ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

Сметанникова А.А. 1, Абрамов Н.М. 1
1ФГБОУ ВПО Алтайский Государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время мировая экономика быстро переходит в постиндустриальную, где нематериальные активы не уступают товарной продукции. Конечно, в экономике России присутствует инновационное развитие, но все же нет оснований считать, что российская экономика - инновационная. Необходимо отметить, что в узком смысле инновационная политика может быть благоприятной, но важно, как она выглядит в широком смысле, то есть нужно представлять, какие существуют альтернативные инновациям стратегии повышения конкурентоспособности, как влияют на поведение компаний условия конкуренции, как организуется господдержка. Необходимо понимать, нужны ли компаниям инновации для повышения конкурентоспособности, или они находятся на том этапе, когда эффективность можно увеличивать и без этих условий. Любая господдержка положительно сказывается на деятельности инновационно активных компаний. Она способствует старту инноваций, «переключению» компаний на инновации.Однако господдержка инновационной деятельности не предусматривает учёт качества инноваций. То есть, на практике для государства не важно, идут ли средства на инвестиции в новое оборудование или на исследования и разработки. Не прослеживается связи господдержки инноваций с динамикой роста компаний и темпами расширения масштабов их инновационной деятельности. Необходимо отметить, что компания имеет господдержку потому, что ее положение на рынке не вызывает опасения, а не потому, что она активно развивает свою инновационную составляющую. Большая часть руководителей компаний отмечают, что поддержка позволила им переориентировать определённую часть средств на другие очень важные направления деятельности. Таким образом, частные средства замещаются государственными. Из этого следует, что господдержка не играет стимулирующей роли. Это связано в первую очередь с тем, что конкурентная среда в российской экономике развита не в полной мере, поэтому инновационная деятельность для компаний не является приоритетной. Во-вторых, это поведение государства. Государство всегда пытается снизить риски при выделении бюджетных средств на НИОКР. Поддержка крупных компаний - это возможность уйти от риска, а также получить качественные результаты и их продемонстрировать. Существуют меры государственной поддержки – прямые финансовые и налоговые. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Необходимо развивать каждую группу инструментов. Финансовая поддержка хороша тем, что позволяет инициировать новые проекты. Положительная черта налоговой – ее нейтральность, отсутствует проблема селективности. Но, к сожалению, налоговые меры лучше настроены на поддержку, потому что их представители имеют более долгую и значительную историю взаимоотношений с государством, их потребности уже известны. Но все же в рамках инновационной программы государство пытается развивать инструменты, которые способствовали бы поддержке новых игроков.

В настоящее время выделяют инновации в трёх градациях: новые для предприятия, новые на рынке региональном или страны, новые для мирового рынка.

Для того, чтобы эффективность инновационной политики повышалась, ее необходимо рассматривать в широком смысле, то есть с учётом развития конкуренции, системы госзакупок и особенностей промышленной организации.

Что касается оценки эффективности инновационной политики на уровне государства, то необходимо отметить, что система оценки инновационной политики сегодня в России - на начальных стадиях развития по сравнению со странами с развитой инновационной системой. На микроуровне баланс издержек и преимуществ не анализируют, потому что есть такое понятие как поведенческие изменения. Бывают случаи, когда результат проекта не имеет важной роли. Но иногда имеет огромное значение то, что игроки на рынке изменили своё представление об инновациях и поняли, что им нужно уделять большое значение. Это очень важно, так как поняв, что инновации значимы обусловит то, что компании будут заниматься их внедрением и без бюджетных средств. В России слабо идёт переток средств между инструментами с худших на лучшие. В настоящее время компании тратят значительные средства на НИОКР. Действительно, многочисленные исследования показывают, что наблюдается связь между наращиванием расходов на НИОКР и положительными изменениями в инновационной политике. Но если принуждать компании наращивать расходы на НИОКР, то повышается риск имитации инноваций и тем самых снижается эффективность расходов в данную сферу. Очень важно то, насколько фирма восприимчива к инновациям.

Наблюдаются внутренние и внешние барьеры для расширения инновационной деятельности. К внутренним барьерам относится низкая восприимчивость к инновациям и бюрократизация. Внешние ограничения – несовершенство государственной политики в области инноваций. До тех пор, пока государство не начнёт формировать продуманную и целостную инновационную политику и развивать действенные механизмы развития инноваций, стимулирующего воздействия меры государственной поддержи не дадут, и это не приведёт к желаемому результату.

Литература.

Официальный сайт «Агентство по инновациям и развитию», ОКУ "АИР" [Электронный ресурс].-М., 2009. URL: http://www.innoros.ru

Просмотров работы: 979