МУЛЬТИМЕДИА СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МУЛЬТИМЕДИА СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Казанцева Ю.С. 1, Старикова Л.Д. 1
1ФГАОУ ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из основных задач современного музыкального образования в дошкольной организации является развитие музыкальности у ребенка. Восприятие музыки – сложный процесс, который требует от ребёнка внимания, мышления и определённых знаний, поэтому актуальность использования мультимедиа сопровождения на музыкальном занятии имеет особое значение.

Современные компьютерные программы позволяют педагогам создавать наглядные и красочные презентации. Сложности в самостоятельном создании педагогом мультимедиа сопровождения связаны как с освоением интерфейса и инструментария информационно-коммуникационных технологий, так и с осмыслением целей и особенностей ее применения в образовательном процессе. Владение основными навыками технологии мультимедиа позволяет педагогу самостоятельно создать свой вариант мультимедийного занятия, создав или позаимствовав нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей.

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют большие возможности для развития процесса обучения и образования.

«Презентация» в переводе с английского языка обозначает «представление». Мультимедиа презентации – это удобный и эффективный способ предоставления информации с помощью различных компьютерных программ. Презентация сочетает в себе динамику, звук, текст, видео и изображение. Это факторы, способные остаточно большое количество времени удерживать внимание ребенка [1; 2].

Еще Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» говорил о необходимости предоставить для «восприятия чувствами» все, что только можно, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запах – обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу «схватываются несколькими чувствами». Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что детская природа требует наглядности.

В настоящее время используют не столько различные схемы, таблицы и картинки, сколько более близкую детской природе игру. Мультимедиа презентации являются средством познания ребенка на занятиях разного вида. Благодаря мультимедиа презентациям у детей улучшаются и повышаются коммуникативные способности, они получают новые навыки, накапливают теоретические и практические знания и развивают свою информационную грамотность.

Однако мультимедиа презентация ни в коем случае не заменяет связь между детьми, между детьми и педагогом. Она только поддерживает их совместный потенциал к стремлению получить новые знания. Такие презентации можно использовать в различных педагогических ситуациях, где дети участвуют в диалоге со сверстниками и педагогом относительно рассматриваемого программного материала.

При работе с мультимедиа сопровождением на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо помнить, что работа с визуальной информацией, которая подается с экрана или проектора, имеет свои особенности. При длительной работе она вызывает утомление, снижение остроты зрения.

К негативным особенностям применения мультимедиа технологий в образовании можно отнести и рассеивание внимания ребенка. «Запутанные» и сложные способы представления информации отвлекают воспитанника от преподносимого материала, рассеивая его внимание. Отвлекать может и большой объем информации, данный ребенку.

Широкое применение мультимедиа сопровождения в образовании ограничивается рядом обстоятельств. Во-первых, у многих образовательных организаций нет возможности располагать требуемым аппаратным и программным обеспечением из-за недостаточности финансовых ресурсов. Это ограничивает возможности использования мультимедийной продукции. Во-вторых, программы и аппаратное обеспечение нуждаются в надлежащей установке и настройке, для чего нужен специалист с определенными умениями и навыками.

На этапе создания мультимедиа сопровождения нужно обратить внимание на такие моменты как возрастные особенности детей; их психологические особенности; цель и результат данного занятия; структуру познавательного пространства; место, где происходит занятие; выбор наиболее эффективных элементов информационно-коммуникационных технологий для решения конкретных задач данного занятия; цветовую гамму оформления учебного материала [3, с. 97].

Анализ литературы по проблеме исследования выявил противоречия между:

  • необходимостью применения мультимедиа технологий и отсутствием соответствующей подготовки преподавателей;

  • желанием педагогов использовать мультимедиа технологии на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях и недостаточностью имеющихся методик с их использованием.

Целью нашего исследованияявлялось теоретическое обоснование и разработка мультимедиа сопровождения как дидактического средства на музыкальном занятии со старшими дошкольниками.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении (МБДОУ) – детском саду комбинированного вида № 27 (Екатеринбург). Данная образовательная организация располагает необходимой аппаратурой для показа презентации: ноутбук, проектор, колонки и интерактивная доска.

Для успешного внедрения рассматриваемых технологий педагогу необходимо иметь навыки пользователя персонального компьютера, владеть умениями планировать структуру действий для достижения своей цели, описывать объекты и предметы путем построения информационных структур; осуществлять и организовывать поиск электронного информационного материала, четко и верно формулировать проблему, цель, задачу, предмет, тему занятия и др.

Для достижения цели исследования была выполнена сравнительная характеристика средств для создания мультимедиа сопровождения, таких как Microsoft Office Power Point; Adobe Flash; Multimedia Builder; Pro Show Producer; Auto Play Media Studio. Были рассмотрены их достоинства и недостатки; обоснован выбор программы Auto Play Media Studio.

Одной из преимуществ данной программы является достаточно большой набор различных функций и эффектов, которых нет в аналогичных программах. Программа Auto Play Media Studio позволяет при помощи несложных визуальных инструментов создавать различные программные продукты, в том числе и презентации. Главное достоинство Auto Play Media Studio – простота в использовании. Внешний вид будущего файла, его графическая оболочка и структура – все наглядно представлено в окне Auto Play Media Studio. Панели и окна можно свободно перемещать, подбирать их размеры и даже изменять конфигурацию на свое усмотрение.

Достоинства данной программы в том, что к каждому выбранному объекту в презентации можно прикрепить различные свойства, которые делятся на четыре вкладки: параметры, атрибуты, быстрое действие и скрипты. Например, вкладка «Параметры» позволяет выбрать шрифт, цвет, размер текста; вкладка «Атрибуты» позволяет задать имя объекта, которое будет отображаться в проводнике проекта, сделать объект активным или не активным, видимым или не видимым, задать ширину и высоту, расположение на странице и всплывающую подсказку, которая будет выводиться в случае, если пользователь подведёт курсор к объекту, возможно выбрать один из четырнадцати видов курсоров; вкладка «Скрипт» открывает редактор скриптов, в котором можно выбрать большое количество различных функций, которые невозможно сделать визуальными инструментами в программе.

С использованием программы Auto Play Media Studio была создана мультимедиа презентация «Музыкальные инструменты» для детей дошкольного возраста.

Апробация проходила в двух группах старших дошкольников. Первая группа состояла из 16 человек: 8 девочек и 8 мальчиков. Вторая группа состояла из 11 человек: 6 девочек и 5 мальчиков. Возраст детей 5-6 лет.

Заранее была создана презентация на тему «Музыкальные инструменты» в программе Auto Play Media Studio. В данной презентации рассматриваются виды групп музыкальных инструментов: струнные инструменты; духовые инструменты; ударные инструменты; клавишные инструменты; электронные инструменты.

Для мультимедиа сопровождения была выбрана тема «Музыкальные инструменты». Была изучена соответствующая литература, подготовлены изображения, аудио и видео материал по данной теме. В презентации рассматриваются различные виды музыкальных инструментов. Для удобства и наглядности к каждому музыкальному инструменту прикреплен аудио файл с звучанием того или иного инструмента.

Для проверки усвоения информации к презентации прикреплена специальная вкладка, в которой находятся видеофрагменты из таких мультфильмов, как «Маша и медведь», «Крокодил Гена», «Заяц, скрип и скрипка», «Фиксики».

В видеозаписях представлены герои мультфильмов, играющие на разнообразных музыкальных инструментах.

Дети с интересом смотрели презентацию, внимательно слушали рассказ. Многие показали свое знание тех или иных инструментов. Все дети активно отвечали на вопросы, некоторые подпевали мультипликационным героям.

В завершении занятия детям было предложено отгадать, на каких инструментах играют мультипликационные герои.

В конце занятия был проведен устный опрос детей. Им были заданы следующие вопросы:

  1. Понравилось ли вам занятие?

  2. Вам было интересно изучать музыкальные инструменты с помощью мультимедиа сопровождения?

  3. Хотели бы вы, чтобы на музыкальных занятиях чаще использовалось мультимедиа сопровождение?

Дети дали положительные ответы на предложенные вопросы.

Также было проведено анкетирование воспитателей и родителей, пришедших на занятие. Им были заданы следующие вопросы:

1) Понравилось ли вам музыкальное занятие с применением мультимедиа сопровождения?

2) Часто ли проводятся музыкальные занятия с использованием мультимедиа сопровождения в данной дошкольной организации?

3) Подходит ли данное мультимедиа сопровождение для детей старшего дошкольного возраста?

4) Удалось ли, на Ваш взгляд, доступно и наглядно рассказать детям о музыкальных инструментах?

5) Стоит ли в дальнейшем использовать подобное мультимедиа сопровождение на музыкальных занятиях?

Было отмечено, что музыкальные занятия с использованием мультимедиа сопровождения в данной дошкольной организации проводятся, но не часто.

Также в анкете были представлены следующие вопросы, требующие развернутого ответа.

  1. Что Вам понравилось в данном мультимедиа сопровождении больше всего? Большинство отметили яркость и красочность, фрагменты мультфильмов и музыкальное сопровождение презентации.

  2. Что, на Ваш взгляд, в данном мультимедиа сопровождении больше всего понравилось детям? Доминирующие ответы: фрагменты мультфильмов и музыкальное сопровождение презентации.

  3. Как часто можно проводить музыкальные занятия с применением подобного мультимедиа сопровождения? Большинство выбрали вариант ответа – «не менее одного раза в месяц».

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что применение мультимедиа сопровождения на музыкальных занятиях нравится как детям, так и взрослым. Большинство родителей и педагогов отмечают необходимость использования мультимедиа сопровождения на занятиях. На занятиях с использованием мультимедиа сопровождения дети лучше усваивают материал. Благодаря ярким картинкам, красивым звукам и мелодиям, любимым мультфильмам дети не отвлекаются, а с интересом слушают педагога. Применение мультимедиа сопровождения на занятиях значительно повышает интерес детей к занятиям, увеличивает уровень познавательных возможностей, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Многообразие форм подачи одного и того же программного материала имеет большое значение, так как для детей дошкольного возраста он должен повторяться многократно.

Воспроизведение информации одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи и видео – эта способность мультимедиа позволяет создавать для детей новые средства деятельности, отличающиеся от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию.

Библиографический список

  1. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учеб. пособие / А.В. Крапивенко. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 271 с.

  2. Фебенчук Ю. Мультимедиа и парадоксы восприятия / Ю. Фебенчук // Музыка и электроника. – 2013. – № 2. – С. 9–10.

  3. РошУ. Библия Мультимедиа / У. Рош. – Киев: Диасофт, 1998. – 234 с.

Просмотров работы: 1680