ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА ЧЕХИИ ИЗ ЕВРОСОЮЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА ЧЕХИИ ИЗ ЕВРОСОЮЗА

Леонтьев А.Н. 1
1Балтийская международная академия, г. Рига, Латвия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В мае 2014 года исполнилось 10 лет с момента грандиозного расширения Европейского Союза (ЕС). Тогда сразу 10 стран попали в объятия 12 желтых звезд, символизирующих, по мнению ЕС, совершенство, законченность и единство. Среди этих стран была и Чешская республика (ЧР, Чехия). Очень интересно посмотреть на статистику референдумов, проведенных в странах-кандидатах, составленную по данным [6] (таблица 1).

Таблица 1. Результаты национальных референдумов о вступлении в ЕС

Страна

Дата

Явка

«За»

Мальта

9 марта 2003 г.

91,0%

54,0%

Эстония

14 сентября 2003 г.

73,4%

72,6%

Латвия

20 сентября 2003 г.

69,6%

74,4%

Словения

23 марта 2003 г.

66,0%

89,6%

Литва

10 – 11 мая 2003 г.

64,0%

89,9%

Польша

7 – 8 июня 2003 г.

58,8%

78,4%

Чехия

13 – 14 июня 2003 г.

55,2%

73,3%

Словакия

16 – 17 мая 2003 г.

52,2%

92,4%

Венгрия

12 апреля 2003 г.

46,0%

74,0%

Самая большая явка была зафиксирована на Мальте. Это и понятно. Куда денешься с острова площадью около 300 квадратных километров. Однако «за», на Мальте, проголосовало лишь немногим более половины избирателей, пришедших на голосование.

А вот Чехия по явке вошла в последнюю тройку, оставив за собой только Венгрию и Словакию.

Зато за вступление, проголосовало свыше 77 % чехов, пришедших к избирательным урнам [3]. К началу 2014 года довольны членством в ЕС лишь около 40% чехов [4].

В 2014 г. многие в Чехии считают, что стране не нужно расплачиваться за долги других стран, они все чаще высказывают недовольство членством с ЕС. Экс-президент Чехии Вацлав Клаус, покинувший свой пост в начале 2013 г. в книге, вышедшей в октябре 2013 г., призывает Чехию как можно скорее выйти из состава ЕС, называя ее вступление в Союз «браком по расчету» [1, с.63].

В связи с этим значительный интерес представляет анализ экономических условий, в которых находилась Чехия до вступления в ЕС, а также требования, которые должны были быть выполнены для вступления, последствия вступления и нахождения в ЕС.

Перед вступлением в ЕС Чехии удалось добиться ряда серьезных экономических и политических уступок. Однако по ряду пунктов ЧР получила отказ. В частности, она была вынуждена уменьшить на 40 тысяч единиц поголовье крупного рогатого скота мясных пород, оставив – 90 тысяч) и уменьшить квоты на вывоз сахара [3]. По данным чешского статистического управления перед вступлением в ЕС ВВП Чехии составил 95 млрд. долларов. Далее наблюдался значительный рост ВВП, который за 2008 г. составил 225 млрд. долларов, увеличившись за четыре года и восемь месяцев почти 2,4 раза [2]. Затем, осенью 2008 г. разразился мировой экономический кризис (МЭК), которому ЧР сопротивлялась достаточно успешно. Вероятно, это отчасти произошло в результате сохранения страной собственной валюты. При вступлении в ЕС Чехии была поставлена задача перехода на евро. Однако руководство страны постоянно заявляет о неготовности перехода на европейскую валюту. На самом деле Чехия заняла выжидающую позицию и внимательно следит за развитием событий в еврозоне. На протяжении всего срока своего правления экс-президент ЧР Вацлав Клаус, умело лавируя, сумел удержать страну от перехода на евро. Нынешний президент Милош Земан пространно пообещал провести переход на евро в ближайшие пять лет. Используя терминологию Вацлава Клауса можно сказать: «Обещать – не значит жениться». При этом действующий на тот момент премьер-министр Петер Нечас отметил, что не может быть уверен в такой перспективе, и переход будет осуществлен только тогда, когда это будет полезно для страны. Налицо противоречие между «неготовностью» Чехии к переходу на евро и «полезностью» этого мероприятия для страны. Очевидно, что чехи руководствуются именно «полезностью», маскируя это «неготовностью». Латвия, экономическое состояние которой весьма отличается от чешского, вступив в ЕС одновременно с Чехией, перешла на европейскую валюту с 1 января 2014 г., жестко привязав курс лата к евро и удерживая его постоянным на протяжении почти девяти лет. Курс же чешской кроны по отношению к евро постоянно меняется, чутко реагируя на экономическое состояние в ЕС, что весьма выгодно для чешского экспорта. Чешское руководство понимает, что сохранение национальной валюты помимо сказанного выше, позволит в случае необходимости с наименьшими трудностями покинуть ЕС.

Рассмотрим далее динамику изменения ВВП ЧР. В 2009 г. он уменьшился примерно на 3,6%. Для сравнения в период с 2008 по 2009 гг. ВВП Германии снизился почти на 9%, Италии – на 8,5% , Франции – на 7,5%. А уже в 2010 и 2011 гг. ВВП Чехии вновь стал увеличиваться, просев лишь в 2012 году на 1,2%. Весьма интересно, что в 2010 г. даже ВВП Германии и Франции продолжал снижаться, а в Чехии данный показатель неуклонно рос [2].

Рекордно низкой была инфляция в ЧР в 2003 г., затем она немного повысилась и все годы пребывания страны в ЕС лишь раз вышла за рамки 3% коридора.

Чехия вступила в ЕС в 2004 г., имея уровень безработицы около 8,5 %. В 2012 г. уровень безработицы также составил 8,5%. Максимальный уровень безработицы за все годы проведения исследования не превышал 9%. С момента вступления Чехии в ЕС до начала мирового кризиса уровень безработицы в стране неуклонно снижался, достигнув почти 4%. После 2008 г. безработица вновь увеличилась и достигла 9% [2]. В 2012 г. чешские экспортеры поставили новый рекорд – экспорт чешских компаний впервые превысил 3 биллиона крон [3].

Международные финансовые институты присвоили Чехии статус развитой страны, имеющей средний уровень доходов. В связи с этим изменились ее взаимоотношения с Всемирным банком. Чехии больше не оказывается финансовая помощь, а наоборот она стала страной-донором, пополняющей средства Всемирного банка, предназначенные для оказания помощи.

Однако в Чехии, как и во многих других странах Союза, считают, что Брюссель иной раз создает нелепые директивы, отказаться от которых невозможно. Так, например, 1 января 2012 г. была введена в действие Директива ЕС №1999/74/СЕ, предусматривающая улучшение условий содержания кур на фермах. В результате цены на куриные яйца в Чехии возросли почти в два раза. К тому же, ЕС запретил экспорт яиц от тех кур, условия содержания которых не соответствовали данной директиве. Как следствие, возник дефицит, рост цены и существенное недовольство потребителей.

Прав ли бывший президент Чехии Вацлав Клаус, призывая страну покинуть ЕС и утверждая при этом, что для Чехии ровным счетом ничего не изменится? Он не может не понимать, что Чехия имеет достаточно четкую экспортно-ориентированную экономику. Но почему бы не получить от ЕС очередные уступки и льготы. Ведь сумело же чешское руководство перед вступлением в Евросоюз добиться запрещения гражданам, живущим в других странах ЕС в течение первых 7 лет покупать в ЧР земли сельскохозяйственного назначения и лесные угодья, а в течение 5 лет – объекты недвижимости и восстановительного здравоохранения. Кроме того, удалось сохранить пониженные налоги на производимые страной табачные изделия и алкоголь, а также на строительные работы и установить чешский приоритет на ряд торговых марок пива, даже в сливовицу кустарной выработки было разрешено продолжать добавляться спирт, при том, что это запрещено нормами Евросоюза [2].

Удалось Чехии документально зафиксировать, что ядерная электростанция Темелин не препятствует вступлению Чехии в Евросоюз. Темелин – АЭС на юге Чехии. Она расположена рядом с австрийской границей. Австрийцы постоянно требовали закрыть ее, а ЧР не желало лишаться дешевого источника, позволяющего даже экспортировать электроэнергию. Теперь же речь идет только о поддержании необходимого уровня ее безопасности.

Так что у Чехии есть большой опыт общения с Брюсселем. В 2009 г. Вацлав Клаус до последнего момента не ставил свою подпись под «Лиссабонским договором», который фактически является Конституцией ЕС.

На заседании Европейского совета 30 января 2012 г. Чехия в очередной раз продемонстрировала независимую позицию, не поддержав межправительственное соглашение, ужесточающее бюджетные правила. Из всех стран ЕС, кроме нее, на такой шаг решилась лишь Великобритания.

Во втором десятилетии нынешнего века влияние Чехии на политику объединенной Европы приблизилось к влиянию таких стран как Австрия и Дания. Германия на данный момент – главный экономический партнер Чехии. В период приватизации ряд крупных предприятий были проданы зарубежным хозяевам. Например, немецкий концерн Volkswagen купил целиком чешскую Škoda Auto. Выход из ЕС повлекут потери для чешской экономики. Это хорошо понимает чешская экономическая элита страны, которая категорически против даже размышлений на данную тему.

В настоящее время ЧР имеет дефицит торгового баланса, который является следствием открытости рынка и импорта нового оборудования в рамках модернизации промышленности. Однако он с лихвой компенсируется доходами от иностранных туристов. По статистическим данным в 2009 г. более 171 000 граждан Чехии имели постоянную работу в сфере туризма. В 2010 г. приток туристов увеличился на 5% и достиг 6,3 миллионов человек, доход по этой статье составил 127,4 млрд. крон [3]. Чешское Министерство регионального развития проинформировало, что в 2011 г. Чехию посетило чуть меньше 13 млн. туристов, а в 2012 г. поставлен рекорд, в Чехии побывало более 22 млн. туристов. Следует напомнить, что население самой Чехии не превышает 10,5 млн. человек.

Вступив в Евросоюз, Чехия получила известные преимущества. Последовавшее за вступлением в ЕС присоединение к Шенгенскому соглашению благоприятно повлияло на туристический бизнес, являющийся важной статьей доходов. Вступив в Шенген, Чехия получила возможность больше не тратиться на содержание пограничной службы, т.к. она имеет границы только со странами данного соглашения.

Негативными последствиями членства в ЕС для Чехии стали введение квот для сельхозпроизводителей, вынужденная конкуренция с экономиками ведущих стран объединенной Европы, ликвидация ввозных (т.е. фактически защитных) квот и пошлин, появление очередной бюрократической надстройки в лице управляющих структур ЕС (которой нужно не только подчиняться, но и содержать ее), необходимость согласовывать многие внутренние вопросы с Брюсселем.

Весьма интересно то, что Евросоюз в последнее время демонстрирует одновременно признаки союза государств и признаки единого государства. В его структуре и работе можно найти достаточно много сходства с СССР.

В СССР – основным документом была конституция, которая провозглашала государственный суверенитет входящих в него республик и закрепляла за ними право на сецессию. Каждая республика формально была самостоятельной. Так среди 50 стран, основавших ООН значится не только Советский Союз, но и Белорусская и Украинская ССР. Аналогичный подход наблюдается в ЕС. А самое главное, что в обоих союзах независимость входящих в них республик и государств достаточно формальна. Фактически – это самоуправления, находящиеся в едином государстве.

При задекларированном праве народа на власть управление в СССР осуществлялось политбюро, а Верховный совет, избираемый народом, все решения одобрял. В ЕС действует похожая схема: еврокомиссия выносит решение, а Европарламент, избираемый народом, автоматически поддерживает его. Скорее всего, вот такой подход и не устраивает «евроскептика» Вацлава Клауса и его сторонников. Раздражает их и принцип политики развития, согласно которому достаточно успешные страны посредством структурных фондов дотируют отстающих. Эта задумка, направленная на выравнивание экономик, в результате увеличивает разрыв между странами-донорами и странами-акцепторами, усугубляя зависимость последних. Бюджетная политика подрывает государственную независимость, оставляя возможность обладания собственными бюджетами только для богатых стран. Но и тут есть подводные камни в виде договора о фискальной дисциплине, не позволяющего самостоятельно утверждать бюджетный дефицит. Надо помнить и то, что взносы в бюджет ЕС платят все государства, даже получающие помощь. Вступление государств в ЕС привело к засилью на их территориях импортной продукции, защититься от которого стало невозможно.

Вопросы внешней экономики и политики жестко контролируются Брюсселем. Если ЕС объявляет санкции против России или Беларуси, то все страны, входящие в него должны выполнять это решение, даже в том случае, если это значительно подрывает их экономику.

Комментируя санкции со стороны США и ЕС в отношении России, президент ЧР Милош Земан назвал их бессмысленными и неэффективными. Он отметил, что за ними следуют контрсанкции, что отрицательно влияет на мировую экономику и такая санкционная спираль никому не приносит пользы, а лишь усиливает взаимное недоверие [5].

Чехия заинтересована в том, чтобы не потерять российских туристов. Кроме этого, ЧР зависит от энергетических возможностей России.

Оценивая экономическое состояние Чехии и ее нынешнее место в ЕС, можно сделать вывод, что страна в ближайшее время не покинет Евросоюз. По крайней мере, Чехия не станет первой страной, решившейся на сецессию. Негативные последствия для Чехии в случае выхода из ЕС окажутся весьма значительными. Однако состояние всего Евросоюза и его жизнеспособность тревожит многих специалистов. В случае его распада Чехия не сможет стать самостоятельным центром. Ее экономика вынуждена будет примкнуть к какому-нибудь крупному государству или объединению. Ей снова придется выбирать либо Восток (с его ресурсами), либо Запад (с обещаниями самостоятельности и надеждой на экономические вливания), либо перспективу стать сателлитом США со всеми вытекающими последствиями.

Литература

  1. Klaus, Vakolektiv. Česká republika na rozcestí – Čas rozhodnutí. CZ: «FRAGMENT», 2013. — 232 stran.

  2. Международные макроэкономические исследования [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.be5.biz/makroekonomika/index.html.- Дата доступа: 17.11.2014.

  3. Český statistický úřad (ČSÚ) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.czso.cz/csu. Дата доступа: 20.11.2014.

  4. STEM - Středisko empirických výzkumů [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.stem.cz/. Дата доступа: 21.11.2014.

  5. http://www.gazeta.ru/politics/2014/08/15_a_6177497.shtml. Дата доступа: 26.12.2014.

  6. Европейское единство: испытание востоком / Тарасов И .// Международные процессы.

– 2013г. – № 1(32). – С.6.

Просмотров работы: 1264