При создании коворкинг-центров помимо выбора местоположения, эргономики пространства, дизайна среды и подбора административного персонала [2] очень важно уделить внимание организационной структуре. Оргструктура коворкинг-центров должна способствовать формированию креативной обстановки, а также позволять максимально быстро осуществлять бизнес-процессы по улавливанию и развитию перспективных идей. Причем составляющими организационной структуры являются не только работники коворкинг-центров (административный аппарат), но и сами клиенты. Существующие коворкинг-центры имеют, на наш взгляд, адхократические (органические) организационные структуры, а наиболее адекватной для описания оргструктуры коворкингов из адхократических структур является свободная: приобретает тот или иной вид в зависимости от внешних условий и стоящих перед ней задач. Функциональное разделение в ней заменяется структурой, ориентированной на результат. Основной акцент в свободной структуре делается на профессионализм, состоящий в инициативе ее членов, в самоуправлении. Главное достоинство свободных структур — их способность быстро отвечать на высоко конкурентные, сложные и быстро меняющиеся внешние условия.
Визуально пример организационной структуры коворкинга можно увидеть на рисунке 1.
В подведении итогов обозначим основные характеристики организационной структуры коворкинга:
Мобильная - постоянно видоизменяется в зависимости от внешних условий и стоящих перед ней задач.
Открытая – не имеет выраженных границ с окружающей средой, активно взаимодействует с внешней средой.
Содержит отдельные ярко выраженные ядра, скрепленные внутри собственной устоявшейся организационной структурой.
Предполагает наличие разнообразных типов партнерства и сотрудничества внутри: как с отдельными людьми, так и с компаниями.
Таким образом, внутри коворкинга могут одновременно сосуществовать несколько классических организационных структур, часть из которых имеют временный статус. Например, административный аппарат коворкинг-центра может иметь линейно-функциональную оргструктуру. Один из клиентов центра – какое-либо малое предприятие - линейную оргструктуру. Другой участник может являться частью дивизиональной оргструктуры крупной корпорации. А фрилансер может вообще не иметь организационной оргструктуры. И все эти ядра [4] одновременно могут быть завязаны в проектной организационной структуре при работе над общим стартапом.
Литература:
Марьина С.К., Рудакова О.Ю. Коворкинг как элемент инновационной инфраструктуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/index.php?id_html=274&fr=5
Марьина С.К., Кикоть А.А., Перфильев В.В. Инвестиционный проект коворкинг-центра в городе Барнаул [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.secna.ru/media/f/stroy_konstr_tez_2013.pdf
Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.deskmag.com/
Электронный ресурс. Режим доступа: http://m-shuvalova.blogspot.ru/2012/04/blog-post.html