Девиз профильной смены: Чтим прошлое, храним настоящее, верим в будущее.
Актуальность проекта:
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней (А.Н. Толстой).
Действительно, исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми как младшего школьного возраста, так и среднего.
Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь подрастающего поколения со старшими сверстниками-наставниками, в роли которых могут выступать помимо родителей и школьных учителей даже воспитатели и педагоги в загородных детских оздоровительных лагерях.
Воспитание патриота в условиях детского лагеря может выступать достаточно качественным средством усвоения подрастающим поколением гражданских и нравственных норм. Безусловно, что такое воспитание основывается в первую очередь на изучении и привлечении непосредственно исторических аспектов.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, вопросы воспитания на современном этапе развития общества патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Цель воспитательной системы: формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков в рамках профильной исторической смены.
Задачи воспитательной системы:
Создать реальные возможности и осуществить целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у школьников посредством изучения истории Отечества в условиях детского лагеря;
Сформировать и развить гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию;
Развить познавательные интересы, потребности в познании культурно-исторических ценностей страны;
Сформировать общечеловеческие ценности через творческую коллективную деятельность участников профильной смены;
Пропагандировать здоровый образ жизни среди подрастающего поколения;
Ожидаемые результаты
Вступление ребёнка (школьника) в новую социальную роль – патриота своей страны;
Овладение знаниями, необходимыми настоящему гражданину своей страны;
Овладение социальным опытом школьниками.
Нормативно-правовая база, подкрепляющая деятельность воспитательной системы:
1.КонституцияРФ2. Декларация о правах ребенка.3. Закон «Об образовании РФ».4. Концепция модернизации образования РФ.5. Санитарно - гигиенические правила и нормы (извлечения)6. Положение о пришкольном лагере с дневным пребыванием7. Закон «О защите прав ребенка».8. Правила внутреннего трудового распорядка.9. Договоры со сторонними организациями.10. Номенклатура дел лагеря.
Участники проекта: дети и подростки от 6 до 16 лет, в том числе из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи), педагогический коллектив образовательного учреждения.
Принципы деятельности воспитательной системы:
Принцип сознательности и активности – это ясное понимание целей и задач предстоящей работы, развитие самоуправления.
Систематичности и последовательности – все мероприятия связаны между собой, соответствуют установленной тематике смены.
Принцип равенства и сотрудничества – добровольное участие во всех делах и мероприятиях, доверительные, демократические отношения между детьми и взрослыми.
Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.
Принцип ценностной ориентации – это формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, рациональное использование свободного времени.
Принцип массовости – привлечение детей и подростков к патриотическим, физкультурно-оздоровительным, игровым, культурно – досуговым и другим мероприятиям.
В основу реализации программы заложены разнообразные:
Методы:
креативный (творческий);
проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творчество детей);
репродуктивный (воспроизводящий);
интерактивный;
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проектная деятельность;
Формы:
игра;
путешествие;
экскурсии;
конкурсы;
соревнования;
выставки творческих работ;
акции.
Примерная план-сетка смены профильного лагеря
для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений
День смены |
Название мероприятия |
1 день |
Праздник-презентация «Здравствуй, патриот!» |
2 день |
Уроки-лекции по теме «История Руси», игра «Символы России» |
3 день |
Спектакль «А зори здесь тихие…», конференция по спектаклю «А зори здесь тихие...» |
4 день |
Уроки-лекции по теме «Русский солдат умом и силою богат», практикум «Они сражались за Родину» |
5 день |
Экскурсия в краеведческий музей, фестиваль творчества «Россия-Родина моя!» |
6 день |
Уроки-лекции по теме «Россия в эпоху средневековье», турпоход |
7 день |
Уроки-лекции на тему «Новое время России», практикум «Мы в ответе за нашу землю» |
8 день |
Игра-дебаты «Эта удивительная история России» |
9 день |
Уроки-лекции по теме «Россия в новейшее время», практикум «Славные дни новой России» |
10 день |
Исторический квест «Вспомнить всё» |
11 день |
Викторина «Ради тех, кто уже не придёт никогда…Помните» |
12 день |
Интерактивная игра «Богатырская застава» (форт Баярд) |
13 день |
КТД «Настоящий патриот» |
14 день |
Праздник-закрытие «Поколение патриотов» |
Ограничения проекта и риски:
-неготовность педагогов к участию в проекте;
-неготовность школьников к участию в патриотической смене во время летнего детского отдыха;
-отсутствие мотивации других участников, страх перед нововведениями, заниженная самооценка участников проекта;
-сложность восприятия истории в процессе нравственного и патриотического воспитания