УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

Глушенко В.С. 1, Горбунова А.Ю. 1
1Алтайский Государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях для предприятия важно не только произвести продукцию, но и выгодно продать ее. Поэтому маркетинговая деятельность, позволяющая изучить рынок, приспособить деятельность организации под его требования является весьма актуальной. «Рынок продавца» остался в прошлом. Для предотвращения кризисных ситуаций необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды, а это возможно только при правильном управлении маркетингом в организации.

Исследуемое нами предприятие ООО «Форест-Партнер» (Алтайский край) работает в сфере лесопереработки, где весьма сильная конкуренция, поэтому для укрепления своих позиций ему необходимо эффективно управлять маркетингом.

ООО «Форест-Партнер» было образовано в феврале 2006 года после проведения реформы в лесной отрасли России, согласно которой часть лесного фонда была передана в частные руки на условиях долгосрочной аренды. Основными видами деятельности являются лесозаготовка и переработка древесины. Производственные мощности позволяют выпускать до 200 тыс. м3 пиломатериалов в год, а общая площадь арендованных лесов составляет 90 тыс. га. На предприятии работают 249 человек.

Ассортимент продукции представлен следующими группами: пиломатериалы, погонажные изделия, ДСП (древесно-стружечная плита) и пеллеты. Основная часть всего объема производимой продукции (78%) идет на экспорт в Китай и страны Средней Азии и Ближнего Востока в виде пиломатериалов. На внутреннем рынке продукция реализуется в Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областях.

Проанализировав финансовую и маркетинговую деятельность на предприятии, мы пришли к выводу, что ресурсный потенциал организации используется эффективно. ООО «Форест-Партнер» обладает достаточным уровнем платежеспособности и кредитоспособности. Организация демонстрирует высокий уровень деловой активности, и большинство показателей финансово-хозяйственной деятельности имеет положительную тенденцию.

Конкуренция в лесной отрасли находится на достаточно высоком уровне, в Алтайском крае официально зарегистрировано более 100 организаций, занимающихся заготовкой и переработкой древесины. Наиболее крупными конкурентами ООО «Форест-Партнер», производящими аналогичную продукцию являются: ЛХК «Алтайлес», ООО «Алтай-Форест» и ООО «Лес Сервис». Приведем экспертную оценку ООО «Форест-Партнер» по следующим позициям: цена продукции, качество, ассортимент, инновации, объем производства, имидж и продвижение, в сравнении с основными конкурентами по 10 балльной шкале (рисунок 1).

Рисунок 1 – Сравнение ООО «Форест-Партнер» с крупными конкурентами

На сегодняшний день ООО «Форест-Партнер» превосходит ряд небольших предприятий лесной промышленности Алтайского края, однако несколько уступает ведущим игрокам данной отрасли по объемам производства, вопросам продвижения продукции и имиджа. Установка современного европейского оборудования позволила выпускать продукцию высокого качества и снизить уровень издержек. Сушильный комплекс на данный момент не имеет аналогов в крае и практически исключает растрескивание и деформацию изделий в процессе сушки. Ассортимент продукции достаточно широк и постоянно обновляется, за счет использования новых технологий переработки, а цена на аналогичные изделия несколько ниже, чем у вышеупомянутых конкурентов.

Однако в ходе анализа деятельности предприятия были выявлены следующие проблемы:

  1. Нерациональное использование лиственной древесины, около 25% арендуемых предприятием лесов состоит из лиственных пород (береза, осина), переработка которых не осуществляется, либо древесина идет на дрова;

  2. Производственные мощности линии ДСП загружены наполовину;

  3. Недостаточно полно продумано ценообразование, существует возможность увеличения прибыли без потери потенциальных клиентов;

  4. Слабо развито продвижение, используются только персональные продажи, кроме того организация не представлена в интернет пространстве.

С целью решения данных проблем были выработаны следующие рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности:

  1. Модифицировать имеющееся оборудование по производству ДСП, с целью расширения ассортимента и пополнения его такой группой товаров как ОСП (ориентированно-стружечная плита). В Крае пока нет ни одного предприятия, которые бы занималось производством ОСП, в России запущено всего 5 заводов. Основные производители ОСП находятся в Канаде, США и в странах Европы, а около половины плит в России импортированы из Китая, качество которых оставляет желать лучшего. Отечественные производители пока не в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка. Соответственно, открытие бизнеса по производству ориентированно-стружечной плиты в нашей стране достаточно выгодное мероприятие, так как российская ОСП превзойдет китайскую по качеству, а стоимость наших плит, будет значительно дешевле импортной продукции (по оценкам специалистов: на 20-25% дешевле европейской и американской и на 5-10% - китайской). По оценкам экспертов себестоимость 1 м3 ориентированно-стружечной плиты в России составляет порядка 8000 рублей, а оптовая цена продажи 11200 рублей за 1 м3, что ниже цены американской и европейской продукции на 2800 рублей, а китайской – на 500 рублей. За счет модификации оборудования производственные мощности линии ДСП получат полную загрузку, и наладится переработка лиственной древесины.

  2. Увеличить цены на некоторые группы товаров. Оптимизация цен позволит увеличить прибыль организации без потери потенциальных клиентов, не превышая цен основных конкурентов.

  3. Дополнительно к персональным продажам задействовать интернет продвижение для увеличения количества заказов, поиска новых оптовых покупателей и развития благоприятного имиджа предприятия. С целью поиска потенциальных оптовых покупателей рекомендуем использовать контекстную рекламу в таких сервисах как Яндекс. Директ и Google Adwords. Оценить возможный целевой трафик можно с помощью сервисов Яндекс.Wordstat и Google Keyword Planner. В таблице 1 представлено количество поисковых запросов в месяц по некоторым ключевым фразам в данных поисковых системах по России, Сибирскому ФО и Алтайскому краю.

Таблица 1 – Статистика поисковых запросов по России, Сибирскому ФО и Алтайскому краю

Поисковой запрос

Количество запросов в месяц по России

Количество запросов в месяц по Сибири

Количество запросов в месяц по Алтайскому краю

Купить пиломатериалы оптом

2804

1063

297

Купить брус оптом

1327

634

102

Купить доску оптом

3774

1823

466

Купить доску обрезную оптом

2381

1259

256

Купить террасную доску оптом

1237

781

196

Купить дсп оптом

924

357

61

Купить европанель оптом

541

198

53

Купить обшивную рейку оптом

684

262

85

Купить половую рейку оптом

623

229

59

Купить пеллеты оптом

1956

982

107

Итого

16251

7588

1682

После реализации на предприятии предложенных рекомендаций по улучшению маркетинговой деятельности, выручка от реализации может увеличиться на 221,75 млн. руб. Валовая прибыль вырастет на 101,75 млн. руб., а рентабельность продукции увеличится до 43,16%.

Таблица 2 – Изменение абсолютных показателей деятельности ООО «Форест-Партнер» после улучшения маркетинговой деятельности

Показатель

Фактическое значение показателя (2013г.)

Эффект от расширения ассортимента

Эффект от оптимизации цен

Эффект от рекламной кампании

Планируемое значение показателя

Выручка от реализации, млн. руб.

492,5

+168

+4,5

+49,25

714,25

Полная себестоимость, млн. руб.

378,9

+120

0

0

498,9

Валовая прибыль, млн. руб.

113,6

+48

+4,5

+49,25

215,35

Рентабельность продукции, %

29,98%

+2,41%

+1,19%

+13%

43,16%

Рисунок 2 – Изменение выручки от реализации, полной себестоимости и валовой прибыли после улучшения маркетинговой деятельности предприятия ООО «Форест-Партнер»

Рисунок 3– Изменение рентабельности продукции после улучшения маркетинговой деятельности на предприятии ООО «Форест-Парнтер»

Таким образом, в результате предложенных мероприятий ООО «Форест-Партнер» сможет улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, укрепить конкурентные позиции и повысить свою деловую активность.

Список литературы:

  1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.stroyka.ru/Rynok/1565346/rossiyskoe-proizvodstvo-osb-plit/

  2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://russian-remont.ru/OSB-material-dla-stroika/

  3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://wordstat.yandex.ru/

  4. Электронный ресурс. Режим доступа: https://adwords.google.com/KeywordPlanner

Просмотров работы: 952