ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Богатырева Э.В. 1, Цыпленкова М.В. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная экономика, особенно российская, характеризуется большой неопределенностью рыночных, технологических, природно-климатических и других факторов. Менеджерам, экономистам, предпринимателям, специалистам приходится постоянно идти на риск.

Принимаемые управленческие решения всегда спроектированы в будущее, поэтому личность, принимающая решения в момент принятия решения часто не может с абсолютной уверенностью знать, как будут развиваться события, как будет изменяться ситуация. Иными словами, в момент принятия управленческого решения значителен элемент неопределенности и риска. [1]

Принятие решения в условиях неопределенности является наиболее сложной ситуацией в управленческой деятельности. Она требует от предпринимателя, менеджера не только обширных и глубоких знаний в области , предоставления услуг или иной предпринимательской деятельности, но и определенных навыков выведения ситуаций из состояния неопределенности.

Принимая решение в условиях неопределенности, следует руководствоваться правилом, которое гласит, что любое решение, разрабатываемое на основе даже поверхностного анализа или прогноза лучше решения, принимаемого спонтанно, наугад. В целях реализации данного правила менеджеры очень часто прибегают к помощи различных вариантов метода экспертного анализа и прогнозирования. В экспертную группу следует приглашать специалистов соответствующего профиля, обладающих необходимыми знаниями и опытом в сфере принимаемого решения. В качестве таких экспертов могут приглашаться не только специалисты со стороны, извне организации, но и сотрудники самой организации.

Сталкиваясь с неопределенностью, менеджер может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Вторая возможность – действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки. Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.

При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величину.

Риском можно управлять, т.е. использовать различные приемы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

Под классификацией рисков следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском, так как каждому риску соответствует своя система приемов управления риском.

В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы:

1) чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся риски: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих (имущественные, производственные, торговые);

2) спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, представляющие собой часть коммерческих рисков.

По основной причине возникновения (базисный или природный риск) риски делятся на следующие категории:

  • природно-естественные риски - риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т.п.);

  • экологические риски - риски, связанные с загрязнением окружающей среды;

  • политические риски - риски, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта.

  • транспортные риски - риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т.д.;

  • коммерческие риски - опасность потерь в процессе финансовохозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов отданной коммерческой сделки.

  • торговые риски - представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.;

  • финансовые риски - связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов. [2]

Так как туркомпании занимаются разработкой и продвижением туров, то их деятельность напрямую связано с рисками. А именно:

1. Производственный - сумеет ли компания реализовать нужное количество туров в определенный сезон. Производственный риск также связан с разработкой услуг, в процессе которой руководители сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов разработки.

К основным причинам производственного риска относятся:

  • снижение намеченного объема туров и реализации вследствие снижения производительности труда, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходной информации, повышенного процента отсутствия популярности разработанного тура;

  • снижение цен, по которым планировалось реализовывать услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

  • увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

  • рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности, либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

2. Финансовый риск - разработка тура требует необходимых затрат, есть риск что эти затраты превысят намеченной суммы, или же тур будет популярен, тем самым окупив компании затраченную сумму на его разработку.

3. Коммерческий риск - риск, возникающий в процессе реализации услуги, произведенной предпринимателем.

Основные причины коммерческого риска:

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на тур, реализуемый фирмой, вытеснение его конкурирующими турами;

  • потери качества услуги в процессе обращения (транспортировки, размещения туристов), что приводит к снижению его цены;

  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.

  • вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

4. Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении компанией средств в разработку нового тура, который, возможно, не найдет ожидаемого спроса на рынке.

Инновационный риск возникает в ситуациях:

  • при создании аналогичного тура другой туркомпанией;

  • при разработке новой услуги: риск того, что новый тур может не найти покупателя.

Рассматривая такой вид предпринимательства, как туристский бизнес, необходимо отметить, что он является одним из самых рискованных видов деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных лишь для этого вида деятельности.

Как и любой вид предпринимательства, содержит в себе огромное количество явных и скрытых угроз, одинаково опасных как для туристов, так и для производителей и реализаторов туруслуг – туркомпаний, гостиниц, ресторанов, авиакомпаний и других предприятий индустрии отдыха и развлечения. [3]

Список использованных источников

1. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации»/Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев; под ред. Ю.П. Анискина. - 5-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. С. 185.

2. Сущность и виды риска [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Режим доступа: http://studopedia.ru/2_12794_sushchnost-i-vidi-riska.html

3. Кабушкин Н.И. «Менеджмент туризма» / учебн. пособие / электронная версия — Москва. 2006г. - 336 с. Режим доступа: http://economuch.com/page/menedzh/ist/ist-7--idz-ax253.html

Просмотров работы: 2290