рассматривать документы от юридических лиц на предоставление инвестиционных налоговых кредитов (в соответствии с п.7 ст.63 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – налоговый кодекс) по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно пп.2 п.1 ст. 284 налогового кодекса сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.);

- высокую вероятность «выпадающих доходов» в условиях напряженного бюджетообразования, в виду чего, несмотря на потенциальную бюджетную выгоду в будущем, принятие уполномоченным органом положительного решения на предоставление инвестиционного налогового кредита видится невозможным или маловероятным;

- непрозрачный перечень документов, необходимых для обоснования получения инвестиционного налогового кредита (в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» в перечень документов, помимо утвержденного заявления, входят документы, подтверждающие наличие основания использования инвестиционного налогового кредита и бизнес-план.), т.е. отсутствуют разъяснения того, что является или может являться документом, подтверждающим право использования инвестиционного налогового кредита, а также конкретные требования к содержанию бизнес-плана, при этом подготовка такого документа требует существенных временных затрат;

- невозможность использования одного пакета документов для получения инвестиционного налогового кредита по разным основаниям.

Учитывая обозначенные противоречия, в первоочередном порядке, для запуска механизма использования инвестиционного налогового кредита организациями, в налоговом кодексе необходимо исключить запрет использования одного пакета документов на предоставление инвестиционного налогового кредита по разным основаниям и разным налогам. Это связано с тем, что многие инвестиционные проекты могут затрагивать как несколько оснований предоставления инвестиционного налогового кредита (научно-исследовательские работы одновременно с внедренческими), так и несколько налогов (например, обязанность одновременной уплаты налога на прибыль организаций, а также налога на имущество организаций, земельного налога и прочих). В таких случаях предоставление организациям, имеющим право использования инвестиционного налогового кредита, видится целесообразным в комплексе, т.е. по всем используемым налогам (федеральным, региональным и местным). В этой связи в налоговый кодекс логично внести положение, предусматривающее особый порядок рассмотрения заявлений по таким случаям и обозначить уполномоченный на это государственный орган. Это позволит обеспечить для инновационных организаций принцип так называемого «одного окна» и необходимость подготовки одного комплекта документов по всем налогам. Естественно, что принятие таких решений должно быть согласовано с финансовыми органами региональных и местных властей.

С целью исключения «бюрократических барьеров» и «проволочек», в приказе ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» необходимо уточнить перечень документов, требуемых для предоставления инвестиционного налогового кредита, который должен быть закрытым, прозрачным и ясным, также в приказе нужно обозначить требования к содержанию бизнес-плана и его контрольным показателям.

На региональном и муниципальном уровне, в том числе и в Алтайском крае, крайне необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос как по налогу на прибыль организаций, так и региональным и местным налогам с наделением конкретных органов власти соответствующими полномочиями. Кроме того, положения п.7 ст. 67 налогового кодекса дают право региональным и местным органам власти устанавливать иные основания и требования по предоставлению инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов. В связи с чем, обоснованным видится включение в указанные нормативные акты положений, предусматривающих приоритетное предоставление инвестиционного налогового кредита, несмотря на текущие «выпадающие доходы» соответствующих бюджетов, в том числе и по всем налогам в комплексе, организациям, чьи виды деятельности соответствуют стратегическим планам развития конкретных территорий. В Алтайском крае, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС, такими направлениями бизнеса, по которым инвестиционный налоговый кредит потенциально может предоставляться в первоочередном порядке, являются инновационный малый бизнес всех секторов экономики, машиностроение в транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном секторе, развитие туристско-рекреационного комплекса международного значения (инновационное развитие сопряженных с туризмом видов экономической деятельности), а также все направления деятельности, связанные с созданием финансово-экономической, инвестиционной, инженерной, транспортно-логистической, коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей динамичное социально-экономическое развитие края.

В своем обращении Федеральному Собранию от 04.12.2014 Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул значимость и необходимость создания и поддержки массового слоя современных производственных компаний, обеспечивающих импортозамещение товаров народного потребления высокого качества, развитие инновационных технологий и промышленной продукции, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках. С целью реализации такой задачи Президент предложил «создать для таких организаций настоящий инвестиционный лифт, чтобы они пошли в рост, в разы повысили свою капитализацию и объемы производства…».

Поставленные Президентом Российской Федерации задачи как нельзя лучше подчеркивают важность и необходимость скорейшего запуска механизма государственной поддержки в виде инвестиционного налогового кредита, который четко вписывается в расставленные приоритеты государственной политики в отношении реального сектора экономики.

Библиография

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998, ред. от 04.11.2014).

  2. Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами».

  3. Закон Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года».

  4. Обращение президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства от 04.12.2014 http://www.kremlin.ru.

  5. Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по форме 4-НМ по состоянию на 01.11.2014 http://www.nalog.ru.

  6. Условия предоставления Сбербанком России кредита «Бизнес-Инвест» для субъектов малого бизнеса http://www.sberbank.ru.

  7. Условия предоставления субъектам малого предпринимательства микрозаймов НО «Алтайский фонд микрозаймов» http://www.altfond.ru.

  8. Троянская М.А. «Совершенствование предоставления инвестиционного налогового кредита с целью стимулирования инвестиционной деятельности» http://libr.orensau.ru.

  9. Меркулов М.М. «Инвестиционный налоговый кредит: а стоит ли браться?» http://www.merkulovmm.narod.ru.

  10. Рюмина Ю.А. «Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности» http://cyberleninka.ru.

  11. Тюпакова Н.Н. «Проблемы налогового регулирования инвестиционных процессов в экономике России» http://www.gosbook.ru.

  12. Растова Ю.И., Сидоренко А.Ф., Строганова Е.А. «Совершенствование регионального механизма предоставления инвестиционного налогового кредита» http://www.econ.asu.ru.

  13. Вязовик А.В. Инвестиционный налоговый кредит под бременем ограничений // Ваш партнер-консультант. – 2012. – № 12.

Просмотров работы: 1676