МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рахматуллина Г.А. 1, Рахматуллина Г.А. 1
1Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы роль математики, как в науке, так и в жизни общества в целом существенно возросла. Математические методы исследования все активнее используются не только в химии, биологии, экономике, но также в педагогике и медицине. Обществом осознается ценность математического образования подрастающего поколения, поэтому одной из приоритетных задач в образовании на ближайшие годы было признано усиление преподавания математики в школах и вузах [1, c. 22].

Основныецели математического образования могут быть сформулированы следующим образом:

- приобретение конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности;

- интеллектуальное развитие учащихся;

- формирование представления о математике как форме описания и методе познания реальной действительности;

- формирование личностно-ценностного отношения к математическим знаниям, представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Качественный анализ затруднений учащихся показал, что наибольшие трудности у них вызывают задания, требующие активной творческой деятельности, нестандартных подходов к их решению, значительных умственных усилий [2, c. 64]. Это свидетельствует о недостаточном развитии таких качеств учащихся, которые способствуют формированию компетенций самостоятельной познавательной деятельности. Школьники и студенты используют репродуктивную деятельность, что является недостаточным для успешного овладения математикой.

Выделяются такие проблемы математического образования, как:

− обоснование актуализации математического знания через выделение прикладной направленности,

− слабое усвоение учащимися обязательного минимума содержания образования,

− отсутствие у части педагогов способности к выстраиванию индивидуальных маршрутов развития учащихся по предмету,

− углубление разрыва между уровнем математической подготовки выпускников школы и потребностями вузов.

В последнее время все чаще формулируются организационно-методические мероприятия, направленные на совершенствование как школьного, так и вузовского математического образования [2, 3].

Совершенствование математического образования в современных условиях предполагает:

- создание у учащегося максимально полного и цельного восприятия математической науки;

- расширение прикладной и профессиональной направленности обучения (необходимость включения в процесс обучения разнообразных текстовых задач, а также методов и приемов, способствующих умению логически мыслить, понимать суть поставленной задачи);

- раскрытие гуманитарного потенциала математики (обращение к истории математической мысли, вопросам применения математики в различных областях современной науки и технике).

Отразить историю математики на уроках возможно посредством занимательных задачах древности. Рассмотрим некоторые из них:

Задача №1. Древнеримская задача.

Один господин завещал капитал в 14 000 рублей своей жене при условии, что если у неё родится мальчик, то сын должен получить вдвое больше матери, а если родится дочь, то мать должна получить вдвое больше дочери. Родились близнецы: сын и дочь. Как было исполнено завещание?

Решение.

Из наследства должна быть выделена одна часть матери, две такие же части сыну, а половина такой же части дочери. Все наследство должно быть разделено на части. Одна часть составляет рублей. Следовательно, мать должна получить 4000 рублей, сын 8000 рублей, дочь 2000 рублей.

Задача №2. .Древнегреческая задача о статуе Минервы (богини мудрости, покровительнице , наук, искусств и ремесел).

Я изваяние из злата, поэты то злато в дар принесли. Хоризий принес половину, сей жертвы.Фестия часть восьмую дала, десятую — Солон. Часть двадцатая — жертва певца Фемисона.А девять — все завершивших талантов — Обет, Аристоником данный. Сколько же злата поэты все вместе в дар принесли?

Решение.

Пусть поэтами в дар принесены Х талантов. Уравнение выглядит так:

Задача №3. Л.Ф Магницкий из учебника “Арифметика”, книга была создана в 1703 г.

Воз сена. Лошадь съедает воз сена за месяц, коза за два месяца, овца за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?

Решение.

Поскольку лошадь съедает воз сена за месяц, то за год (12 месяцев) она съедает 12 возов сена. Так как коза съедает воз сена за 2 месяца, то за год она съедает 6 возов сена. И, наконец, поскольку овца съедает воз сена за 3 месяца, то за год она съедает 4 воза сена. Вместе же они за год съедят 12+6+4=22 воза сена. Тогда один воз сена они вместе съедят за 12:22=6/11 (шесть одиннадцатых) месяца.

Задача №4. Эпитафия Диофанта.

На памятнике Диофанта находится следующая надпись: “Прохожий ! Под сим камнем покоится прах Диофанта,умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство,двенадцатую-отрочество,седьмую-юность. Затем протекла половина его жизни, после чего он женился. Через 5 лет у него родился сын, а когда сыну минуло 4 года, Диофант скончался. Скажи, скольких лет он умер”.

Решение.

Часть жизни Диофанта ,протекшая от его рождения до женитьбы, выразится суммой дробей: часть его жизни от женитьбы до смерти выразится разностью

Эта часть, очевидно, равна 5+4=9 годам. Значит, Диофант умер, когда ему было года.

Литература

  1. Кудрявцев Л.Д., Кириллов А.И., Бурковская М.А., Зимина О.В. Математическое образование: тенденции и перспективы // Высшее образование сегодня. − 2002. − № 4. − С. 20-29.

  2. Кудрявцев Л.Д., Кириллов А.И., Бурковская М.А., Зимина О.В. О тенденциях и перспективах математического образования // Образование и общество. − 2002. − № 1. − С. 58-66.

  3. Темербекова А.Т. Методика преподавания математики. – М.: Владос, 2010. – 234 с.

  4. http://festival.1september.ru/articles/562611/

Просмотров работы: 2896