ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

Мананникова П.Е. 1, Дивнич С.Е. 1, Головеев И.Ф. 1, Сабада Т.С. 1, Лобчикова К.П. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Название команды: Первый ВУЗ Алтая

Результат: сформированный образ жизненной цели.

Форма работы: социально-психологический тренинг по формированию умения вы-страивать образ жизненной цели.

Цели:

– сформировать понятие образа жизненной цели; обучить участников объективным технологиям постановки целей.

– формирование уверенности и собственной ответственности в достижении целей; актуализация представлений о своих сильных сторонах через построение жизнен-ных целей

– развитие способности выстраивать собственные жизненные цели для самореализа-ции, развитие самосознания и формирование своей внутренней жизненной страте-гии.

Составляющие человеческого развития:

– Общие составляющие человеческого развития: развитие познавательных мысли-тельных процессов, таких как: анализ, синтез, систематизация, а также качества мыслительной деятельности и процессов (самостоятельности и креативности). Раз-витие элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, её планирова-ние, рефлексия).

– Предметная составляющая: представление о жизненных целях, умение самостоя-тельно выстраивать образ жизненной цели.

– Надпредметная составляющая: представление о системе потребностей человека, определяющих его жизненные цели, через концепцию А. Маслоу.

Целевой группой проекта являются участники:

– юношеского и молодого возраста (18 - 30 лет), с различной направленностью в об-разовании;

– проявляющие интерес и имеющие потребности в определении жизненных целей.

Средства отбора:

– беседа с участниками с целью выявления у них интереса и потребности в выстраи-вании образа жизненной цели;

– включенное наблюдение с целью восприятия поведенческих реакций участников группы и выявление их активности и заинтересованности в предложенной теме.

Схема действий:

Мотивационный этап:

– вызов мотивации и интереса к предложенной теме с использованием метафориче-ских методов;

Содержательно-целевой этап:

– Постановка учебной задачи перед обучающимися и выяснение её принятия через сообщение о назначении цели в жизни и её функциях;

Организационно-деятельностный этап:

– Обозначение ориентировочной основы организации процесса построения жизнен-ной цели;

– Самостоятельное построение образа персональной жизненной цели с использова-нием ориентировочной основы;

– Рефлексия результатов самостоятельного построения образа жизненной цели;

Контрольно-оценочный этап:

– Контроль и проверка сформированности умения выстраивать образ жизненной це-ли с использованием кейс-метода.

Концептуальные позиции:

Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев и др.)

Согласно этому подходу, субъект в своих деяниях не только обнаруживается и прояв-ляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его са-мого.

Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и др.)

Организация внешней деятельности, способствующая переходу внешних действий ум-ственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Согласно этой теории, формирование умственных действий прохо-дит по ряду этапов от внешних действий к внутренним с использованием ориентиро-вочной основы.

Концепция педагогической поддержки (О.С. Газмана и др.)

Процесс определения собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоле-ния препятствий, мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоя-тельно достигать желаемых результатов в обучении, саморазвитии, общении с помо-щью педагогической поддержки.

Средства фиксации достигнутого результата

Когнитивные показатели:

– Знания об уровнях потребностей человека, как системно-образующих для форми-рования образа жизненной цели;

– Представление о роли жизненной цели в становлении человека;

– Знания о том, как самостоятельно и целостно выстраивать образ жизненной цели.

Поведенческо-деятельностные показатели:

– Выполнение действий по построению жизненной цели, используя ориентировоч-ную основу;

– Проявление умений по построению образа жизненной цели и умений применять их в нестандартных ситуациях;

– Наличие активности в выполнении деятельности;

Эмоционально-волевые показатели:

– Проявление интереса к построению образа жизненной цели;

– Проявление умений преодолевать препятствия, в процессе построения образа жиз-ненной цели.

Уровни достигнутого результата

Высокий уровень: Обучающийся выделяет образ жизненной цели, выстраивает ее из всех структурных компонентов потребностей человека, понимает роль жизненной цели. Само-стоятельно создает полную ориентировочную основу.

Средний уровень: Обучающийся выделяет образ жизненной цели, выстраивает ориенти-ровочную основу самостоятельно, но не полно.

Низкий уровень: Обучающийся принимает ориентировочную основу в готовом виде, с по-мощью неё выстраивает образ жизненной цели.

Распределение функций в команде:

I. Проектная составляющая:

Капитан (организатор, мотиватор): лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое, контролирует деятельность команды, выполняет руководительские функции. (Го-ловеев Иван)

Генератор идей: выполняет функцию источника идей, создаёт новые предложения и предлагает способы их реализации, участвует в обсуждении проектов других команд (Са-бада Татьяна)

Исследователь ресурсов: предлагает новые идеи, является связующим звеном команды с внешней средой, участвует в обсуждении проектов других команд (Мананникова Полина)

Оцениватель-аналитик: анализирует деятельность команды, даёт её оценку, делает логи-ческие выводы и заключения, участвует в обсуждении проектов других команд (Лобчико-ва Кристина)

Завершитель: концентрирует усилия на выполнении заданий должным образом и в дета-лях, участвует в обсуждении проектов других команд (Дивнич Софья)

II. Исполнительная составляющая:

Капитан команды: наблюдает за работой команды, дает обратную связь, готовит фото и видео отчет, помогает в оформлении саморецензии и рецензии проектов других команд (Головеев Иван)

Реализаторы (ведущие): формируют образ жизненной цели у обучающихся, исполняют основные этапы проекта, следят за сроками и качеством выполнения работы, проводят са-морефлексию выполненной деятельности. (Мананникова Полина, Сабада Татьяна)

Ассистенты: помогают воплотить идеи в реальность, несут ответственность за техниче-скую реализацию проекта, участвуют в рецензировании проектов других команд. (Лобчи-кова Кристина, Дивнич Софья)

Просмотров работы: 706