ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ГЕРМАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ГЕРМАНИИ

Милякова К.С. 1, Цыпленкова М.В. 1
1Владивостокский филиал российской таможенной академии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История «Новая эпоха»

Банкротство является одним из немногих институтов гражданского права, в формировании которого принимают участие все страны мира. Поэтому его историю можно изучать не только во времени, но и в пространстве. [1]

Складывавшаяся в Германии в эпоху Нового времени практика законодательного регулирования отношения между должником и кредитором имела в различных немецких государствах свои особенности.

Конкурсный процесс в Саксонии в главных чертах был определен законами 1724 г. Более подробные правила были установлены законом 20 декабря 1766 г., который действовал вплоть до конца XIX века, хотя в дальнейшем по отдельным вопросам конкурсного права и производства был принят целый ряд поправок и дополнений.

Только в шестидесятых годах девятнадцатого столетия правительство решилось приступить к пересмотру и кодификации конкурсного законодательства; с этой целью был составлен проект конкурсного устава, но начавшаяся прусско-австрийская война помешала завершению процесса кодификации. Во второй половине ХIХ в. саксонское законодательство воспринималось как выражение доктрины так называемого общегерманского конкурсного процесса и со своей стороны оказало существенное влияние на развитие практики самого процесса. [3]

Конкурсное законодательство Гамбурга отличалось тем, что в этом важном торговом центре до начала XX века действовал Устав о несостоятельности 31 августа 1753 г., с некоторыми изменениями. Составители устава ставили своей главной задачей содействие ускорению процесса. По уставу существовало два разных производства: спорное производство и бесспорная мировая сделка. По заявлению должника о своей несостоятельности или по просьбе кредиторов, городское начальство назначало комиссию, под надзором которой кредиторы избирали кураторов для разыскания имущества и долгов несостоятельного. В течение 6 месяцев, созывалось общее собрание кредиторов для заключения мировой сделки с должником.

В 1994 году после объединения с Восточной Германией в связи с резким увеличением количества предприятий-банкротов был принят ещё одни закон, который унифицировал законодательство о несостоятельности на всей территории Германии. [3]

История «Германия»

В 1877 г. на основе прусского закона был принят Конкурсный Устав, состоящий из трех книг: «Материальное конкурсное производство», «Конкурсное производство» и «Уголовные постановления». С введением в действие в 1898 г. гражданского и торгового уложений Конкурсный Устав был существенно переработан. В период нефтяного кризиса 1978 г. две книги свода норм о банкротстве были существенно изменены и дополнены более 20 законами в части банкротства физических лиц. Третья книга отменена в 1976 г. с выходом Закона о борьбе с экономическими преступлениями.

В 1994 году германский парламент одобрил новый законопроект о несостоятельности - Insolvenzordnung. Министерство юстиции в 1985 году создало комиссию для подготовки законопроекта. В ней участвовали судьи, специализирующиеся в банкротстве, практики, академики, банкиры, представители торговых союзов. При одобрении законопроекта было принято решение о том, что новый закон начнет действовать с 1 января 1999 года. Это сделано для того, чтобы до начала действия закона все заинтересованные субъекты смогли ознакомиться с ним и подготовиться к его введению. [1]

Новое законодательство о банкротстве в уже объединенной Германии появилось в 1999 г. Законы о банкротстве России и Германии разрабатывались в один период и имеют много общего. И тот и другой преследуют цели - сохранение бизнеса должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов

В немецком законодательстве установлен обязательный нормативный срок - 21 день, и в течение этого срока должник обязан восстановить свою платежеспособность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать заявление в суд о банкротстве, в противном случае к нему применяется уголовное преследование.

В случае признания должника банкротом к нему применяются меры в строго определенной последовательности. Сначала проводится нейтральная процедура, или процедура судебного расследования: назначенный судом эксперт исследует природу неплатежеспособности должника, наличие сверхзадолженности и достаточность средств для погашения судебных издержек, которые оцениваются в сумме не менее 20-25 тыс. При отсутствии таких средств дело не возбуждается, а должник самостоятельно урегулирует отношения с кредиторами без участия суда. [1]

При открытии судом дела в отношении должника прежде всего вводится процедура конкурсного производства и назначается конкурсный управляющий. Решающая роль в определении судьбы должника принадлежит кредиторам, которые через полтора месяца после введения процедуры банкротства должны принять решение о дальнейших мерах к нему: либо продажа имущества, либо санация.

При продаже имущества конкурсный управляющий руководствуется принципом сохранения целостности бизнеса, т.е. стремится не допустить разрыва его на части. Санация несостоятельного предприятия может проводиться по одному из следующих путей: без смены собственника, т.е. вложение средств в бизнес должника, и со сменой собственника — продажа бизнеса.

Санация осуществляется на основании плана, который утверждается собранием кредиторов не менее 50% голосов от объема требований кредиторов и 50% голосов от количества кредиторов. В содержание плана могут включаться мероприятия по отсрочке, рассрочке и скидках с долгов, их прощение. С принятием плана о санации предприятия суд закрывает дело о банкротстве.

В настоящее время вопросы несостоятельности в Германии регулируются двумя законами - Konkursordnung (конкурсное производство - принят в 1877 году) и Vergleichsordnung (мировое соглашение - принят в 1935 году). Имеются некоторые особенности, связанные с недавним объединением Германии. В соответствии с соглашением об унификации на территории Восточной Германии до вступления в силу Insolvenzordnung действуют специальные нормативные акты. [1]

Основной целью действующих нормативных актов, регулирующих несостоятельность, является «прежде всего, конкурсное производство с задачей удовлетворения требований кредиторов».

В современных условиях дело о несостоятельности в Германии может быть открыто в отношении любого лица, независимо от наличия того обстоятельства осуществляет ли оно предпринимательскую деятельность или нет, оказавшегося неспособным платить долги.

Условия открытия производства по делам о несостоятельности.

В Германии инициировать конкурсное производство может как должник, так и кредиторы. Инициировать конкурсное производство один кредитор не может, и принудительное взыскание задолженности осуществляется в общем порядке. Основанием для открытия конкурсного производства является прекращение внесения должником платежей независимо от размера. Факт прекращения платежей со стороны должника доказывают кредиторы. Задача суда состоит в установлении факта превышения пассива над активом и отграничении от временной неплатежеспособности. [2]

Субъекты несостоятельности (должники).

В Германии субъектами несостоятельности могут быть любые лица - физические или юридические, независимо от предмета их деятельности и коммерческого статуса, которые оказались не в состоянии платить долги. [2]

Процедуры предотвращения конкурсного (ликвидационного) производства (санация и мировое соглашение).

В Германии средством предупреждения ликвидационного производства является заключение мировых сделок с должником.

Перед началом конкурсного производства должник может подать заявление о мировой сделке. В случае принятия судом решения о начале мирового урегулирования он назначает администратора, дату проведения общего собрания кредиторов.

Решение о принятии или отклонении мировой сделки принимает собрание кредиторов. Условия мировой сделки должны соответствовать минимальным требованиям по оплате долга. Так, кредиторы должны получить по сделке не менее 35% суммы долга. При отсрочке долга на год, он должен быть погашен не менее чем на 40% , а отсрочка более чем на 18 месяцев влечет погашение более 40% долга.

Утверждение судом мирового соглашения влечет обязательность для всех кредиторов.

После утверждения мировой сделки и вступления решения в законную силу суд прекращает конкурсное производство. [2]

Список использованных источников

  1. Банкротство как институт гражданского права. Особенности законодательства о банкротстве в Великобритании, Германии, США: http://cribs.me/antikrizisnoe-upravlenie/bankrotstvo-kak-institut-grazhdanskogo-prava-osobennosti-zakonodatelstva-o-bankrotstve-v-velikobritanii-germanii-ssha-frantsii_

  2. О.А.Бурбело, В.Ю.Карпенко - Международный опыт правового регулирования несостоятельности (банкротства): http://yurotdel.com/stati/mezhdunarodnyi-opyt-pravovogo-regulirovaniya-nesostoyatelnosti-bankrotstva.html

  3. Современные пути развития отношений по несостоятельности (банкротству) в странах континентальной Европы: http://refy.ru/22/62973-sovremennye-puti-razvitiya-otnosheniy-po-nesostoyatelnosti-bankrotstvu-v-stranah-kontinentalnoy-evropy.html

Просмотров работы: 2989