Особенность рынка г. Екатеринбурга состоит в том, что большая часть потребителей не готовы к появлению такого вида бизнеса, как «Клининг», потому что вопросам поддержания чистоты в помещениях не уделялось должного внимания, и все это называлось одним словом «Уборка». Нет четко сформированной статьи расходов на уборку. Большинство предпринимателей относят к этой статье лишь заработную плату уборщика. А те денежные средства, которые уходят на контроль за деятельностью уборщика и на покупку средств, не учитываются. Помимо этого потребители забывают о том, что при правильном уходе за поверхностями можно продлить срок их существования. Также не учитывается то, что услуги клининговой компании можно списать как расходы организации, тем самым уменьшить налогооблагаемую базу, а содержание уборщика в штате ее только увеличивает. Сейчас, когда появляются клининговые компании со своими услугами на рынке, не каждый может увидеть эти преимущества, а сравнивает их услуги лишь с заработной платой уборщика в компании.
Наиболее подготовлены к появлению такой сферы бизнеса крупные торговые и офисные центры по той причине, что они не могут самостоятельно с меньшими затратами организовать процесс уборки помещения площадью свыше 5000 кв.м. Данные организации готовы работать с клининговыми компаниями, но таких немного, и большинство пытаются самостоятельно найти выход из данной ситуации. При этом они несут дополнительные издержки, сами не осознавая этого.
Менее подготовлены к появлению клининговых услуг небольшие организации и домохозяйства. Большинство из них не желают отказываться от привычных им уборщиков до тех пор, пока не столкнуться с проблемами по организации уборки и не осознают все плюсы выведения на аутсорсин такого направления, как клининг.
Авторами статьи был проведен анализ эффективности деятельности клининговой компании «Miller». Результаты приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели эффективности деятельности анализируемой клининговой компании «Miller»
Показатели |
Анализ эффективности деятельности компании |
Общеэкономические: доходность |
Доходность клинингового бизнеса невысока. По оценкам в анализируемой клининговой компании она колеблется в пределах 12–14% годовых, а срок окупаемости инвестиций составил полтора-два года. |
Себестоимость |
Себестоимость клининговых работ, как и себестоимость любой услуги, состоит из нескольких основных составляющих. К ним относятся производственные расходы (заработная плата, стоимость и амортизация оборудования и инвентаря, расходы на химические средства и расходные материалы и пр.) и непроизводственные расходы (содержание офиса, транспорта, расходы на рекламу, командировки, обучение персонала и др.) и налоги. Сумма всех составляющих будет отражать себестоимость клининговой услуги. Средняя стоимость уборки 1м.кв. в анализируемой клининговой компании составляет 85 руб. без учета мойки окон и химчистки (полов, мебели), а также степени загрязненности. |
Сбыт: |
Объем оказываемых услуг составляет: ежемесячно обслуживается около 5-6 тыс. кв. м. (т.е. в среднем это можно оценить в 425000-510000 руб.). |
Пропускная способность по основной услуге |
Среднее время оказания основной услуги (уборка торговых площадей размером от 800 кв. м) составляет 8 рабочих часов (если на территории трудится 1 человек). |
Качество обслуживания |
Количество жалоб и рекламаций за отчетный период / Общее число проданных услуг за отчетный период * 100% = 346/1058*100% = 33% |
Управление: число уровней управления |
В анализируемой клининговой компании 1 звено управления между рабочими по уборке и директором – этим звеном является менеджер. |
Управляемость |
Количество подчиненных у одного руководителя в среднем составляет 4 человека. |
Кадры: численность |
Среднегодовая численность работающих составила 7 человек: (6(январь)+6(февраль)+7(март)+8(апрель)+8(май)+6(июнь)+ 7(июль)+7(август)+9(сентябрь)+8(октябрь)+7(ноябрь)+7(декабрь)) / 12 = 7,1. |
Социальная эффективность: текучесть кадров |
Отношение числа уволившихся и уволенных за год к среднегодовой численности персонала (в процентах) = 7/30*100% =23%. |
Удовлетворенность условиями труда |
По результатам социологических исследований процент работников, удовлетворенных условиями труда, составляет 79%. |
Средняя заработная плата |
Зарплата менеджера — 20-23 тыс. руб.; Зарплата уборщика составляет 12-14 тыс. руб. |
Мы предлагаем следующие рекомендации по повышению результативности работы клининговой компании «Miller»:
1. Проводить лекции, беседы для просвещения кадров, работающих в компании, для углубления знаний работников руководящего коллектива.
2. Проводить регулярно тренинги делового общения.
3. Расширить комплекс диагностических и корректирующих материалов.
4. Помогать руководителю в выборе своего делового поведения при деловых переговорах, беседах.
Рекомендации для менеджеров, работающих в данной компании:
1. Выбрать определенный стиль в управлении своими кадрами.
2. Овладеть различными тактиками при работе с клиентами, партнерами.
3. Постоянно самообразовываться в проблемах делового общения.
4. Четко и правильно формулировать тексты сообщений или запросов; в случае неясности подтверждать сообщения, контролировать правильность его восприятия отправителей.
5. Вначале каждого рабочего дня давать задание подчиненным, желательно в личной беседе формулировать указания; исправлять допущенные ошибки; рекомендовать использование тех или иных методов для разрешения проблем.
6. Проводить регулярные беседы с подчиненными, выяснять их жизненные позиции, разрешать конфликты при первых признаках появления и разрастания; способствовать развитию уровню неформального общения между сотрудниками и администрацией.