ОПЫТ США В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПЫТ США В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ

Цыпленкова М.В. 1, Горская А.Ю. 1, Старчук Т.В. 1
1Владивостокский филиал Российской таможенной академии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы вызвана нестабильной политической и экономической обстановкой в мире, в связи с чем возникает опасность возникновения нового мирового кризиса. Так, при возникновении подобной ситуации, можно обратиться к опыту антикризисного управления развитых стран, одной из которых является США.

Мировой экономический кризис впервые произошел одновременно в таких развитых странах, как США, Германии, Англии и Франции еще в 1857 году. Волнения начались с обвала рынка акций и массовых банкротств железнодорожных компаний в США, эти события спровоцировали кризис американской банковской системы. В том же периоде кризис настиг Англию, а затем на всю Европу, даже захватив Латинскую Америку. Во время кризиса чугунная и сталелитейная промышленность в США сократилось на 20%, производство хлопка упало на 27%.

Следующим мировым экономическим кризисом стал кризис 1873 года, начавшийся с Австрии и Германии. В США банковская истерия началась аналогично после резкого падения акций на фондовой бирже в Нью-Йорке.

С началом первой мировой войны в 1914 году начался и международный финансовый кризис, вызванный тотальной распродажей бумаг иностранных эмитентов правительствами США, что привело к краху на всех рынках страны. Банковская истерия в США, Великобритании и других странах была смягчена своевременными вмешательствами государственных центральных банков.

После окончания первой мировой войны, так же произошел экономический кризис, затронувший многие страны, период его активности 1920-1922 годы. Причиной данному кризису была послевоенная дефляция (т.е. повышение покупательной способности национальной валюты) и рецессия (т.е. спад производства). Так же банковские и валютные кризисы прокатились по Дании, Италии, Финляндии, Голландии, Норвегии, США и Великобритании.

"Новый курс" Ф.Д. Рузвельта - программа вывода американской экономики из кризиса

“Великая депрессия” - 1929-1933 годы. 24 октября 1929 года на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Стоимость ценных бумаг упала на 60-70%, резко снизилась деловая активность, отменили золотую основу для основных мировых валют. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло 40 млрд. долл. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки. Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 30-х годов.

В 1933 г. когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% от докризисного уровня, низшая точка экономического развития была достигнута. Без работы в стране осталось 17 млн. человек, ликвидировалось свыше 3 тыс. банков. У. Липпман писал: "В минувшие пять лет промышленные и финансовые лидеры Америки были низвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубокую пропасть" [1] . И ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить никаких мер выхода из кризиса.

В 1932 г. на президентских выборах победу одержала Демократическая партия во главе с Франклином Делано Рузвельтом (1882-1945), предложившим стране ряд реформ по преодолению кризиса, известных под названием "новый курс". Основу антикризисной политики составили труды английского экономиста Дж.М. Кейнса, в которых говорилось о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений[2].

В первую очередь было необходимость начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. По инициативе Ф. Рузвельта был предложен "чрезвычайный закон о банках". Законом предписывалось открывать банки только тогда, когда их состояние будет признано "здоровым". Специальный указ призывал к обязательной сдаче золотых запасов на сумму свыше 100 доллоров, вывоз золотого запаса запрещался. Одновременно начался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом, начата чеканка серебряной монеты. Вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и странами мира. Проведенная в январе 1934 г. девальвация доллара снизила его золотое содержание на 41%. Изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития, одновременно снабжая государство средствами для проведения реформ, в других отраслях. Амнистия "сухого закона" положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной системы, ввод налога на продажу спиртного значительно посил цену[2].

Вторым важнейшим законом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была основана Федеральная корпорация страхования депозитов. Число застрахованных банков к началу 1934 г. составило около 80%. Законом было установлено - депозиты размером до 10 тыс. дол. подлежат страхованию на 100%, от 10 до 50 тыс. - на 75%, а свыше 50 тыс. дол. - на 50%. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться.

Особое место в системе реформ "нового курса" занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения ресурсов, который направлял безработных городских юношей на работу в лесные районы. Что позволило уже в начале лета 1933 г. создать лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов войн. Эффект от создания лагерей превзошел ожидания Рузвельта, были созданы лесонасаждения (высажено 200 млн. деревьев), построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог и многое другое [4].

Так же важным этапом реформ стал Закон о восстановлении промышленности. Предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться в "кодексы честной конкуренции", которые отвечали бы требования трудящихся, а именно устанавливали размер производства; определяли уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; распределяли рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение положений антитрестовского законодательства.

Закон действовал два года и был отменен Верховным Судом США под предлогом того, что противоречил Конституции США, так как вмешивался в права частных собственников. Но за это время удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства на 10%.

"Новый курс" охватил и аграрных отрасль. Правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, в целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд. дол.

Был издан закон 1938 г., который ввел концепцию "всегда нормальной житницы"[3]. Концепция предлагала поддержание уровня цен путем сохранения продукции, выплачивая фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов. Одновременно правительство проводило политику демпинга поощряя фермеров выдачей ввозных премий.

В результате применения мер процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.

Особой заслугой Ф. Рузвельта считалось создание специальное Управление долины р. Теннеси, где набдалась полная разруха. В 20-е годы доход семьи в долине не достигал и половины среднего дохода семьи по стране. По мысли Рузвельта, государственной корпорации TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), обуздать эрозию почвы, провести массированные лесопосадки и помочь бедствующим фермерам.

Деятельность TVA была весьма успешной. К пяти плотинам на Теннеси добавилось еще 20, река стала судоходной, налажено земледелие, остановлена эрозия почвы, подняли молодые леса, доходы населения так же выросли. "Без TVA, еще одного озарения ста дней, две атомные бомбы, завершившие вторую мировую войну, никогда не могли быть созданы". Рузвельту часто бросали обвинение в том, что TVA - "социализм". Он отвечал: "Называйте TVA хоть рыбой, хоть мясом, но оно удивительно вкусно для жителей долины Теннеси" [4].

Оживление, начавшееся в американской экономике в 1933 г., сопровождаемое активной фискальной политикой администрации Рузвельта, способствовало резкому изменению структуры федеральных расходов, впервые за всю американскую историю в стране на уровне федерального правительства появился социальный бюджет.

Подоходные налоги остались примерно на том же уровне, а вот доля налогов на прибыль корпораций увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно, отражало стремление администрации Рузвельта возложить большее налоговое бремя на крупный бизнес как истинного виновника Великой депрессии, а не на рядовых американских граждан.

Администрация Рузвельта, осуществляя реформы "нового курса", рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных Великой депрессии потрясений и кризисов, к сожалению, эти цели полностью достигнуты не были. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с последствиями кризиса. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90% уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1929 г., составив 17% рабочей силы[1].

В то же время опыт реформирования экономики, финансов, социальной и политических отраслей, осуществленного Ф. Рузвельтом и его командой, имеет не только национальное, но и большое международное значение. Особенно он ценен для российских менеджеров, экономистов и политиков. Безусловно, экономический, социальный и политический кризис, который может возникнуть в современной обстановке, во многом отличается от американской Великой депрессии, но могут иметь место и некоторые сходные сущностные характеристики, тенденции развития, политические и социальные устремления различных общественных групп, затрудняющих выбор путей, методов вывода экономики стран из кризиса.

Методология, стратегия и тактика реформ в рамках "нового курса" продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым. Этот важный вывод нуждается в глубоком осмыслении, а главное - в практическом применении с учетом исторических и социально-экономических реалий.

Список использованных источников

  1. Дорофеев В.Д. , Левин Д.Н. Антикризисное управление: учеб. пособие.- Пенза: Изд-во Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2006 .-100 с.

  2. Коротков Э.М. Антикризисное управление : учебник для вузов: ИНФРА-М, 2006.- 200 с.

  3. Левин Д.Н. Лекции по антикризисному управлению, ПГУ,2008- 274 с.

  4. Семиглазов А.М., Семиглазов В.А. Теория антикризисного управления предприятием. Часть2: Учебное пособие. - Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. - 85 с.

Просмотров работы: 2856