РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА.

Давыдов Д.С. 1
1Южный Федеральный Университет, Институт социологии и регионоведения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Следует различать малый бизнес и инновационное предпринимательство. Малый бизнес может быть и не инновационным. Инновация – это новшество, ставшее предметом использования для промышленных или потребительских целей. Йозеф Шумпетер отмечал, что непременным свойством предпринимательства является новаторство, которое подразумевает постоянное творчество в использовании ограниченных ресурсов для достижения максимального результата. Поэтому характерной чертой инновационного бизнеса является использование для получения прибыли новых подходов, идей, продуктов, чтобы максимально возможно удовлетворить потенциальные потребности рынка.

Малый бизнес выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности, может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:

  1. гибкость, мобильность и адаптивность в быстро меняющихся условиях в силу размера, а также управление, как правило, руководителем-инноватором;

  2. повышенная экономическими и неэкономическими факторами мотивация к инновационной деятельности;

  3. творческая специализация в деятельности;

  4. немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал;

  5. ориентация на достижение максимально возможного результата;

  6. возможность рисковать;

  7. высокая производительность труда и низкие издержки производства;

  8. высокая отдача на единицу финансовых вложений в НИОКР.

Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.

Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупные объёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал. Наукоёмкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня. Наукоёмкость отрасли можно измерить как отношение затрат на НИОКР к объёму сбыта отрасли, либо как отношение к объёму сбыта численности учёных, вовлечённых в инновационный процесс.

Современная экономическая ситуация требует от участников активных инновационных действий, направленных на изменение принципов работы, направлений бизнеса. При этом в «Стратегии 2020» задаются достаточно быстрые темпы преобразований, требующих изменить принципы поведения основных участников инновационного процесса.

Авторами концепции национальных инновационных систем является большая группа западных экономистов К.Фримен , Б.-А. Лундвалл и Р.Нельсон , которые в 80-90 гг. ХХ в. практически одновременно положили начало современной теории инновационной деятельности и разработали общие методологические принципы:

  • следование идеям Й.Шумпетера о конкуренции на основе инноваций и научных разработок в корпорациях как главных факторов экономической динамики;

  • признание особой роли знания в экономическом развитии;

  • рассмотрение институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру.

Исходя из данной концепции, можно определить инновационную подсистему региона, как это совокупность взаимодействующих институтов и субъектов в регионе, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание, воспроизводство, хранение и передачу знаний, профессиональных навыков и технических разработок, с целью обеспечения устойчивого экономического развития региона и повышения качества жизни населения путем: производства инновационной продукции, технологий и услуг; создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и производства товаров и услуг; увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения; повышения образовательного уровня населения; вывода экологически вредных производств; решения собственных экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.

Основными элементами инновационной подсистемы региона являются следующие подсистемы: генерации знаний, образования и профессиональной подготовки, производства продукции и услуг, инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.

По уровню инновационного развития разрыв между субъектами ЮФО один из самых высоких по сравнению с другими социально-экономическими показателями: Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край, по праву относящиеся к «инновационным лидерам» в округе, находятся, соответственно, на 11-ом, 20-ом и 27-ом местах среди субъектов РФ, в то время, как Астраханская область, Республика Калмыкия и Республика Адыгея только на 59-ом, 76-ом и 79-ом месте.

Ведущими структурами инновационного комплекса экономики округа являются Южный федеральный университет, Южный научный центр Российской академии наук, ключевые академические институты, исследовательские центры и проблемно-ориентированные лаборатории, наукоемкие и высокотехнологичные организации.

Реализация научно-инновационного потенциала Южного федерального университета осуществляется по 84 научным направлениям в рамках 35 областей знаний, которые соответствуют 8 приоритетным направлениям развития науки и техники.

Основные научные исследования и инновационные разработки в ЮФО ведутся в ВУЗах. В настоящее время в округе 83 высших учебных заведений, из которых 45 являются государственными, а 38 – негосударственными.

Наряду с ЮФУ, узловыми элементами формирующейся окружной инновационной системы выступают Кубанский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет, Волгоградский государственный технический университет, Южно-Российский государственный технический университет, Астраханский государственный технический университет и др.

В число основных задач и организационно-экономических механизмов развития инновационной деятельности, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года, входят:

- создание центров глобальной компетенции в таких отраслях как переработка углеводородов, производство и переработка сельскохозяйственного сырья, биотехнологии, энергетика, рекреация;

- создание современных технологических платформ на базе ведущих вузов Южного федерального округа и инновационно-активных предприятий: композиционных технологий и материалов, биотехнологий, светодиодов и энергосбережения, авионики и бортового оборудования, информационных, космических, медицинских технологий, экологии, природопользования, ресурсосбережения, безопасности, ядерных технологий, нанотехнологий, технологий в строительстве, химических технологий и др.;

- создание пояса малых инновационных предприятий, в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих вузов ЮФО;

- развитие на территории Южного федерального округа инфраструктуры венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере; разработка механизма поддержки межрегионального трансфера инновационных технологий;

- развитие инновационной инфраструктуры, создание региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров промышленного дизайна и прототипирования и др.;

- подготовка кадров для инновационного бизнеса, включая создание системы региональных ресурсных центров, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации специалистов на базе инновационных технологий;

- развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной сфере и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;

- разработка нормативно-правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;

- увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и проч.), предоставление инновационно-активным субъектам бизнеса преференций в сферах налогообложения и использования объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности;

- формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, регионального и межрегионального научно-технологического форсайта, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития.

В соответствии с утвержденной Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года развитие научно-инновационной сферы предполагает достижение следующих основных целевых показателей:

- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, к 2020 году возрастет до 40%;

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - до 25%;

- внутренние затраты на исследования и разработки увеличатся до 2,5%, число малых инновационных предприятий - до 500;

- число технопарков на базе ведущих вузов возрастет до 25;

- число бизнес-инкубаторов в Южном федеральном округе - до 30 единиц.

Институциональная среда Ростовской области.

На сегодняшний день многообразие институциональных условий определяется особенностью модели институциональной структуры, которая отражает уровень развития экономики, науки, социальные, культурные и исторические особенности. Процессы взаимодействия структурных элементов национальной инновационной системы основаны

на правилах и нормах, которые осуществляются с помощью организационных механизмов. Все это в совокупности образует институциональную структуру, которую следует рассматривать как базовую составляющую инновационного типа развития промышленного комплекса. Формирование институциональной среды инновационного развития подвержено влиянию экономических, социальных, демографических и географических факторов, что определяет специфику институциональной среды; инновационной экономики. На рисунке 4 продемонстрированы структурные элементы институциональной среды в их воздействии на инновационное развитие экономики.

Инновации возникают в определенном институциональном контексте, а факт влияния институтов — правил и обеспечивающих их соблюдение механизмов — на экономический рост, развитие и в конечном счете уровень благосостояния не вызывает споров среди экономистов.

Роль государства в качестве координатора функционирования инновационной экономики можно обосновать наличием следующих закономерностей: 1. государство систематизирует функционирование инновационной экономики, обеспечивая относительно оптимальное развитие всех звеньев инновационной системы; 2. государство обладает финансовыми ресурсами для оказания под держки в развитии всех звеньев инновационного процесса; 3. только государство может обеспечить экономическое стимулирование инновационного процесса, предоставляя налоговые и таможенные ( льготы; 4. государство содействует созданию инфраструктуры (технико- экономические и экономические зоны, технопарки, инкубаторы); 5. государство способно наилучшим образом объединить усилия науки, образования и бизнеса; 6. только государство может обеспечить формирование такой законодательной базы инновационной деятельности; которая бы обеспечила благоприятные условия для развития; всех звеньев инновационной системы.

В настоящее время; государство должно выполнять такие функции как финансирование фундаментальной науки; участие в финансовом обеспечении НИОКР. При этом, «главное в деятельности государства — это формирование единой инновационной цепочки: изобретение, создание нового продукта и его освоение в массовом производстве; Без наличия единой инновационной системы деятельность субъектов и отдельных звеньев инновационного процесса не может быть достаточно эффективной» .

Инновационные предприятия Ростовской области

Крупный бизнес.

В рамках выставки «ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА» состоялись презентации инновационной продукции, перспективных разработок, новых технологий и сервисов, обмен опытом и анализ основных тенденций в области инноваций, встречи авторов проектов, заказчиков и потенциальных инвесторов, что позволило организациям Ростовской области позиционировать свой бренд и повысить статус компании, установить прямые контакты с потенциальными клиентами и партнерами, продвинуть высокотехнологичные идеи и решения.

ОАО «Роствертол» представил многоцелевой широкофюзеляжный транспортный вертолет, представитель нового поколения тяжелых вертолетов, самый грузоподъемный вертолет в мире Ми-26Т2

ООО ПК «НЭВЗ». Пассажирский двухсистемный электровоз ЭП 20, способный водить пассажирские поезда на скорости до 200 км/ч на железнодорожных линиях, электрифицированных как переменным, так и постоянным током.

ООО «КЗ «Ростсельмаш». Комбайн TORUM 740 – высокопроизводительный роторный комбайн 7 класса, способный убрать за сезон 1500 - 2000 га разнообразных культур.

Инженерно-технологическая академия ЮФУ – многоцелевой беспилотный авиационный комплекс «Рассвет» - единственный в мире БПЛА, осуществляющий мультиспектральную съемку. Летно-технические характеристики превосходят отечественные и зарубежные аналоги.

ОАО НПП КП «Квант». Производство оптико-электронных приборов ориентации космических аппаратов.

ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева». Самолет-амфибия Бе-200ЧС – универсальный самолет-амфибия, легко конвертируемый в различные варианты для выполнения пожаротушения, морского патрулирования, поиска и спасения на море.

Малый и средний бизнес Ростовской области.

Динамика уровня инновационной продукции в промышленных видах деятельности как у малых так и у средних предприятиях характеризуется незначительными изменениями и имеет отрицательный тренд, вместе с тем, в различных видах деятельности наблюдаются разнонаправленные тенденции.

Инновационное развитие предприятий во многом зависит от ресурсного обеспечения, представляющего собой фактические расходы на различные типы и виды инновационной деятельности.

В течение последних трех лет завершенные инновации имели 68 малых и 12 средних предприятий, в том числе технологические - все малые и средние предприятия, маркетинговые - 2 малых и 3 средних предприятия, организационные - 4 малых и 2 средних. Анализ степени кооперации предприятий при разработке завершенных инновации показал, что в основном технологические, маркетинговые и организационные инновации разрабатывались организациями самостоятельно.

Одним из направлений исследования инновационной активности субъектов малого предпринимательства было изучение внешнеэкономической деятельности, в части экспорта инновационных товаров и услуг. Результаты обследования показали, что деятельность инновационно-активных малых предприятий в основном направлена на удовлетворение спроса отечественных потребителей, всего лишь 9 малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, отгружали инновационные товары, услуги на экспорт.

Перечислим инновационные проекты, осуществленные малыми и средними предприятиями Ростовской области в 2014 году:

- Разработаны электронные приборы для метрополитена;

- Разработано программное обеспечение модуля ловли рыбы;

- Первичные преобразователи для вихревых расходометров;

- Разработка и изготовление промышленной СВЧ печи;

- Разработка комплекта оборудования для диагностики оборудования АЭС;

- Создание соединений трубопроводов, разработка технологии изготовления их уплотнителей;

- Экспериментальные исследования механических и гидродинамических параметров элементов искусственного рифа и особенности формирования биоценозов;

- Разработка плазматрона для резки металла;

- Разработана система мониторинга состояния стальных канатов подъемно-транспортных машин.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что взаимодействие малого инновационного и крупного бизнеса, создание партнёрских отношений между малыми инновационными и крупными предприятиями остаётся необходимым, поскольку позволит реализовать им инновационный потенциал, а вследствие этого повысить конкурентоспособность отечественной экономики и сыграть достойную роль в становлении национальной инновационной системы страны.Роль малого и среднего бизнеса в реализации инновационного потенциала Ростовской области и региона в целом трудно переоценить. Большинство стартапов, успешно развивающихся сейчас на рынке, выросли из малого бизнеса и достигших огромных результатов. В свою очередь, регион должен быть заинтересован в инновационных продуктах, а следовательно, грамотно выстраивать свою политику по отношению к малым и средним инновационным предприятиям.

Список использованных источников и литературы

  1. Г.Я. Гольдштейн Инновационный менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998

  2. Аналитический обзор «Инвестиционная активность малых (включая микропредприятия) и средних предприятий Ростовской области в январе-декабре 2010 года» (ООО НПФ «Инком-центр», в соответствии с Госконтрактом № 44 от 10 июня 2011 года в рамках реализации «Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы») // http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=107673.

  3. Росстат

  4. Ростовское инвестиционное агенство

Просмотров работы: 3184