ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕХ НОВОВВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕХ НОВОВВЕДЕНИЯ

Кошман Л.А. 1, Акимочкина Т.А. 1
1Алтайский Государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Определению факторов успешности и неудач нововведений посвящено немало исследований. Европейские, американские, японские исследователи отмечают высокую «смертность» новых идей. По статистике из 100% идей к разработке берется 26,6%, до стадии испытаний доходит 12,4%, внедренными и коммерчески успешными оказываются только 9,4%.

Такая низкая эффективность вкупе с дороговизной НИОКР порождает актуальность исследования причин успеха или неуспеха нововведений, факторов, на которые нужно обратить внимание предпринимателя, чтобы внедрение им новшества оказалось результативным.

Для начала нужно определиться, что такое «нововведение». Российские авторы отмечают синонимичность понятий «нововведение» и «инновация». Трактуются эти понятия по-разному: от узко прагматичного понимания как востребованного рынком нового товара до предельно широкого как любой новизны вообще.

Одним из критериев нововведения является положительный эффект. Успех нововведения как положительный эффект инновационной деятельности является многоаспектным. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся в следующих смыслах:

- в продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарных ассортиментов);

- в технологической смысле (рост производительности труда);

- в функциональном смысле (рост эффективности управления);

- в социальном смысле (улучшение качества жизни).

На успех инноваций большое влияние оказывают внешние факторы. К компонентам внешней среды фирмы относятся макросреда, инфраструктура и микросреда, прямо или косвенно воздействующие на эффективность и устойчивость работы фирмы, успех ее инновационных проектов.

Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами. Прямое влияние на функционирование фирмы и результаты нововведения оказывают, например, налоговая, таможенная, финансово-кредитная системы страны, а косвенное параметры технического развития, экосистемы, правовой системы и др. В принципе, чем выше конкурентоспособность страны, тем выше количество конкурентоспособных фирм.

К факторам микросреды фирмы можно отнести: непосредственных конкурентов фирмы по выпускаемым ею товарам; всех конкурентов поставщиков («входа»); маркетинговых посредников фирмы по «входу» и «выходу» системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. п.). Чем выше конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой инновационных товаров.

Мезосфера (инфраструктура) региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство. Прямое влияние на функционирование фирмы и результаты нововведения могут оказывать налоговая система, законодательная система региона и др. Эти факторы в любой экономической среде - сопутствующие элементы риска любой инновации.

Большое влияние на инновационную деятельность, а значит, и ее результаты оказывает государственное регулирование, объединяющее макро и мезо уровень внешних факторов. Оно составляет основу управления инновационными проектами. Государство осуществляет все виды регулирования – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Оно осуществляется на базе инновационных прогнозов и стратегий. Государство создает законодательные условия для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности.

Факторы же внутренней среды инновационного процесса находятся в компетенции компаний и отражают стратегию менеджмента компании, организационные и производственные возможности. На основе анализа современных зарубежных исследований к внутренним фаакторам можно отнести:

1. Соответствие проекта стратегии компании: степень достаточности финансовых ресурсов; наличие исследовательского опыта сотрудников; наличие разработчиков и технических ресурсов; наличие маркетологов; наличие команды менеджеров пр.

2. Основные характеристики инновационного продукта:

2.1. Особенности нового продукта: уровень цены за единицу продукта по сравнению с аналогами; относительная величина инвестиций; уровень технической сложности продукта; конкурентоспособность на внешнем рынке;

2.2. Источник идеи: изобретатель или рынок; технология или рынок; первоначальная ясность технического решения; защищенность идеи патентом;

2.3. Новизна инновационного проекта: степень новизны продукта для данной отрасли в России, для мира, в продуктовой линейке компании; степень новизны производственного процесса, конкурентов, рекламной компании, степень технологической новизны продукта.

3. Способность компании к реализации инновационного проекта: наличие системы по поиску новых идей; предварительная оценка технической реализуемости проекта; предварительная оценка рынка; способность к разработке изделия и т.д.

4. Преимущества нового продукта: наличие уникальных признаков, свойств и функций продукта.

5. Особенности выхода на рынок: соответствие фактического объема производства планировавшемуся; мощность рекламной компании по продвижению нового продукта; наличие адресной рекламы для отдельных категорий потребителей; использование других маркетинговых технологий.

6. Осведомленность и владение информационными потоками: знание об общих и детальных потребностях потребителей; знание о ценовой чувствительности клиента; знание о продукции и стратегии конкурентов и пр.

7. Риски: зависимость проекта от уникальных компетенций его ключевых участников; дефицит кадров; коммуникативные проблемы между подразделениями; отсутствие у менеджеров опыта работы в компаниях быстрого роста и на глобальных рынках пр.

В конкретной среде организации (фирмы, предприятия) пытаются первыми выйти на рынок с новым продуктом (технологией), чтобы получить дополнительные доходы в виде интеллектуальной ренты, поскольку диффузией инновации спрос на нее уменьшается. Поэтому ключевыми факторами успеха нововведения некоторые авторы называют:

1) преимущество товара над своими конкурентами, то есть наличие у него уникальных свойств, помогает лучшему восприятию потребителем. Этот фактор отмечают все исследователи как главный,

2) маркетинговое ноу-хау фирмы, т.е. лучшее понимание поведения потребителей, психологии восприятия новинок, продолжительности ЖЦТ и размеров потенциального рынка;

3) высокая синергия разработок и производства, или взаимодействие всех подразделений предприятия как одного целого - технологическое ноу-хау.

Все три фактора находятся под контролем предприятия, что исключает всякий фатализм в инновационной деятельности. Успех здесь определяется качеством инновационного менеджмента.

Французский исследователь Р.Купер изучал причины успеха и провала 195 промышленных товаров. Из них 102 случая фирмы считали успешными, а 93 - провалом. Он предложил пятнадцать правил успеха нововведения:

1. Уникальный (преобладающий) товар, который приносит потребителю дополнительные преимущества

2. Мощная маркетинговая ориентация на рынок и клиента

3. Глобальная концепция товара, который первоначально ориентирован на международный рынок

4. Интенсивный первоначальный анализ: еще до начала разработки выделяются соответствующие ресурсы на всестороннее технико-экономическое обоснование

5. Точная формулировка концепции: перечень конкретных задач, выбор целевого рынка, набора свойств и позиционирования товара

6. Структурированный план освоения: переход от намеченного позиционирования к плану операционного маркетинга в терминах цены, сбыта и коммуникации

7. Межфункциональная координация: НИОКР - производство - маркетинг

8. Поддержка руководства: специальная структура поддержки инновации, ресурсы и правильное восприятие процесса

9. Использование синергии: реализовать сильные стороны, используя технологический и коммерческий синергизм

10. Привлекательность рынков

11. Предварительный отбор: успех и провал можно предвидеть

12. Контроль над ходом разработки: очень важно для успеха

13. Доступ к ресурсам: необходимо иметь определенные кадровые, финансовые и технические ресурсы

14. Фактор времени: быстрый выход на рынок

15. Многоступенчатая процедура: полезно разрабатывать поэтапно.

Системный анализ эффективности инновационных проектов предполагает ее анализ в различных ракурсах, причем во многих случаях принципиально важным оказывается экологический анализ. Существует много способов оценки успеха или эффективности нововведения: одни подразумевают оценку лишь экономических показателей, другие – обращаются к качественным показателям: это и расчет выбранного показателя (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли и пр.), и метод балльных оценок(на основе опроса) и регрессионный анализ (с помощью средств excel). Однозначно сказать, какой из них более верен, сложно из-за уникальности каждого нововведения, т.е. разработать универсальный рецепт успешности нововведения невозможно и для каждого такого проекта необходим тщательный анализ, который позволит определить круг наиболее значимых факторов в конкретной обстановке для конкретного предприятия.

Литература

1. Андреев, В. А. Универсальные многофакторные регрессионные модели коммерческой результативности инноваций в России/ В. А. Андреев, Д. А. Чупикин // Труды ИСА РАН. Том 61. 1. – М., 2011. – с.66 - 76

2. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2013. - 448 c.

3. Шерстобитова, Т.И. Маркетинг инноваций: Учебное пособие/ Т.И. Шерстобитова - Пенза: Издательство ПГУ, 2009 - 126 с.

4. Соколова, О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.Н.Соколова. - М.: Кнорус, 2013. - 208 c.

5. Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / С. В. Мальцева. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 527 с.

6. Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В.; Под редакцией О.П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.

Просмотров работы: 6039