ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛЬНОЙ (ИСТОРИЧЕСКОЙ) СМЕНЫ «ПОКОЛЕНИЕ ПАТРИОТОВ» В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛЬНОЙ (ИСТОРИЧЕСКОЙ) СМЕНЫ «ПОКОЛЕНИЕ ПАТРИОТОВ» В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ.

Мананникова П.Е. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Девиз профильной смены: Чтим прошлое, храним настоящее, верим в будущее.

Актуальность проекта:

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней (А.Н. Толстой).

Действительно, исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми как младшего школьного возраста, так и среднего.

Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь подрастающего поколения со старшими сверстниками-наставниками, в роли которых могут выступать помимо родителей и школьных учителей даже воспитатели и педагоги в загородных детских оздоровительных лагерях.

Воспитание патриота в условиях детского лагеря может выступать достаточно качественным средством усвоения подрастающим поколением гражданских и нравственных норм. Безусловно, что такое воспитание основывается в первую очередь на изучении и привлечении непосредственно исторических аспектов.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, вопросы воспитания на современном этапе развития общества патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Цель воспитательной системы: формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков в рамках профильной исторической смены.

Задачи воспитательной системы:

  1. Создать реальные возможности и осуществить целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у школьников посредством изучения истории Отечества в условиях детского лагеря;

  2. Сформировать и развить гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию;

  3. Развить познавательные интересы, потребности в познании культурно-исторических ценностей страны;

  4. Сформировать общечеловеческие ценности через творческую коллективную деятельность участников профильной смены;

  5. Пропагандировать здоровый образ жизни среди подрастающего поколения;

Ожидаемые результаты

  1. Вступление ребёнка (школьника) в новую социальную роль – патриота своей страны;

  2. Овладение знаниями, необходимыми настоящему гражданину своей страны;

  3. Овладение социальным опытом школьниками.

Нормативно-правовая база, подкрепляющая деятельность воспитательной системы:

1.КонституцияРФ2. Декларация о правах ребенка.3. Закон «Об образовании РФ».4. Концепция модернизации образования РФ.5. Санитарно - гигиенические правила и нормы (извлечения)6. Положение о пришкольном лагере с дневным пребыванием7. Закон «О защите прав ребенка».8. Правила внутреннего трудового распорядка.9. Договоры со сторонними организациями.10. Номенклатура дел лагеря.

Участники проекта: дети и подростки от 6 до 16 лет, в том числе из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи), педагогический коллектив образовательного учреждения.

Принципы деятельности воспитательной системы:

  1. Принцип сознательности и активности – это ясное понимание целей и задач предстоящей работы, развитие самоуправления.

  2. Систематичности и последовательности – все мероприятия связаны между собой, соответствуют установленной тематике смены.

  3. Принцип равенства и сотрудничества – добровольное участие во всех делах и мероприятиях, доверительные, демократические отношения между детьми и взрослыми.

  4. Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.

  5. Принцип ценностной ориентации – это формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, рациональное использование свободного времени.

  6. Принцип массовости – привлечение детей и подростков к патриотическим, физкультурно-оздоровительным, игровым, культурно – досуговым и другим мероприятиям.

В основу реализации программы заложены разнообразные:

  1. Методы:

  • креативный (творческий);

  • проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);

  • эвристический (изложение педагога + творчество детей);

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • интерактивный;

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проектная деятельность;

  1. Формы:

  • игра;

  • путешествие;

  • экскурсии;

  • конкурсы;

  • соревнования;

  • выставки творческих работ;

  • акции.

Примерная план-сетка смены профильного лагеря

для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений

День смены

Название мероприятия

1 день

Праздник-презентация «Здравствуй, патриот!»

2 день

Уроки-лекции по теме «История Руси», игра «Символы России»

3 день

Спектакль «А зори здесь тихие…», конференция по спектаклю «А зори здесь ти­хие...»

4 день

Уроки-лекции по теме «Русский солдат умом и силою богат», практикум «Они сражались за Родину»

5 день

Экскурсия в краеведческий музей, фестиваль творчества «Россия-Родина моя!»

6 день

Уроки-лекции по теме «Россия в эпоху средневековье», турпоход

7 день

Уроки-лекции на тему «Новое время России», практикум «Мы в ответе за нашу землю»

8 день

Игра-дебаты «Эта удивительная история России»

9 день

Уроки-лекции по теме «Россия в новейшее время», практикум «Славные дни новой России»

10 день

Исторический квест «Вспомнить всё»

11 день

Викторина «Ради тех, кто уже не придёт никогда…Помните»

12 день

Интерактивная игра «Богатырская застава» (форт Баярд)

13 день

КТД «Настоящий патриот»

14 день

Праздник-закрытие «Поколение патриотов»

Ограничения проекта и риски:

-неготовность педагогов к участию в проекте;

-неготовность школьников к участию в патриотической смене во время летнего детского отдыха;

-отсутствие мотивации других участников, страх перед нововведениями, заниженная самооценка участников проекта;

-сложность восприятия истории в процессе нравственного и патриотического воспитания

Просмотров работы: 2153