ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Мовчан А.А. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях для реализации стратегии модернизации экономики РФ регионам требуется привлечение инвестиций в развитие производства на территориях. Активизация инвестиционной деятельности на территориях требует создания нефинансовых институтов, задача которых – формирование инфраструктуры предпринимательской деятельности. Один из таких институтов – индустриальные парки.

Развитие промышленных парков – это одна из стратегических задач, стоящая перед регионами. Промышленный парк – это площадка для привлечения, прежде всего, иностранных инвестиций, которая обладает уже готовой транспортной и инженерной инфраструктурой. Главная задача данных площадок – привлечение иностранного бизнеса.

Индустриальные парки, которые успешно реализуются в регионе, являются залогом высокой инвестиционной привлекательности региона. Так как если иностранный бизнес успешно взаимодействует с российским и успешно реализует свою деятельность, то экономика региона будет привлекательна для инвесторов.

Другим преимуществом индустриальных парком является инновационная составляющая в деятельности компаний-резидентов, таким образом они поднимают инновационный потенциал региона, являются одной из составляющих его процветания и самодостаточности, конкурентоспособности.

Теоретической основой работы являются научные труды и пособия по региональной экономике, инновационному менеджменту таких авторов, как Видяпин В.И., Виртакова В.И., Кабашкин В.А., Оголева Л.И., Степанов М.В и др. В своих работах авторы рассматривают сущность, характеристики индустриальных парков как одного из средств привлечения инвестиций в экономику региона.

Во 2 и 3 главах исследования были использованы различные экономические журналы и интернет издания, где подробно описывалась роль индустриальных парков в контексте развития малого и среднего бизнеса; анализировались основные проблемы, с которыми сталкивается инвестор при осуществлении инвестиций в промышленные парки.

Цель курсовой работы – рассмотреть индустриальные парки как инструмент привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику.

Задачи:

  • определить понятие и основные характеристики индустриальных парков;

  • проанализировать нормативно-правовую базу создания индустриальных парков;

  • определить роль индустриальных парков в привлечении иностранных инвестиций, на примере Ростовской области.

Предметом курсовой работы является индустриальный парк как инструмент привлечения иностранных инвестиций.

Объектом работы является применение практики индустриальных парков в регионе на примере Ростовской области.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

  • Сравнительный метод;

  • Метод системного анализа;

  • Аналитический метод.

Эмпирическую базу работы составили законодательство и нормативные акты РФ, учебные пособия, научные статьи из периодической печати по данной теме.

Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Промышленная политика как инструмент государственного управления сформировалась в период индустриализации мировой экономики. В это время была очевидной связь технико-технологических мероприятий, реализации инженерных решений и экономических и социальных преобразований. Это был период жёсткой промышленной политики, центральным элементом которой выступали инженерные проекты, поддерживаемые государством и имеющие общенациональное значение.

В современных условиях для реализации стратегии модернизации экономики РФ регионам требуется привлечение инвестиций в развитие производства на территориях. Активизация инвестиционной деятельности на территориях требует создания нефинансовых институтов, задача которых – формирование инфраструктуры предпринимательской деятельности. К ним относят особые экономические зоны, технопарки, индустриальные парки, центры трансфера технологий. Об эффективности этих институтов свидетельствует рост их численности. Если в 1975году в мире насчитывалось 79 особых экономических зон и индустриальных парков, то в 2010 году - уже 12001.Организация и функционирование индустриальных парков рассматривается в РФ как фактор развития несырьевой экономики.

Индустриальный парк - это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями и управляемая специализированной компанией. В результате создания индустриальных парков возникает деятельность, объединяющая фирмы, профессионально занимающиеся оказанием услуг по созданию новых производств.

Несмотря на определение «индустриального парка», выработанное Ассоциацией индустриальных парков с учетом сложившегося в РФ подхода и практики, четкого понимания, какими именно характеристиками должна обладать территория, чтобы ее можно было отнести к категории индустриальных парков, нет до сих пор. В каждом из региональных законов даётся своё определение индустриальным парком.

Термин «индустриальный парк» в литературе иногда отождествляется с понятием «технологический парк». Однако, технопарк – форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. На территории технопарка объединены промышленные предприятия с научно- исследовательскими организациями. Предприятия, размещающие производство на территории индустриального парка, связаны технологическими звеньями создания добавленной стоимости и совместным использованием территории и услуг, предоставляемых управляющей компанией.

Организация индустриальных парков ориентирована, в первую очередь, на малые и средние производственные компании, которым необходимы современные складские помещения и производственные мощности. Предприятия могут за счет этого повысить свою конкурентоспособность, используя синергетический эффект и положительный эффект масштаба в процессе совместного использования капиталоемкой инфраструктуры. Существуют два основных подхода при организации индустриального парка2: 1) имеется земельный участок, на территории которого необходимо разместить промышленное производство; 2) выбор площадки для размещения специализированного производства и размещения на нем индустриальный парк.

В России большинство проектов по созданию индустриальных парков реализуются на базе имеющихся земельных участков, на территориях бывших производственных предприятий.

Согласно Оголевой Л.Н. признаками индустриальных парков являются3:

  • наличие единого комплекса объектов недвижимости, в котором размещаются производства субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • наличие управляющей компании, являющейся единым оператором комплекса объектов недвижимости индустриального парка, и оказывающей услуги резидентам парка;

  • наличие общей концепции создания и развития индустриального парка, включающей мероприятия по размещению производств субъектами малого и среднего предпринимательства и созданию новых рабочих мест;

  • наличие инженерной инфраструктуры, необходимой для организации производственного процесса.

Порядок создания индустриальных парков.

Создание промышленных парков может осуществляться по инициативе:

  • правообладателей земельных участков, на которых возможно размещение промышленного парка (органов государственной и муниципальной власти);

  • потенциальных управляющих компаний индустриальных парков и/или группы лиц, претендующих на роль резидентов промышленного парка;

  • правообладателей- частных собственников земельных участков, на которых уже созданы и функционируют индустриальные парки.

Значимость проекта создания промышленного парка, предлагаемого на конкурс, региональными властями оценивается исходя из следующих параметров4:

  • актуальность проекта и его соответствие стратегии развития инвестиционной и инновационной деятельности в регионе;

  • техническая, технологическая, финансовая, организационная возможность и целесообразность реализации проекта;

  • обоснованность инвестиционных затрат по проекту;

  • конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта;

  • сравнительные показатели эффективности и устойчивости проекта.

Конкурсные предложения по созданию индустриального парка оцениваются по следующим критериям экономической эффективности5:

  • объем инвестиций, предполагаемый к вложению в создание и развитие индустриального парка;

  • сроки создания индустриального парка;

  • средняя заработная плата работников предприятий индустриального парка после его выхода на проектную мощность;

  • налоговые отчисления в бюджеты всех уровней после выхода индустриального парка на проектную мощность;

  • энергоемкость индустриального парка;

  • степень замещения капитальных затрат бюджетов всех уровней внебюджетными источниками финансирования при создании индустриального парка.

В составе конкурсного предложения участника конкурса должны в обязательном порядке присутствовать:

 концепция создания индустриального парка;

 бизнес-план по созданию индустриального парка;

 финансовая модель индустриального парка.

Определяющими элементами организационной структуры региональной сети индустриальных парков являются6: Уполномоченная организация по развитию индустриальных парков в регионе и управляющие компании парков.

Предпочтительная организационно-правовая форма Уполномоченной организации – открытое акционерное общество, учредителями которого могут выступать Администрация региона, федеральные и региональные институты развития, транснациональные, национальные и крупные региональные компании.

Основными доходными направлениями деятельности Уполномоченной организации должны стать услуги по разработке и совершенствованию стратегии и инвестиционной политики региона, инвестиционных проектов крупных потенциальных резидентов индустриальных парков, а также консультационное сопровождение приоритетных проектов, реализуемых в регионе.

Перспективными источниками доходности Уполномоченной организации могут быть7:

- привлечение основных и дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации региональных проектов с получением агентского вознаграждения;

- участие (финансовое, интеллектуальное) в создании крупных конкурентоспособных бизнес-структур;

- участие в учреждении и капитализации управляющих компаний региона.

Аккумулируя высокопрофессиональный потенциал персонала, Уполномоченная организация может выступать разработчиком брендов для компаний, территорий индустриальных парков, а также стратегий развития компаний и территорий, оказывать содействие по продвижению компаний - резидентов на внешних (в т.ч. международных) рынках.

Особое направление деятельности Уполномоченной организации – взаимодействие с естественными монополиями по вопросам поставки ресурсов предприятиям – резидентам индустриальных парков (особенно на раннем этапе создания региональной сети индустриальных парков).

Управляющие компании индустриальных парков создаются преимущественно в формате государственных унитарных предприятий (в государственных и муниципальных парках); обществ с ограниченной ответственностью, открытых акционерных обществ (предпочтительные формы) и инвестиционных партнерств (в качестве единичных пилотных моделей).

• Основными доходными направлениями деятельности управляющих компаний могут быть:

- комплексное консультационное и сервисное сопровождение резидентов индустриальных парков;

- информационное обеспечение деятельности резидентов;

- содействие в привлечении внешних инвестиций, разработке финансово-экономических схем, капитализации проектов;

- коммунальное и инженерное обеспечение (при условии заключения прямых договоров с поставщиками ресурсов и компаниями резидентов).

Важной доходной составляющей в деятельности управляющих компаний может стать участие в уставном капитале резидентов парка (от 3 до 5% на стадии организации бизнес-структуры).

Системным направлением повышения доходности управляющих компаний должно быть участие в федеральных и региональных конкурсах на получение грантов по развитию инвестиционной инфраструктуры региона.

В мировой практике существует три модели управления индустриальными парками8.

В первой модели возможно управление индустриальными парками инфраструктурной компанией, предоставляющей предприятиям не только площади для размещения производств, но и необходимую инфраструктуру и ряд услуг. Инфраструктурная управляющая компания может одновременно являться собственником индустриального парка. Она может не иметь связей с определённой отраслью, а может быть дочерней компанией инвестора, либо совместным предприятием нескольких компаний, разместивших свои производства в данном парке. Предоставляемые ею услуги являются сегментом рынка подобных услуг, если не предусмотрены другие правила рамочным договором (например, обязательное потребление резидентами определенных услуг).

В соответствии со второй моделью мелкие индустриальные парки не управляются специализированной компанией, а фирмы, разместившие свои производства на единой территории, сами предоставляют все необходимые услуги или привлекают компании со стороны.

В некоторых индустриальных парках одна из компаний, разместивших свое производство, одновременно выполняет функции управляющей компании.

Управляющая компания индустриального парка должна осуществлять следующие основные функции:

- непосредственно управлять созданием и обеспечивать функционирование индустриального парка;

- осуществлять права и нести обязанности заказчика и инвестора по разработке документации по планировке территории индустриального парка, проектированию и строительству объектов инфраструктуры, обеспечивающей функционирование индустриального парка, за счет собственных и привлеченных средств;

- обеспечивать привлечение финансирования для выполнения всех работ, связанных с созданием и функционированием индустриального парка;

- приобретать имущество, имущественные и неимущественные права, привлекать необходимые инвестиционные ресурсы, иные финансовые и материальные средства, включая привлечение инвестиций для создания и обеспечения функционирования инфраструктуры индустриального парка;

- заключать с резидентом индустриального парка соглашение о ведении промышленно-производственной и (или) технико-внедренческой деятельности, предусмотрев в нем вопросы пользования земельным участком и инфраструктурой индустриального парка, инженерно-технического обеспечения;

- осуществлять функции застройщика по реализации проектов инфраструктурного обустройства индустриального парка, в том числе по строительству объектов транспортной инфраструктуры, газа-, электро-, тепло-, водоснабжения, водоочистки и водоотведения, иных объектов инфраструктуры и благоустройства коллективного пользования на территории парка;

- нести обязанности по эксплуатации и содержанию инфраструктурных объектов, расположенных на территории индустриального парка;

- содействовать резидентам индустриального парка при размещении принадлежащих им (создаваемых ими) предприятий на территории индустриального парка, в том числе при разработке, экспертизе и согласовании необходимой для этих целей документации, выборе подрядчиков и заключении договоров строительного подряда;

- оказывать комплексные сервисные услуги по коммунальному обеспечению, клинингу, доступу к объектам социальной инфраструктуры и др.;

- регулярно предоставлять уполномоченному органу, органам местного самоуправления информацию о ходе выполнения инвестиционного соглашения о создании индустриального парка.

Поскольку на территориях индустриальных парков размещены несколько независимых друг от друга компаний, возникает ряд вопросов, связанных с промышленной, санитарной и экологической безопасностью, правом водопользования, потребления опасных веществ и т. д.

Оценивая проекты такого рода, стоит отметить, что успех их реализации во многом зависит от политического и экономического положения в стране. Поскольку большинство арендаторов в индустриальном парке – это мелкие и средние производственные и торговые компании, то спрос на площади в индустриальных парках будет находиться в прямой зависимости от текущей рыночной конъюнктуры на товарных рынках. Если рынок активно растёт, и на нём появляются новые участники, в том числе и иностранные, то мелким и средним компаниям не остаётся ничего иного, как объединять усилия в борьбе за свою долю рынка. Тем не менее, очень немногие компании на сегодняшний день успели оценить выгоды сотрудничества и совместного расположения производственных компаний на одной территории.

Однако индустриальный парк, соответствующий всем западным стандартам, имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков. К наиболее значимым преимуществам можно отнести сосредоточение на одной территории производства, склада, офиса, необходимой инфраструктуры, что ведёт в свою очередь к существенной экономии на расходах арендатора. В то же время, расходы на коммунальные платежи оплачиваются сообществом арендаторов.

Примерами успешного функционирования индустриального парка являются индустриальные площадки в Великобритании (Milton Park), Финляндии (Key East Business Park), США (Wilmington Industrial Park), Германии (Frankfurt-Hochst) и т.д.9

Как показывает зарубежный опыт, данный вид деятельности успешно функционирует и процветает. В России уже задействовано более 30 регионов, которые включают 600 участников на 50 индустриальных парках10.

Несмотря на то, что в России существует ряд причин, по которым иностранные инвесторы опасаются делать капиталовложения, большинство специалистов оценивает перспективы строительства индустриальных парков в нашей стране весьма позитивно. Считается, что создание данных парков и целых кластеров является устойчивой тенденцией, которая не изменится в средне- и долгосрочной перспективе. Причиной тому – постоянная потребность активно развивающихся отечественных и зарубежных компаний в организации своего производства в непосредственной близости от арендуемых складов и центров нахождения квалифицированной рабочей силы. Учитывая это, девелоперы будут делать ставку на создание промышленных парков, состоящих из производственных комплексов, складов и офисных помещений, а также развитой инфраструктуры.

Вместе с тем, работа по практической реализации проектов промышленных парков, сталкивается сегодня с множеством сложностей. Происходит это в основном по причине отсутствия подобного опыта в нашей стране. Среди основных проблем, с которыми приходится сталкиваться девелоперу ещё до начала строительных работ, можно назвать сложности в оформлении участка земли под объект, проблемы с получением всей необходимой разрешительной и сопутствующей документации, необходимость многочисленных согласований размещения объектов.

Особенно остро выделяются проблемы, связанные с получением технических условий и дополнительных объёмов инженерных мощностей, например, электроэнергии. Особую актуальность это приобретает в случае реализации проекта промышленного парка за пределами крупного города, в условиях удалённости от существующей развитой инфраструктуры. Государству следовало бы упростить ряд процедурных вопросов.

Отличительной чертой всех российских проектов индустриальных парков, в отличие, от зарубежных аналогов, является тот факт, что все концепции в нашей стране разрабатываются девелоперами без учёта государственной поддержки, делая ставку только на собственный или заёмный капитал. Это ведёт к тому, что реализация проекта при одновременном сооружении всей необходимой инфраструктуры, становится весьма затратной, а норма прибыли девелопера – низкой. Исходя из сказанного, можно утверждать, что реально выгодным и эффективным создание индустриального парка может быть только при условии кооперации частного капитала и государства.

Причём под «государством» в данном случае, понимаются и местные власти, роль которых должна состоять в стимулировании организации индустриальных парков, посредством предоставления бизнесменам различных льгот и преференций. Подобное инвестирование требует отвода значительных земельных участков и вложения средств на длительный срок, например, в инфраструктуру, а потому такая деятельность не может рассматриваться, как выгодная инвестиция.

Впрочем, местные власти должны понимать, что такие вложения окупятся уже в среднесрочной перспективе налоговыми отчислениями от деятельности компаний и новыми рабочими местами, которые будут созданы в фирмах, арендующих площади в индустриальном парке.

Самый эффективный способ привлечения иностранных инвесторов уже сегодня - создание промышленных парков, имеющих детальное описание специфики и технических характеристик. Среди основных конкурентных преимуществ можно выделить11:

  • географическую близость рынков сбыта и трудовых ресурсов,

  • наличие финансовых партнеров,

  • транспортную доступность,

  • интеграцию нескольких видов транспорта (авто, ж/д, авиа, водный),

  • избыточную обеспеченность энергетическими ресурсами,

  • упрощенный порядок прохождения резидентами административных и разрешительных процедур,

  • близость жилья и социальной инфраструктуры,

  • возможность расширения и (или) диверсификации производства,

  • передовые инженерные решения.

Согласно данным инвестиционного портала регионов12, за 2012 год количество индустриальных парков России, имеющих разную степень готовности, увеличилось примерно на 15% и составило около 600.

Проблемы с привлечением прямых иностранных инвестиций во многом связаны с отсутствием готовых к строительству промышленных площадок с инфраструктурой, а также информации о них. В результате инвестору сложно решить вопрос о выборе места будущего предприятия. Западным инвесторам пока еще непонятна Россия, а индустриальные парки - это распространённая форма прямых иностранных инвестиций, которая существует во многих странах.

Необходимость появления в России промышленных парков обусловлена высоким спросом со стороны производственных и торговых компаний. Проблема их создания заключается в привлечении инвесторов, поскольку у самих девелоперов нет такого объема средств, чтобы единовременно вложить их в приобретение большого участка земли и строительство инженерных коммуникаций.

При этом индустриальные парки России должны стать центрами инвестиционного благоприятствования, экономического роста и развития производства, которое призвано удовлетворить огромный внутренний спрос на различные товары. Российские регионы готовы активно поддерживать инвестиционную деятельность. Уже продемонстрировано несколько успешных примеров запуска различных производственных проектов в индустриальных парках13: Samsung и Volkswagen, Toyota и Nissan, Volvo и Nestle, Guardian.

Самым востребованным решением модернизации экономики моногородов стало создание на высвобождаемых территориях крупных предприятий индустриальных и технологических парков. Результаты модернизации моногородов в значительной степени определяются активной позицией региональных и муниципальных властей по улучшению инвестиционного климата региона и использованию конкурентных преимуществ территории и промышленной базы градообразующего предприятия.

Востребованность индустриальных парков можно проследить по темпам прихода иностранных производств в Москву, С.-Петербург и их окрестности, где изрядная доля западных компаний, присутствующих на нашем рынке, уже построили собственные мощности. К сожалению, неподготовленное законодательство, проблемы с выделением земельных участков и переводом их в промышленное назначение, а также высокая стоимость подключения внешних сетей пока не дают возможности быстро развиваться этому направлению девелопмента в России. Оценивая все эти сложности, девелоперы должны проектировать создание индустриальных парков, включающих производственные комплексы, складские и офисные помещения, а также объекты инфраструктуры.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ростовская область – один из тех регионов где достаточно успешно функционируют индустриальные парки. Большое влияние на ход данного процесса оказывает сформированная законодательная база и законотворческий процесс. На примере Ростовской области можно рассмотреть основные нормативно-правовые акты, которые касаются деятельности инвесторов на территории области.

На территории Ростовской области действуют следующие областные правовые акты, направленные на стимулирование инвестиционной активности в регионе:

1) Областные законы:

- от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области»;

- от 02.07.2008 № 35-ЗС «О предоставлении государственных гарантий Ростовской области»;

- от 22.07.2010 № 448-ЗС «Об основах государственно-частного партнерства»;

- от 28.11.2006 № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области».

2) Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 №2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».

3) Постановления Правительства Ростовской области:

- от 23.09.2011 №6 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012 – 2015 годы»;

- от 16.08.2005 № 91 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета»;

- от 4.02.2011г. №43 «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области»;

- от 05.09.2008 № 449 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области»;

- от 27.02.2012 № 128 «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области»;

- от 26.12.2008 № 604 «О переходных положениях при реализации областных целевых программ». Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2013 годы.

В части инфраструктурного обеспечения инвестиционных проектов действуют постановления Правительства Ростовской области от 27.11.2009 №626 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010 – 2013 годы», от 16.09.2010 №186 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года» и от 01.11.2010 № 277 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы».

Указанные правовые акты обеспечивают право инвестора на получение комплекса мер государственной поддержки, в т.ч.:

  • предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Ростовской области по инвестиционным проектам, а также налоговых льгот: льготы по налогу на имущество и прибыль организаций; организации, реализующие инвестиционные проекты с объемом капитальных вложений 300 млн. рублей и более, освобождены от уплаты налога на имущество организаций;

  • субсидирование 50 % затрат на создание инженерной и транспортной инфраструктур для реализации инвестиционных проектов;

  • субсидии в целях возмещения затрат по уплате процентов по кредитам коммерческих банков, предоставленных для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.

  • размещение на конкурсной основе средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов;

  • возможность установления понижающих коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков;

  • вовлечение в инвестиционный процесс приостановленных строек и законсервированных объектов;

  • нефинансовая поддержка: информационное, организационное, маркетинговое сопровождение, в первую очередь, проектов, вошедших в перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов».

Такой пакет мер в целом соответствует общероссийской практике государственной поддержки инвесторов, в том числе функционирующих на территориях, в границах которых действует особый экономический режим.

Государственная поддержка создания региональной сети индустриальных парков носит адресный характер и не подменяет рыночные механизмы развития промышленных активов.

Комплекс мер государственной поддержки для участников процесса создания и развития региональной сети индустриальных парков (резидентов, инвесторов, управляющих компаний) включают в себя прямую финансовую поддержку (налоговые льготы, субсидии, гарантии и др.), а также меры косвенной поддержки (снижение административных барьеров, маркетинговое, информационное обеспечение деятельности).

К числу базовых мер поддержки развития индустриальных парков относятся:

  • содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной, социальной (при необходимости) инфраструктуры промышленных парков, прежде всего - с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

  • предоставление налоговых льгот;

  • расширение доступа к кредитным ресурсам;

  • снижение административных барьеров, в том числе сокращение сроков и упрощение на региональном и муниципальном уровне административно-бюрократических процедур, связанных с созданием индустриального парка, создание системы «единого окна».

Предлагаемые меры налогового стимулирования создания и развития индустриальных парков:

  • снижение ставки налога на имущество для резидентов и управляющих компаний;

  • снижение ставки земельного налога для резидентов и управляющих компаний;

  • прямое субсидирование из бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ на развитие индустриального парка в размере 5% от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка- крупными компаниями и 15% от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка- субъектами малого и среднего предпринимательства.

После отмены Областного закона от 03.08.2007 № 745-ЗС «О территориях интенсивного экономического развития в Ростовской области», регулирующего альтернативную (по отношению к индустриальным паркам) форму организации инвестиционных площадок, специального нормативного обеспечения, составляющего правовую основу создания и функционирования территорий экономического развития, в Ростовской области не существует.

Действующие правовые акты, регулирующие развитие инвестиционной деятельности, определяют общие принципы и механизмы участия государства в инвестиционных процессах, при этом не учитывают специфику инвестиционной деятельности на основе развития индустриальных парков.

Значимой проблемой, способной препятствовать развитию индустриальных парков в Ростовской области, является неблагоприятная административная среда: непроработанность и сложность процедур, оказывающих влияние на привлечение инвестиций, в том числе связанных с оформлением договоров на использование земельных участков, предоставлением исходно-разрешительной документации для строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов.

Например, при переводе земельных участков из одной категории в другую применяется практика дополнения требований, предусмотренных федеральным законодательством РФ, региональными «составляющими». При этом не во всех региональных министерствах и ведомствах, согласование которых необходимо при переводе земель, установлен официальный регламент получения заключения. По-прежнему отсутствует обслуживание инвесторов в формате «одного окна». Практика показывает, что перечисленные факторы существенно тормозят реализацию инвестиционного проекта (иногда на срок до двух лет).

Следующая укрупненная группа проблем отражает неэффективность действующих экономических механизмов привлечения и поддержки инвестиций, в том числе14:

1) Использование механизма государственно-частного партнерства.

Требования к составу документов, прилагаемых для рассмотрения вопроса о заключении соглашения о ГЧП, заложенные в Постановлении Правительства Ростовской области от 27.02.2012 №128, предполагают разработку проектно-сметной документации, получение положительного заключения экспертизы (ГУП Ростовской области «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации»). Наряду с этим, для решения вопроса о возможности участия государства в реализации проекта инвестор должен представить обоснование потребности в бюджетных средствах для обеспечения компенсации подключения объекта ГЧП к сетям инженерно-технического обеспечения15.

Разработка и проведение экспертизы, проектно-сметной документации, других расчетов, подготовка документов на земельный участок и т.п. требуют значительных финансовых и временных затрат, но участие государства в реализации проекта на данном этапе не гарантировано, поэтому у частного инвестора возникают экономический и финансовый риски.

Стоимость разработки проектно-сметной документации составляет в среднем 5-10 % от общей стоимости строительства объекта16. Инфраструктурные объекты, как известно, имеют высокую стоимость. Инвестировать средства (в разработку проектно-сметной документации по объекту) в размере, соответственно, 25 – 50 млн.руб. на этапе, когда участие государства в реализации проекта не гарантировано, экономически нецелесообразно. Софинансирование со стороны бюджета разработки ПСД должно осуществляться после подписания Соглашения о государственно-частном партнерстве, как один из этапов такого Соглашения.

Согласно Постановлению №128 одним из критериев выбора победителя конкурса на право заключения Соглашения о ГЧП являются «фактически понесенные затраты претендента на технологическое присоединение (при рассмотрении вопроса возмещения части затрат на выполнение работ, оказание услуг по присоединению (подключению) к сетям электро-, газоснабжения)».

Такой порядок использования механизма ГЧП в Ростовской области сужает область его применения к финансовой поддержке существующих проектов отдельных юридических лиц и не учитывает специфики привлечения инвесторов к деятельности в границах индустриального парка:

– инвестору (резиденту парка) должны быть гарантированы меры поддержки до осуществления им затрат (на создание инфраструктуры для будущего производства), которые при действующих нормах могут не компенсироваться;

– при привлечении резидентов в индустриальные парки государственной стороной нерационально разделять конкурс на право заключить соглашение о ГЧП в части создания объектов инфраструктуры и конкурсные процедуры выбора состава резидентов. Важно, чтобы масштаб и принципы содействия, поддержки областных органов исполнительной власти в вопросах инженерных коммуникаций были зафиксированы до покупки участков и других вложений;

- если инициатива создания парка на частной стороне, конкурс на право быть резидентом может и не проводиться, следовательно, конкурс на право заключения соглашения о ГЧП также нецелесообразен.

Вывод о поддержке существующих проектов отдельных юридических лиц косвенно подтверждается тем, что в соответствии с Постановлениями Администрации Ростовской области №43 от 04.02.2011г. и от 27.02.2012 №128, согласно данным официального сайта Правительства Ростовской области, проведено 5 конкурсов, по итогам которых заключены соглашения об участии сторон ГЧП в реализации инвестиционных проектов только с резидентами, реализующими проекты в рамках программы «100 Губернаторских проектов» (в т.ч. с ООО «Ситилайф Росс», ООО «Птицефабрика Задонская», ЗАО «Русская свинина», ООО «Птицефабрика Задонская», ООО «Гардиан стекло Ростов», ООО «НПО «Горизонт», ОАО «ТАГМЕТ»).

2) Непривлекательные тарифные условия.

Несмотря на энергоизбыточность Ростовской области, затраты на подключение к сетям вследствие неразвитости последних весьма высоки.

Тарифы на передачу электроэнергии по распределительным сетям в субъектах Российской Федерации разнятся по регионам в 2-3 раза17. По уровню тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей Ростовская область необоснованно опережает многие другие субъекты Российской Федерации, несмотря на то, что в Ростовской области производится электроэнергии больше, чем потребляется, а энергосистема региона располагает такими мощными собственными источниками электрической энергии, как Новочеркасская ГРЭС и Ростовская АЭС.

Основные причины - непрозрачный характер политики формирования тарифа, не позволяющий эффективно планировать предстоящие расходы, отсутствие заинтересованности сетевых компаний в минимизации издержек, являющихся дополнительной необоснованной нагрузкой на бизнес, и др18.

Такие последствия повышают уровень риска при осуществлении инвестирования в региональные производства (финансовый риск, обусловленный недостаточным уровнем рентабельности) и замедляют возвратность капитала. Все это препятствует притоку инвестиционных ресурсов в электроэнергетику региона и осуществлению инвестиционных проектов, направленных на внедрение высокотехнологичного энергосберегающего оборудования.

К числу значимых проблем также следует отнести целевую неразвитость инвестиционной инфраструктуры и институтов привлечения инвестиций: существующие инвестиционные агентства, фонды и другие учреждения в Ростовской области функционально не адаптированы к специфике развития индустриальных парков: отсутствуют развитые вертикальные связи с территориальными структурам, а также горизонтальные связи между ними.

Вместе с тем действующими положениями и актами федерального законодательства сегодня не предусмотрены возможности поддержки частной инициативы в развитии индустриальных парков. Такая прерогатива остается только за региональными органами исполнительной власти.

Отсутствие федеральных законов о ГЧП, индустриальных (промышленных) парках не позволяет использовать единую общероссийскую методологию, отработанные формы сотрудничества государства и бизнеса и не способствует привлечению инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов, создание промышленных активов регионов страны19.

В этих условиях субъекты РФ в инициативном порядке формируют региональную законодательную базу, обеспечивающую в пределах собственной компетенции возможности реализации проектов и программ.

В рамках проведенных исследований Агентства Стратегических инициатив был изучен и отмечен положительный опыт создания и развития индустриальных парков в республиках Башкортостан, Татарстан, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Новосибирской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Свердловской, Тверской, Ульяновской областях.

Опыт нормотворческой деятельности вышеуказанных субъектов РФ по проблемам развития индустриальных парков должен быть учтен при обосновании предложений по совершенствованию нормативной законодательной базы Ростовской области, направленных на привлечение инвестиций на основе развития индустриальных парков.

3. РОЛЬ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ В ПРИВЛЕЧЕННИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Судя по скорости создания индустриальных парков в Ростовской области, можно с полным правом говорить о новой волне индустриализации региона. В области в настоящий момент действуют 4 индустриальных парков, в стадии формирования находятся еще, как минимум пять потенциальных индустриальных площадок.

Ни для кого не секрет, что компании-резиденты индустриальных парков в большинстве случаев обладают инновационными производствами или выпускают инновационные продукты.

Правда, некоторые эксперты все чаще вспоминают утверждение «лучше меньше да лучше» и призывают органы местной власти тщательно оценивать перспективы проектов инвестиционных парков и не распылять бюджетные средства в попытке привлечь инвесторов на заведомо проигрышные площадки.

Активное развитие формата индустриальных парков началось в России около десяти лет назад. Главная особенность таких площадок — выделенный администрациями того или иного региона участок земли, обеспеченный стартовыми условиями для создания промышленных производств: энергоносителями, инженерной инфраструктурой, подъездными путями.

В зависимости от специфики региона к базовым условиям могут добавляться и дополнительные «опции», например, выгодное географическое положение, близость перспективных рынков сбыта, обеспеченность кадровыми ресурсами, налоговые льготы и другие возможности.

По данным Ассоциации индустриальных парков России, сейчас в стране насчитывается несколько сотен заявленных проектов индустриальных парков. Реально действующих, т.е. тех, где уже созданы и полным ходом работают промышленные предприятия, в разы меньше — около 35. Большая часть из них расположены в европейской части страны — Московской, Ленинградской, Тульской, Тверской, Калужской областях, а также республике Татарстан.

Юг ворвался в «индустриальную гонку регионов» относительно недавно — всего три–четыре года назад, когда на примере Центральной России стали понятны преимущества такого формата для привлечения инвестиций. Да и сами потенциальные международные и российские инвесторы, которых раньше интересовала исключительно «околомосковская» или «околопитерская» территория, обратили свое внимание на неиспользуемый потенциал российской глубинки.

«Разумеется, южные регионы России не могли остаться без внимания инвесторов в силу своего выгодного географического положения, обширности территорий, близости рынков сбыта, наличия трудовых ресурсов, транспортной доступности и обеспеченности энергетическими ресурсами. Кроме того, на территориях индустриальных парков юга России уже реализованы крупные промышленные проекты, в том числе и с участием международного капитала.

Среди территорий юга формат индустриальных парков одной из первых начала развивать Ростовская область.

Общее количество иностранных инвестиций, привлеченных в Ростовскую область в 2012 г. – 2 108 млн $20 (Краснодарский К. – 1108 млн $). Общий объем привлеченных индустриальными парками иностранных инвестиций составляет 1,6 млрд $. Можно сделать выводы, что промышленные площадки имеют большой потенциал в привлечении иностранных инвестиций в область и обладают значительным весом в общем объеме привлеченных область иностранных инвестиций.

Сейчас здесь действуют четыре индустриальных парка.

Самый первый и наиболее освоенный — Новоалександровский индустриальный парк.

Суммарный объем инвестиций по сосредоточенным здесь индустриальным проектам составляет свыше $620 млн. В числе уже введенных в эксплуатацию и строящихся производств — завод Coca-Cola Hellenic, завод Ball Packaging Europe по по изготовлению алюминиевой банки, производство пищевых ингредиентов — крахмалопродуктов и глюкозо-фруктозных сиропов компании «Астон».

На втором месте по объемам привлеченных инвестиций — $570 млн. — Азовский индустриальный парк.

Среди резидентов — компания PepsiCo (Frito Lay), которая инвестировала $110 млн. в строительство завода по производству чипсов и снэков; компания Fondital, ведущая строительство завода по выпуску алюминиевых радиаторов.

На территории Октябрьского индустриального парка свои проекты реализуют компания «Евродон» (завод по производству мяса индейки), «Металл Дон» (завод по выпуску металлоконструкций, завод горячего цинкования металла и завод по производству сэндвич-панелей).

В Красносулинском индустриальном парке сейчас ведется строительство завода по производству флоат стекла (резидент — американская компания Guardian Industries Corporation), заявленный объем инвестиций в проект — $270 млн.

Можно сделать вывод, что для региональных властей создание специализированных индустриальных кластеров — это элемент повышения инвестиционной привлекательности региона.

При этом власти ставят перед собой не только финансовые, но и социальные задачи: в случае успеха такой проект способен помочь преодолеть зависимость от федеральных вливаний для дотационных территорий, решить проблему моногородов, снизить уровень безработицы и т.д.

Эксперты отмечают, что для частного бизнеса инвестиции в региональные индустриальные парки, естественно, нацелены на получение прибыли, но не краткосрочной, спекулятивной, а в рамках средне- и долгосрочной стратегии.

Дополнительный стимул для инвестора возникает в том случае, если в рамках индустриального парка организовывается особая экономическая зона и инвесторам предоставляются, например, налоговые льготы. При таких условиях предприятиям, созданным в индустриальных парках, обеспечивается потенциальный доход и устойчивость бизнеса за счет фактических дотаций государства.

По оценкам экспертов, размещение производства в индустриальном парке с уже подготовленной инфраструктурой позволяет сэкономить от 10 до 40% стоимости реализации проекта. А если в региональном парке устанавливается еще и особый режим налогообложения, то потенциальная экономия для инвестора может достигать весьма существенных сумм. Важную роль играют и более короткие сроки реализации проекта в рамках индустриальных парков, за счет подготовленных на старте коммуникаций и заинтересованности властей в скорейшем запуске производств.

Учитывая большое количество предложений на южно-российском рынке, инвесторы сейчас находятся в привилегированном положении: они могут выбирать площадку исходя не только из экономических условий, но и от того, насколько успешной оказалась коммуникация с представителями региональной власти. Именно поддержка властей, по мнению экспертов, в настоящее время имеет решающее значение при выборе площадки.

Так, по словам директора по продажам направления «Каменная вата» корпорации ТехноНиколь Романа Колесникова, выбор Красносулинского индустриального парка (Ростовская область) для строительства завода по производству минеральной изоляции из базальтового волокна был обусловлен грамотной политикой региональных властей и созданием комфортных условий для ведения бизнеса.

Многие иностранные инвесторы пока еще с опаской относятся к вложению средств в российские регионы.

Длительные сроки согласования с местными чиновниками на всех этапах реализации промышленного проекта, несовершенство регионального законодательства, коррупционные риски — все это тормозит приток иностранных инвестиций. Тогда как выделенная индустриальная зона, развитие которой активно поддерживают местные власти и где отсутствуют многие административные барьеры, воспринимается иностранцами как островок стабильности в чужеродной и непонятной российской бизнес-среде.

Некоторые проекты, реализуемые в рамках индустриальных парков Ростовской области либо отложены, либо ликвидированы. Это связано прежде всего с административными барьерами (реализация совместного производства в сфере инновационного строительства компаний «AVERMANN» и «Евродон»), со сложностями перевода земель под промышленные нужды (проект компании «Fondital» заморожен) и др. Это негативно складывается на имидже индустриальных парков региона и самой области, так как данные проекты принадлежат в основном крупному инновационному иностранному бизнесу.

Если при этом местные власти позаботятся о детальной разработке административно-правовых аспектов деятельности индустриальной зоны, то таким проектам с большой долей вероятности будет обеспечено повышенное внимание иностранных инвесторов».

Неслучайно ряд крупных промышленных проектов с иностранным участием в Ростовской области — Coca-Cola, PepsiCo — были созданы именно в рамках индустриальных парков.

На подходе — новые проекты. Например, в марте этого года Агентство инвестиционного развития Ростовской области объявило о заключении сразу двух соглашений с иностранными инвесторами. Американская компания PRAXAIR планирует инвестировать около $22 млн. в создание производства промышленных газов на территории Красносулинского индустриального парка Ростовской области. Французская компания IMERYS Group и правительство Ростовской области заключили соглашение о строительстве завода по производству минеральных веществ на Дону. Предполагаемый объем инвестиций — 10 млн., сейчас определяется, на какой именно площадке будет расположен будущий завод.

Несмотря на все преимущества создания индустриальных парков, эксперты отмечают и ряд потенциально опасных проблем, связанных с чересчур бурной «индустриализацией» регионов. Часто для того, чтобы улучшить социально-экономическую обстановку на какой-либо депрессивной территории, местные власти предпринимают попытку организовать там индустриальный парк. Однако не всегда создание индустриального парка именно в этом месте экономически обосновано.

Ведь для того, чтобы инвестор захотел вложить деньги в ту или иную индустриальную зону, одних благих намерений властей недостаточно. Нужен целый ряд объективных факторов, начиная от транспортно-логистической инфраструктуры заканчивая кадровыми ресурсами. Примерами новоиспеченных индустриальных парков на месте ликвидированных заводов и старых промышленных зон являются Гуковский и Новочеркасский промышленные парки, где до сих пор нет резидентов, не смотря на рекламу и предоставление местными властями различных льгот.

В лучшем случае площадка просто будет простаивать. А если власти начнут вкладывать бюджетные средства в прокладку инженерной инфраструктуры, подведение коммуникаций в надежде таким образом привлечь инвесторов? При плохо рассчитанных перспективах проекта эти средства рискуют никогда больше не вернуться в бюджет21.

Негативную роль может сыграть и усиливающаяся конкуренция между регионами за потенциальных инвесторов. Как отмечали участники межрегиональной конференции «Индустриальные парки как инструмент привлечения инвестиций для реализации стратегий социально-экономического развития регионов», прошедшей в конце декабря прошлого года в Ростове-на-Дону, в стремлении сделать более выгодное предложение инвесторам региональные власти идут на все большие расходы. Эти затраты ложатся тяжелой нагрузкой на региональный бюджет. А если учесть, что во многих регионах действуют льготы при аренде земельного участка, налоговые преференции для инвесторов, то реальная отдача от огромных бюджетных вливаний может оказаться весьма скромной.

повышенное внимание инвесторам необходимо также уделять анализу договоров, проверке качества инфраструктуры, антикоррупционным гарантиям властей.

И все же существующие проблемы, по мнению экспертов, преодолимы и не могут помешать дальнейшему развитию индустриальных парков в регионах.

Процесс уже не остановить: в регионе создаются все новые и новые индустриальные площадки. Власти области с заметной периодичностью заявляют о создании новых промышленных площадках в регионе.

Можно смело утверждать, что создание крупных индустриальных площадок — это настойчивое требование времени. Мировая экономика, а вслед за ней и российская все больше ориентируются на инновационные технологии.

При этом скорость создания и изменения технологий такова, что конкретный производитель, адаптирующий инновации под массовое производство, просто не может позволить себе по два года согласовывать проектно-сметную документацию, потом еще год подводить коммуникации и еще пару лет строить производство, прорываясь сквозь чиновничьи препоны.

Привлечение иностранного капитала в региональную экономику признается необходимым условием ее дальнейшего развития. Мировой опыт и особенности развития экономики России свидетельствуют о повышении роли регионов в привлечении иностранного капитала, обнаруживают тенденцию к формированию инвестиционной политики нового поколения – региональной, адресной22.

Современная промышленность живет в совершенно другом ритме: сегодня компания создала и отработала инновационную технологию, завтра выбрала подготовленную площадку со всеми стартовыми условиями, послезавтра начала выпуск продукции.

В этом отношении создание индустриальных парков в регионах — совершенно закономерный этап развития промышленности и технологий, даже с учетом флуктуаций в динамике притока иностранного капитала в страну.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение исследования можно сделать следующие выводы:

1. Индустриальный парк - это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями и управляемая специализированной компанией.

2. Существует 3 модели управления индустриальным парком.

В первой модели возможно управление индустриальными парками инфраструктурной компанией, предоставляющей предприятиям не только площади для размещения производств, но и необходимую инфраструктуру и ряд услуг.

В соответствии со второй моделью мелкие индустриальные парки не управляются специализированной компанией, а фирмы, разместившие свои производства на единой территории, сами предоставляют все необходимые услуги или привлекают компании со стороны.

В некоторых индустриальных парках одна из компаний, разместивших свое производство, одновременно выполняет функции управляющей компании.

3. Задача улучшения инвестиционного климата в настоящее время отнесена на федеральном, региональном и местном уровнях к числу приоритетных. В связи с этим выстраивается система поддержки индустриальных парков и резидентов, начиная от содействия в прохождении административных и согласовательных процедур до создания необходимой инфраструктуры.

4. Несмотря на заявленные льготы и преференции, инвестор сталкивается с различными проблемами и недоработками при реализации своего проекта: административные барьеры, коррупционные риски, низкое качество инженерной и транспортной инфраструктуры и т.п.

5. Ростовская область – лидер Юга России по количеству и «качеству» индустриальных парков. В данный момент реализовано 4 парка, 3 находятся на стадии реализации. Суммарный объем привлеченных иностранных инвестиций данными парками – 1,6 млрд $.

6. В основном принятие законов, регулирующих создание и функционирование индустриальных парков является прерогативой региональных законодателей. Некоторые областные законы, Постановления Законодательного Собрания и Правительства РО касаются проблем индустриальных парков, но единого закона «Об индустриальных парках» еще не существует.

7. Комплекс мер государственной поддержки для участников процесса создания и развития региональной сети индустриальных парков (резидентов, инвесторов, управляющих компаний) включают в себя прямую финансовую поддержку (налоговые льготы, субсидии, гарантии и др.), а также меры косвенной поддержки (снижение административных барьеров, маркетинговое, информационное обеспечение деятельности).

8. Для региональных властей создание специализированных индустриальных кластеров — это элемент повышения инвестиционной привлекательности региона, залог успешного развития региональной экономики, гарантия перехода к инновационному типу развития, а значит и повышения благосостояния населения. Актуальность создания индустриальных парков в условиях изменения внешнеполитической ситуации не снижается, учитывая как в целом непостоянство динамики иностранных инвестиций, так и возможность переориентации геоэкономических интересов в различных регионах мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. «Об инвестициях в Ростовской области». Областной закон от 01.10.2004 № 151-ЗС. – www.donland.ru

  2. «О предоставлении государственных гарантий Ростовской области». Областной закон от 02.07.2008 № 35-ЗС. –

  3. «Об основах государственно-частного партнерства». Областной закон от 22.07.2010 № 448-ЗС

  4. «Об инновационной деятельности в Ростовской области». Областной закон от 28.11.2006 № 591-ЗС

  5. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 №2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».

  6. Постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2011 №6 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012 – 2015 годы»;

  7. Постановление Правительства Ростовской области от 16.08.2005 № 91 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета»;

  8. Постановление Правительства Ростовской области от 4.02.2011г. №43 «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области»;

  9. Постановление Правительства Ростовской области от 05.09.2008 № 449 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области»;

  10. Постановление Правительства Ростовской области от 27.02.2012 № 128 «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области»;

  11. Басин Е., Косарева Н. и др. Что нам стоит дом построить// Эксперт. 2012. №11.

  12. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.

  13. Гашо Е., Степанова М. Системный резерв // Эксперт. №10. – 2014.

  14. Голева Г.А. Современные проблемы экономической безопасности на Юге России / Отв. ред. И.П. Добаев. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. Южнороссийское Обозрение. Выпуск 50

  15. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.H. Оголевой. — М. ИНФРА-М., 2004.

  16. Кабашкин В.А. Государственно – частное партнёрство: международный опыт и российские перспективы. -М.: ООО «МИЦ», 2010. - 250 с.

  17. Лабыкин А. Крупный бизнес заплатит за всех. Эксперт-online. - 2014.

  18. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И.Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 686 с.

  19. Управление инновациями: Теория и практика: учеб. пособие. / Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. - М.: Эксмо, 2008. – 223 с.

  20. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 420 с.

  21. Яковенко Д. Инвестируйте. Забудьте о налогах. – 2014. № 9.

  22. http://asi.ru/ - Агенство стратегических инициатив

  23. http://www.donland.ru/ - Официальный портал Правительства Ростовской области

  24. http://www.indparks.ru/ - Ассоциация индустриальных парков

  25. http://www.investinregions.ru/ - Инвестиционный портал регионов РФ

  26. http://investstandart.ru/ - Региональный инвестиционный стандарт

  27. http://russiaindustrialpark.ru/ - Портал об инвестиционных парках России и мира

1 http://www.indparks.ru/ Ассоциация индустриальных парков

2 Кабашкин В.А. Государственно – частное партнёрство: международный опыт и российские перспективы. -М.: ООО «МИЦ»,2010.С.202.

3 Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.H. Оголевой. — М ИНФРА-М 2004. — С. 121.

4 Концепция создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области / Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области http://dpr.donland.ru/

5 Там же.

6 http://investstandart.ru/

7 там же.

8 Управление инновациями: Теория и практика: учеб. пособие. / Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. - М.: Эксмо, 2008. С. 127.

9 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008. С. 202.

10 http://investstandart.ru/Проект «Инвестиционный стандарт».

11 https://asi.ru/business/ Агентство стратегических инициатив

12 http://www.investinregions.ru

13 http://www.investinregions.ru

14 Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И.Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2012. С. 355.

15 Концепция создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области / Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области http://dpr.donland.ru/

16 Басин Е., Косарева Н. и др. Что нам стоит дом построить// Эксперт. 2012. №11. С. 32-33.

17 Гашо Е., Степанова М. Системный резерв // Эксперт. №10. – 2014. С. 8.

18 Лабыкин А. Крупный бизнес заплатит за всех. Эксперт-online. - 2014.

19 Яковенко Д. Инвестируйте. Забудьте о налогах. – 2014. № 9. С. 22.

20 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - С. 984 – 985.

21 http://russiaindustrialpark.ru/ Анализ промышленных парков Юга России

22 Голева Г.А. Современные проблемы экономической безопасности на Юге России / Отв. ред. И.П. Добаев. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. Южнороссийское Обозрение. Выпуск 50

Просмотров работы: 7440