ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И МИКРОКРОВОТОКА В КОЖЕ ПРИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И МИКРОКРОВОТОКА В КОЖЕ ПРИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

Витриченко Е.Е. 1, Морочко А.Ю. 1, Юськов Н.О. 1
1Харьковский национальный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повышение уровня требований к качеству знаний и практических умений у студентов, готовящихся стать врачами, приводит к интенсификации нагрузок в учебных программах медицинских вузов. Интенсификация учебного процесса, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к развитию напряжения адаптационных механизмов у студентов. Вместе с тем, от адаптационных возможностей организма, степени напряжения и функциональных резервов его регуляторных систем зависит здоровье студентов. В связи с этим, изучение различных аспектов адаптации организма студентов в процессе обучения в настоящее время является весьма актуальным.

Адаптация организма к факторам интеллектуального напряжения осуществляется при взаимодействии коры мозга с высшими и периферическими отделами симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы. Определение вариабельности сердечного ритма (ВСР) является информативным методом оценки состояния вегетативной регуляции сердца – центрального органа сердечно-сосудистой системы. Известно, что изменение ритма сердца – это универсальная реакция целостного организма в ответ на воздействия внешней и внутренней среды, отражающая результат многочисленных регуляторных влияний на сердечно-сосудистую систему. Метод лазерной доплеровской флоуметрии (ЛДФ) позволяет неинвазивно оценивать состояние регуляции кровообращения непосредственно в тканях.

Целью настоящего исследования явилось изучение у студентов младших курсов показателей сердечно-сосудистой системы: вариабельности сердечного ритма и состояния микроциркуляции крови в коже, - а также внимания в течение учебного дня в условиях обучения в вузе.

Исследование проводилось на базе кафедры анатомии человека Харьковского Медицинского Национального Университета. В исследовании приняли участие 15 студентов в возрасте 17-19 лет (в среднем 18,7±0,3), из них 6 юношей и 9 девушек. Регистрация показателей вариабельности сердечного ритма проводилась методом кардиоинтервалографии по Р.М.Баевскому на аппарате «Варикард» («Рамена», Харьков), состояния микроциркуляции крови в коже – методом лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) на приборе ЛАКК-ОП (НПО «Лазма», Киев). Внимание изучалось с помощью корректурной пробы (тест Бурдона). Показатели регистрировали три раза в течение дня: утром - с 10 до 12 часов, днем - с 14 до 16, и вечером - с 18 до 20 часов. Рассчитывались стандартные показатели в соответствии с методическими рекомендациями. Полученные данные обработаны методами вариационной статистики.

Результаты исследования свидетельствуют, что у студентов механизмы регуляции сердечного ритма в утреннее и вечернее время функционируют значительно менее напряженно, чем в середине учебного дня. Показатель активности регуляторных систем (ПАРС), при расчете которого суммируются все наблюдаемые изменения в состоянии регуляции ритма сердца, у большинства обследованных студентов в середине учебного дня, с 14 до 16 часов, достигала максимальных значений – 5-6 условных единиц (4,9 ± 0,5), что указывает на состояние функционального напряжения и неудовлетворительной адаптации организма.

В период с 14 до 16 часов наблюдаются самые высокие значения ЧСС: 86 ± 3 уд/мин, в то время как в утренние часы – 79 ± 3, а вечером – 80 ± 4 уд/мин. В это же время отмечаются самые высокие значения индекса напряжения регуляторных систем SI: 250,3 ± 54 (р

Просмотров работы: 826