Гуманитаризация современного образования ставит новые проблемы поиска содержания и условия, способствующих формированию культурного человека, знающего не только историю страны урезанную до цитат учебников, но и поступающий в соответствии со своим знанием и убеждением. Сначала размышляющего над тем, что принесет результат его работы людям, а потом добивающегося этого результата. В этой связи, возникает вопрос совершенствования преподавания социально-исторических дисциплин. На наш взгляд, преподавание истории не должно быть чем-то догматичным, неизменным и оторванным от жизни и от решаемых учащимися личностных вопросов.
Мы пытаемся изменить организацию образовательного процесса именно на факультативном курсе. И обращаемся к изучению истории через первоисточники. Делаем это следующим образом: одной из психологических потребностей подростка является желание осознать свою личность, понять, кто он среди других, обрести самостоятельность. Переоценка себя лучше всего происходит в кризисных ситуациях, где есть жизненные противоречия. В этой связи история наполнена большим количеством жизненных коллизий и переживаний. В своем проекте мы хотим показать, как можно изучать историю, через установление параллелей исторических и личностных коллизий, имеющих одну линию развития. Для этого в начале, мы будем предлагать для самопознания рефлексивные ситуации, позволяющие установить личностный смысл последствий жизненных кризисов. А потом мы отрефлексируем обнаруженный и открытый внутри себя личностный смысл соотнесенный с представленным в источниках историческим содержанием событий. Таким образом, будет формироваться "живое знание", пропущенное через себя. Тогда можно увидеть "историю с лицом" через персоналии и судьбы её участников.
В старших классах учащиеся сталкиваются с проблемами поиска себя, выбора своей стратегии жизни в этом абсурдном мире, преодоления уникальных психологические трудностей. Поэтому преподавание истории на наш взгляд должно быть выстроено на понятном для школьников языке с учетом их психологических потребностей периода жизненного самоопределения подрастающего поколения. Мы полагаем, что сфера интересов подростка шире чем, его интимно-личностные потребности. Поэтому недостаточно снабдить его только психологической информацией. Необходимо, учитывая возрастные особенности, ввести в содержание преподавания истории более занимательную человечную форму подачи информации, основанную на учете психологических особенностей школьников. История, в нашем понимании, должна стать путеводителем жизни, поэтому её изучение должно происходить через познание драматических жизненных коллизий, способных зажечь жажду познания.
Педагогический результат:
- переоценка ценностей школьников, осознанный выбор ими жизненных ориентиров, умение прогнозировать ход социального события и своего места в нем в контексте большой и личной истории;
- развитие способности к моделированию социальных и исторических событий;
- развитие способности к рефлексии.
Форма работы: историческая гостиная.
Цели:
Рефлексивные:
содействовать переоценки ценностей в ситуации массовой паники, страха, когда на земле погибает все живое, когда возникает потребность защищать себя и свои границы; когда возникает необходимость проявлять жизнестойкость и делать осознанный в соответствии со своими ориентирами выбор.
Образовательные:
формировать стратегии жизнестойкости, самообладания, внутренней устойчивости на примерах событий Первой мировой войны.
Развивающие:
развивать способность к моделированию и прогнозированию социальных и исторических событий.
Составляющие человеческого развития:
– Общие составляющие человеческого развития: развитие познавательных мыслительных процессов, таких как: анализ, синтез, систематизация, а также качества мыслительной деятельности и процессов (самостоятельности и креативности). Развитие способности к моделированию (выделение структурных элементов модели, установление связи между ними).
– Предметная составляющая: умение систематизировать историческую информацию, устанавливать внутри нее причинно-следственные связи, оценивать последствия поступков в истории Первой мировой войны в оборонительных действиях и индивидуальной истории конкретного человека.
– Надпредметная составляющая: обеспечение поиска резонансов событий исторического прошлого и поворотных моментов жизни современника, содействие сохранению внутреннего стержня в сложных жизненных ситуациях.
Целевой группой проекта являются участники:
– 9-11 классы общеобразовательной школы, проявляющие интерес к истории и саморазвитию человека.
Средства отбора обучающихся:
Средством отбора является опрос. В исторической гостиной могут принять участие все желающие.
Схема действий:
Мотивационный этап - «Ничего не предвещало войны»:
вызов мотивации и интереса к предложенной теме, постановка учебных задач, изложение плана работы;
работа в микрогруппах, анализ рефлексивных ситуаций по переоценки ценностей в жизненных ситуациях, последствиями которых могут стать военные события.
Этап работы с театрализованной средой - «От беззаботности к серьезности»:
просмотр видеоряда, создание театрализованной среды, погружение в исторический опыт, осмысление последствий влияния власти, государства и человеческой мысли на судьбы отдельного человека и народа.
Этап работы по построению модели социальных исторических ситуаций - «Когда цель не оправдывает средства»:
оценка фактов и ситуаций, воссоздание модели исторического события по первоисточникам, формирование представлений о последствиях выдающихся научных открытий и военных действий в отдельных событиях периода Первой мировой войны (работа микрогрупп).
обсуждение созданных микрогруппами моделей, соотнесение их с историческим событием, выбор адекватной фактам модели.
Заключительный этап – «Неожиданные параллели с современностью»:
Написание эссе на тему «Цена и смысл человеческой жизни», с целью проверки достигнутого результата.
Подведение итогов работы.
Оборудование и материал: мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, стулья, поставленные вокруг столов для работы в микрогруппах.
Концептуальные позиции:
Философско-психологические положения.
Экзистенциализм (А.Камю, А.Маслоу, Ж.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, и др.)
Философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Экзистенциалисты отмечают конечность и хрупкость человека, деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. По их мнению, индивидуальное бытие человека, погружено в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя».
Психолого-педагогические положения.
Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев и др.)
Согласно этому подходу, субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.
Концепция психологических оснований педагогики (Зинченко В.П.и др.)
Основная суть этой концепции сводится к необходимости формирования живого знания, вызывающего внутренний резонанс у субъекта учебной деятельности.
Основы моделирования как знаково-символической деятельности (Н.Г. Салмина).
Моделирование связано не столько с отражением внешних видимых свойств предметов и явлений, сколько с построением идеализированных объектов, с открытием нового, важны способы действия с новым. При этом действие должно максимально развертываться, материализовываться, осуществляться через пооперационный контроль, что позволяет выделять систему существенных признаков, преобразовывать разрозненную информацию, встраивать её в новое содержание.
Концепция педагогической поддержки (О.С. Газмана и др.)
Процесс определения собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, саморазвитии, общении с помощью педагогической поддержки.
Средства фиксации достигнутого результата
Механизм фиксации результатов эффективности реализации проекта: изначально, мы проследим уровень сформированности необходимого по замыслу проекта опыта учащихся через их отношение к выбору, времени, событию, желанию, проявленных в устных отчетах по рефлексивным ситуациям первого этапа проекта. После основной части проекта мы переходим к написанию эссе. В этом моменте мы проследим изменения в проявлении отношения, которое возникло внутри события и его связь с освоенным новым опытом, формируемым в основной части. При этом будет использоваться контент-анализ.
Методы фиксации результата: результат фиксируется на основании полноты построения моделей, а также на содержании рефлексивного эссе.
Критерии выделены на основе структурных компонентов личностного развития:
– ценностно-ориентировочный;
– когнитивный;
– поведенческо-деятельностный;
– эмоционально-волевой.
Показатели по каждому критерию:
Ценностно-ориентировочные показатели:
– выбор общечеловеческих ценностей;
– понимание цены человеческой жизни, её конечности предельности;
– проявление интереса к смыслу и ценности жизни человека;
– наличие глубокой рефлексии результатов социальных ситуаций и их последствий.
Когнитивные показатели:
– наличие знаний об исторических событиях, как основе для переоценки своей индивидуальной жизни;
– сформированность понятийного и абстрактного мышления;
– умение выделять существенные свойства связи и отношения и на их основе моделировать социальные и исторические события;
– предвидение и прогнозирование последствий большой истории в жизни человека.
Поведенческо-деятельностные показатели:
- умение самостоятельно создавать модели социальных и исторических событий;
- умение видеть коллизийные связи скрытых смыслов информационных манипуляций;
- умение отражать содержание рефлексии в кратком тексте;
- наличие активности в выполнении деятельности.
Эмоционально-волевые показатели:
– проявление ответственности за свои действия и поступки;
– проживание чувства «мне это нравится» от проведенной работы;
– наличие адекватной эмоциональной реакции в сложных социальных и исторических событиях.
Уровни достигнутого результата
Высокий уровень: Обучающийся выбирает ценность человеческой жизни как основу гуманитарного знания в противовес ценности утраты жизни отдельного человека для судьбы всего человечества. Проявляет широкий запас нравственных знаний об отношении к другому человеку и к себе. Выделяет самостоятельно структурные элементы модели исторического события и устанавливает связи между ними.
Средний уровень: Обучающийся осознает ценность человеческой жизни в противовес ценности утраты жизни отдельного человека для судьбы всего человечества, в силу необходимости решения военных вопросов. Проявляет интерес к нравственным знаниям об отношении к себе и к другому человеку, пользуется ими для объяснения фактов государственной политики и межличностных отношений. Выстраивает модель исторического события самостоятельно, но неполно, допуская ошибки, исключая отдельные структурные элементы модели, не замечая связи между структурными элементами.
Низкий уровень: Обучающийся знакомится с ролью ценности жизни отдельного человека для других людей. Приобретает широкий запас нравственных знаний об отношении к себе и к другому человеку. Наполняет содержанием, предложенные педагогом, структурные элементы модели исторического события, после объяснения их содержания устанавливает связи между структурными элементами модели.