ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КОМИ-ПЕРМЯКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КОМИ-ПЕРМЯКОВ

Зубов А.П. 1, Батуева А.А. 1, Антропова Н.К. 1
1ФГБОУ ВПО "Уральский государственный лесотехнический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коми-пермяки, как считают ученые, самые древние жители Прикамья. Они поселились здесь несколько тысячелетий назад. То, что было освоено человеком в первобытную эпоху и позже на этой территории – результат деятельности предков коми-пермяков.

Коми – первоначальное самоназвание народа и происходит из его родного языка. В это слово вложено понятие «человек», «человек своего племени, народа». Коми-пермяки были земледельцами, охотниками и рыбаками. По переписи 2002 года численность коми-пермяков в Пермском крае составила 103,5 тыс. человек, в Коми-Пермяцком национальном округе – 80,3 тысячи человек. Коми-пермяцким языком сегодня в России владеют 63 тысячи человек.

Формирование коми-пермяцкого народа шло одновременно с адаптацией к природным условиям Северного Прикамья. Родина коми-пермяков – таежный край, состоящий из небольших рек и родников, лесных парм – возвышенностей, низин, болот. Окружающая среда воспитала коми-пермяка сметливым и трудолюбивым, немного суровым и тихим; жизнь его была трудная, но мирная, бесконфликтная.

Коми-пермяки длительный период времени находились в равновесии с природой. Это закрепилось в бытовом укладе жизни, устной традиции, обычаях и обрядах. Основу экологической культуры коми-пермяков составлял отказ от потребительcкого отношения к природе и максимальное познание и приспособление к окружающей среде. Природный мир осознавался ими не только, как источник хозяйства, продуктов питания, но и как эстетическая ценность. Взаимосвязь человека и природы освящалась древними представлениями о микрокосме и макрокосме [1].

Весь фольклор коми-пермяков связан с лесом, полями, лугами, болотами и их обитателями. Обожествляя природу, коми-пермяки создали своих богов и духов: Ойпель – небесный олицетворенный бог, могущественная сила, способная уберечь людей от болезней и отвести вражескую напасть; Ворней – лесной царь, леший, которому были подвластны звери и птицы; Ена; нечистая сила Куля; Золотая баба («Зарни Ань») и др. Вершиной народной мудрости коми-пермяцкого фольклора являются эпические сказания о Кудым-Оше, о Зарани и Пере-богатыре (обожествление Солнца) и др.

Важнейшей частью природной среды, нуждающейся в постоянном внимании и заботе коми-пермяки выделяли воду. Запрещалось без лишней надобности пользоваться водой, загрязнять ее нечистотами. В быличках и легендах жители за небрежное отношение к воде наказывались водяными, русалками и шулейкинами. Долгое время сохранялся обычай почитания воды [1]. Прочным и трепетным был культ почитания родников. Нужно было не только оберегать территорию вокруг родников, но и достойно вести себя возле них.

Жизнь коми-пермяков была постоянно связана с лесом. Они стремились гармонично вписаться в растительный и животный мир природы: получать средства существования и осознанно способствовать возобновлению их. Любое бедствие в лесу воспринималось как собственная гибель. Особо трепетное отношение было к лесу, находящему вблизи рек, озер, родников, а также к священным рощам. Священные рощи сохраняли в неприкосновенности, здесь не рубили деревья, не собирали цветы, не мусорили и не ссорились (к сожалению, в наше время почти все священные рощи оказались уничтоженными или забытыми). Существовали родительские деревья: их берегли от гибели, огораживали и посещали в дни памяти предков. [1]. В фольклоре большое место занимал образ хозяина леса – лешего (лесного человека, лесовика). Леший мог принести добро или несчастье людям.

Растительный и животный мир породил массу народных примет, без которых коми-пермяки не представляли будущее своей жизни. В коми-пермяцких сказках распространены сюжеты, в которых животные являются помощниками людей и спасают их от несчастий. Широко распространен был культ лебедя, утки, щуки. Выше всех почитался медведь («Ош»).

Недавно были обнаружены памятники «звериного стиля». Этнографы считают, что они могли достаться коми-пермякам «по наследству». Однако этими предметами они пользовались на протяжении многих веков как культовыми принадлежностями, геральдическими знаками, украшениями и просто игрушками. [2]

Коми-пермяки не считали себя хозяева земли. Они понимали, что все живое, видимое и невидимое, возникло раньше, а род человеческих пошел от кого-то из них: «Человек – он червяк: от него родился, вышел из земли, а умрет – обратно в землю уходит» [2, с. 179]; «Первый человек на Земле был чудином, который произошел от зверя» [2, с. 184]; «Первый человек родился под грибом красноголовым, Маленький был, с палец, поди» [2, с. 185]; «Коми человек родился у лесного овражка, как травинка, из земли появился… Еще сказывали, что у первого человека родители были: отец – дерево, мать – лесная травка» [2, с. 185].

В народных приметах, поговорках, обычаях и пословицах коми-пермяков отразились экологические законы:

  • свист, щум и крики негативно влияют на развитие растений;

  • в природе все живое вещество вовлечено в биогеохимический круговорот;

  • высокие урожаи сельскохозяйственных культур были обеспечены за счет внесения в почву органических удобрений («Оставишь навоз в хлеву – в амбаре будет пусто», «Полюшко навоз любит») и др.

В ХХ1 веке проблемы взаимодействия человека и природы значительно обострились, что создает угрозу экологической безопасности. В Коми-Пермяцком автономном округе делается все возможное, чтобы исправить это положение. Например, в 2001 году было издано Постановление Администрации округа «Экологическое образование и воспитание населения округа на 2002-2005 гг.», в котором, в частности, говорилось о том, что главной целью является «формирование экологической культуры, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности региона и каждого человека» [3, с.4]. Одной из первоочередных задач экологического образования и воспитания учащихся признается не только приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности, но и, что особенно важно, формирование гуманного отношения к природе, обществу, к самому себе.

Библиографический список

1. Чагин Г.П. Экологические традиции коми-пермяков в Х1х – начале ХХ вв. /Коми-пермяки и финно-угорский мир / Г.П.Чагин. – Кудымкар, 1997.

2. Климов В. Корни бытия. Этнографические заметки о коми-пермяках / В.Климов. – Кудымкар. Коми-пермяцкое книжное издательство, 2007.

3. Экологическое воспитание и образование // Состояние окружающей среды и природных ресурсов КПАО – Кудымкар, 2005.

Просмотров работы: 1381