Резюме. В статье представлены данные гендерных особенностей студентов во время экзаменационного испытания и преодолении сопутствующего стресса.
Ключевые слова: психоэмоциональный стресс, гендерные особенности, тревожность, индекс функциональных изменений, АПК «Истоки здоровья».
Общеизвестно, что студенческий экзамен представляет собой одну из наиболее напряженных форм умственной деятельности обучаемого, включающей в себя не только реальную оценку подготовки учащегося, но и его способность концентрироваться и справляться с эмоциональным напряжением. Как правило, в период сессии, студенты, мотивированные получением высокого результата, используют большинство резервов своего организма. Однако в некоторых случаях, это может привести к истощению физических и интеллектуальных ресурсов, что негативно сказывается на здоровье молодых людей. Невозможно отрицать, что девушки и юноши одного возраста совершенно по-разному реагируют на напряженную для них ситуацию. Следует отметить, что изучение стрессоустойчивости у людей разного пола может в будущем помочь скорректировать учебную программу, условия проведения учебных испытаний и упорядочить трудовую деятельность студентов. В связи с вышесказанным актуальность работы по изучению функционального состояния девушек и молодых людей во время сессии не вызывает сомнений.
Цель работы. Оценка гендерных особенностей психоэмоционального состояния обучаемых при прохождении экзаменационных испытаний.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 191 студент второго курса ВГМА имени Н.Н. Бурденко. Из них было 47 юношей и 144 девушки. Работа проводилась непосредственно перед экзаменом по нормальной физиологии с использованием аппаратно-программного комплекса «Истоки здоровья», включающего в себя психологические тесты: тест зрительно-моторной реакции, тревожности, цветовых выборов, общей реактивности, смысложизненных ориентаций, тест Айзенка, а также функциональные тесты, основанные на записи и анализе сердечного ритма. Данные анализировались в программах Excel и Kyplot по критерию Wilcoxon (Mann-Whitney).
Результаты и их обсуждение.
Как первичная реакция на опасную ситуацию или её ожидание выступает тревога с её физиологическими, психологическими и когнитивными компонентами [1]. Ситуативная тревожность - это субъективно переживаемые эмоции человека в стрессовой ситуации, такой как экзамен. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая склонность субъекта воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных условиях. Уровень личностной тревожности, определенный по методике Спилбергерау девушек во время экзамена составляет 33,3±1,7, а у юношей 33,1±1,34. В целом эти показатели не имеют больших различий и не коррелируют между собой, и такие значения относятся к среднему уровню личностной тревожности.
Намного больше информации дало изучение уровня ситуативной тревожности. Выяснилось¸ что в данной ситуации меньше волнуются девушки, их показатель 41,6±1,8 тогда как показатель у юношей - 42,53±1,33. Тем не менее, в обеих группах превалируют процент людей с высоким уровнем тревоги, как это представлено в таблице 1.
Таблица 1. Уровень ситуативной тревожности
Девушки |
Юноши |
|||||
низкая |
средняя |
высокая |
низкая |
средняя |
высокая |
|
количество человек |
30 |
52 |
62 |
12 |
14 |
21 |
в процентах от всех девушек |
21% |
37% |
43% |
26% |
30% |
45% |
средннее |
21,3 ±1,04 |
39,59 ±2,04 |
53,37 ±1,54 |
23,83 ±2,08* |
41 ±1,54* |
54,8 ±1,03* |
Примечание *р