Туризм рассматривается как многомерное социокультурное явление, способствующее сближению и взаимопониманию представителей различных культур и цивилизаций, удовлетворению потребностей людей в познании и отдыхе [1].
Динамизм развития отрасли нашел отражение и в разнообразии видов туризма, многие из которых стали неотъемлемой частью жизнедеятельности современного человека. Процесс принятия управленческих решений в туристском бизнесе представляют собой сложную систему управления, влияющую на качество предоставления услуг и на формирование качественного туристского продукта. Исходя из этого необходимо выявить виды систем управления и рассмотреть роль субъектов туристской деятельности в процессе принятия управленческих решений.
Для того что бы определить принципы регулирования туристской деятельности, необходимо идентифицировать управленческие решения в туристской сфере. Управленческое решение представляет собой сложный процесс, в котором деятельность человека выражена сочетанием действий по разработке, принятию и реализации решения, то есть является закономерным результатом целенаправленного воздействия на объект управления. В различных источниках существует множества трактовок, определений понятия управленческие решения. Приведем некоторые из них.
Итак, управленческое решение – это акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения проблемы, вариант воздействия на систему и процессы, происходящие в ней. Управленческие решения предполагают действия руководства, ведущие к разрешению противоречия и изменению ситуации [2]. Любое решение основывается на анализе данных, характеризующих ситуацию, определении целей и задач, и содержит программу, алгоритм действий по реализации мероприятий. Так же управленческие решения понимается как основной результат деятельности руководителей на любом уровне иерархической лестницы. Так, к примеру, руководители организаций и ведущие топ-менеджеры могут принять решение о расширении организации, выходе на новые рынки, изменении направлений финансовых потоков организации. Это наиболее сложные стратегические решения, которые принимаются с большой долей осторожности и предусматривают анализ целого ряда факторов, моделирование различных вариантов развития ситуации, прогнозирование точных количественных результатов: прибыли, валовой выручки от реализации, доли рынка, темпов развития рынка и многое другое. В процессе принятия решений такого уровня требуется планировать мероприятия, которые могут включать изменение структуры, ассортиментной политики, и вида деятельности организации [7].
Управление в туристской сфере предполагает взаимодействие как управляющих субъектов всех уровней, так и управляемых субъектов. Исследование управления в туристской отрасли включает в себя анализ функций, выполняемых всеми субъектами, взаимодействующими в сфере туризма, степени их участия в принятии и реализации решений.
Основными субъектами в области управленческих решений в туризме выступают туроператоры и турагенты, а так же органы государственной власти и местного самоуправления. Туроператоры и турагенты формируют предложение на ранке услуг, осуществляют его реализацию, определяют доступность продукта через ценовой уровень в целях укрепления позиций на рынке туристских услуг. Органы государственной власти и местного самоуправления, регулируют их деятельность посредством нормативно-правовых актов. Органы государственной власти разрабатывают и реализуют туристскую политику, для того, чтобы воплотить поставленные цели и задачи по созданию условий для функционирования и развития туристской отрасли. Субъекты туристской деятельности осуществляют управление в туристской отрасли в соответствии со своими полномочиями, целями, интересами и ресурсами.
Основная деятельность органов государственной власти заключается в:
Обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав;
Охрана окружающей среды;
Создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
Развитие туриндустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан и их ожиданий при совершении путешествий [4].
Управление в туристской отрасли представляет собой систему, элементами которой являются различные виды деятельности, осуществляемые управляющими субъектами организующими оказание услуг.
Специфика управления в туристской отрасли находит свое выражение в соотношении функций управления, выполняемых органами власти и туристскими организациями, и самоуправления на уровне потребителей туристских услуг, вследствие чего на практике имеют место различные системы управления в туристской отрасли.
Приведем основные типы систем управления в туризме:
1. Централизованная система управления (государственное регулирование всех направлений деятельности субъектов управления);
2. Частично-децентрализованная система управления (сочетание государственного регулирования туризма с самостоятельным решением ряда вопросов субъектами туристской деятельности);
3. Децентрализованная система управления (относительная автономность субъектов туристской деятельности) (Рис. 1)
Рис.1 Типы систем управления в туризме [6]
Таким образом, туроператоры и турагенты, а так же органы государственной и муниципальной власти играют важную роль в процессе принятия управленческих решений. Функциональная деятельность которых направлена на реализацию, предоставление качественных услуг, обеспечивает удовлетворение потребностей граждан при совершении путешествий, а так же регулирование туристской деятельности в целом.
Список использованных источников
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник/ Н.И.Кабушкин. - 3-е изд., испр. - Мн.: Новое знание. 2006.
Зуб А.Т. Принятие управленческих решений: Учебник/ А.Т.Зуб - Теория и практика, 2010
Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007.
Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов: СПб.: Питер, 2008. – 608 с.
Учебные материалы ВГУЭС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/u_vvs_ekturiz/page0005.asp (дата обращения 07.11.2014)
Вопросы политологии и социологии, Система управления в туризме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politsocio.uapa.ru/ru-ru/issue/2013/01/11/ (дата обращения 07.11.2014)
Очирова Т.Б. Современные проблемы принятия управленческих решении в сфере туризма// Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). № 3 / 2012. с.18-21.
5