ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (SLCA) ПРИ ОЦЕНКЕ ИТ-ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (SLCA) ПРИ ОЦЕНКЕ ИТ-ПРОЕКТОВ

Узлов Ю.Б. 1, Сторожева Е.В. 1
1МГТУ им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любой масштабный ИТ-проект несет в себе как выгоды, так и риски. Поэтому ключевым моментом в оценке эффективности является четкое определение и описание целей и задач проекта, т. е. тех направлений, эффективность поддержки которых впоследствии будет оцениваться.

При оценивании определяется насколько будет выгоден данный проект, поэтому можно выделить четыре главных фактора, способствующих достижению этой цели:

  • повышение функциональных характеристик и качества выпускаемой продукции;

  • улучшение обслуживания клиентов;

  • снижение операционных расходов;

  • улучшение использования активов.

Для того чтобы выделить основные категории резервов улучшения работы предприятия, которые могут быть реально использованы при помощи информационных систем, необходимо выделить наиболее типичные факторы неэффективности (т. е. проблемы, свойственные предприятию). Ими на большинстве предприятий могут быть следующие факторы:

  • избыточный объем незавершенного производства;

  • избыточные складские запасы;

  • низкая степень использования производственных ресурсов;

  • завышенные материальные затраты;

  • низкое качество;

  • низкий уровень обслуживания клиентов;

  • неточности в определении себестоимости и ценообразовании;

  • недостаточный уровень организации хранения и логистики;

  • проблемы учета и управления финансами.

Одним из методов оценки является анализ жизненного цикла ИТ-проекта. Данный метод представляет собой измерение «идеальности» системы – соотношения ее полезных факторов к сумме вредных факторов и факторов расплаты за выполнение полезных функций. В результате проводится сравнение качества системы до внедрения ИС и после, что позволяет оценить степень эффективности применения ИТ-проекта.

Цель курсовой работы – проанализировать метод анализа жизненного цикла ИТ-проектов.

Для достижения данной цели мы рассмотрим основные методы оценки ИТ-проектов, а так же применим методSLCA на индивидуальном задании.

Большинство бизнес-аналитиков создает и использует в оценочной работе оригинальные методики, сочетая собственные находки с элементами методик, широко используемых в данной сфере. Ниже перечисленные методы являются одними из некоторых, получивших мировое признание.

Appliedinformationeconomics, AIE

Суть этой методикисостоит в оценке преимуществ, получаемых предприятием от реализации ИТ-проекта, не в финансовом, а в натуральном выражении. В процессе оценки происходит присвоение единиц измерения традиционным нематериальным активам, таким, как уровень удовлетворенности пользователей и стратегическая ориентация, а затем следует определение ценности информации различными инструментальными средствами, позаимствованными из науки, теории управления портфелем активов и теории статистики. Такой подход позволяет подвергнуть анализу различные стратегии с неопределенными результатами, как это часто бывает при инвестициях в ИТ.

Потребительский индекс (customerindex)

Методика потребительского индекса первоначально ориентирована на ипотеки, банковские операции и другие финансовые направления, т. е. на направления, связанные с обслуживанием большого числа клиентов. Метод предполагает оценку влияния инвестиций в технологии на численность и состав потребителей. В процессе оценки предприятие или организация определяет экономические показатели своих потребителей за счет отслеживания доходов, затрат и прибылей по каждому заказчику в отдельности. Существенный минус метода — трудность и неформализуемость процесса установления прямой связи между инвестициями в ИТ и сохранением или увеличением числа потребителей. Эта методика применяется в основном для оценки эффективности ИТ-проектов компаний, у которых число заказчиков непосредственно влияет на все аспекты бизнеса.

Economicvalueadded, EVA

Данный метод предлагает взгляд на ИТ-подразделение как на «государство в государстве». Специалисты ИТ-подразделения должны продавать свои услуги внутри компании по расценкам, примерно эквивалентным расценкам на внешнем рынке, что позволит компании отслеживать как доходы, так и расходы на ИТ. Таким образом, ИТ-структура из традиционного центра затрат превращается в центр прибыли, и появляется возможность четко определять, каким образом расходуются активы, связанные с ИТ, и увеличиваются доходы акционеров.

Economicvaluesourced (EVS)

В основе EVS лежит метод управления рисками. ИТ могут принести компании пользу только четырьмя основными способами: увеличить доходы, повысить производительность, сократить время выпуска продуктов, снизить риск. Методика предполагает точный расчет всех возможных рисков и выгод для бизнеса, связанных с внедрением и функционированием корпоративной информационной системы. При этом расширяется использование таких инструментальных средств для оценки ИТ, как EVA, внутренняя норма прибыли (IRR) и возврат от инвестиций (ROI), за счет определения и вовлечения в оценочный процесс параметров времени и риска.

Управление портфелем активов (portfoliomanagement)

Управление портфелем активов предполагает, что компании управляют ИТ так же, как управляли бы акционерным инвестиционным фондом с учетом объема, размера, срока, прибыльности и риска каждой инвестиции. Руководитель информационной службы рассматривается в качестве менеджера фонда. В организации необходимо господство представления о том, что технология — это инвестиции, которые должны постоянно работать, как на финансовых рынках.

Realoptionvaluation, ROV

Основу методики ROV составляет ключевая концепция гибких возможностей компании в будущем. Методика рассматривает ИТ в качестве набора возможностей с большой степенью их детализации. Правильное решение принимается после тщательного анализа широкого спектра показателей и рассмотрения множества результатов или вариантов будущих сценариев, которые в терминах методики именуются «динамическим планом выпуска» управляющих решений или будущих событий. Цель методики состоит в том, чтобы добиться максимального уровня гибкости, который, в свою очередь, поможет организациям лучше и намного быстрее адаптировать или изменять свой курс в области ИТ.

В основе метода лежат три взаимосвязанных положения.

  1. Трехэтапное развитие по S-кривой

Основываясь на законах развития технических систем, мы утверждаем, что все искусственные (т.е. созданные человеком для определённой цели) системы различного генезиса: технические, информационные, бизнес-системы, развиваются по S-образным кривым в координатах «идеальность – время», проходя три основных этапа развития.

Рисунок - S-образная кривая развития систем

  • 1 этап - рождение и «детство» системы;

  • 2 этап - интенсивное развитие системы, достижение «зрелости»;

  • 3 этап - период снижения роста, стабилизации и снижения характеристик, «старости».

Понятие «S-кривая развития» описывает изменение идеальности системы во времени по этапам жизненного цикла.

  1. Идеальность системы

Понятие «Идеальность», предложенное Г.С. Альтшуллером, обобщенно отражает уровень развития технической системы, степень ее технического совершенства. Мы расширяем это понятие на системы различного генезиса и говорим не только о технических, но и об организационных (бизнес-системах), и о информационных системах.

Идеальность понимается как отношение суммы полезных функций, выполняемых системой, к суммам вредных факторов в системе и факторов расплаты за выполнение полезных функций.

Формула - Идеальность системы

Системы различного происхождения в своем развитии одинаково стремятся к увеличению степени идеальности - возрастает сумма полезных функций системы при снижении или невозрастании вредных и затратных факторов.

Для бизнес-систем это выражается в стремлении к повышению своей идеальности в терминах роста эффективности, производительности, повышения прибыльности, снижения издержек и т.п. Все рыночно-ориентированные компании стремятся к росту и расширению своего бизнеса, при этом происходит увеличение количества и веса полезных функций – рост выпуска продукции, введение новых услуг, создание новых продуктов, освоение иных видов деятельности, расширение бизнеса на другие территории и тому подобное.

Это требует усложнения управления, введения иерархии, разветвленных процессов производства, поставок, сбыта, контроля, анализа - в том числе посредством внедрения информационных технологий. Такой процесс в ТРИЗ называется "развертыванием" и сопровождается увеличением и числителя, и знаменателя в формуле идеальности.

Поскольку одновременно с ростом числителя растет и знаменатель (в бизнес-системе растут издержки, появляются новые риски и негативные явления, она усложняется и удорожается) - идеальность растет медленно или даже временно уменьшается, например, после проведения реорганизации или внедрения инновации (такой, как информационная система).

Для существенного повышения идеальности, кроме роста полезных функций в числителе, должно происходить уменьшение (или хотя бы не увеличение) знаменателя: в бизнес-системе должны снижаться издержки времени и денег, сокращаться ненужные процессы и подразделения, уменьшаться вредные факторы - проблемы, брак и аварии, искажения информации и т.п. Тогда бизнес-система становится компактней и динамичней, потребляет меньше ресурсов, быстрее отзывается на изменения рынка. В ТРИЗ это называется «свёртыванием».

Процессы развёртывания-свёртывания идут постоянно и часто параллельно, поэтому идеальность бизнес-систем всё время изменяется. Из двух бизнес-систем более совершенной (имеющей более высокий уровень идеальности) будет та, которая:

  • имеет большее количество и вес полезных функций (например, выраженных иерархией полезных бизнес-процессов, обеспечивающих доходы бюджета) - то есть числителя формулы;

  • имеет меньшее количество и вес вредных факторов (например, проблем, потерь, сбоев, аварий, рисков при выполнении бизнес-процессов), и меньшее количество и вес затратных факторов (затрат времени, людских, финансовых и материальных ресурсов) - то есть знаменателя формулы.

Вышесказанное справедливо также и для отдельно взятой бизнес-системы, переместившейся по S-кривой из одной точки в другую.

Для бизнес-систем можно интерпретировать идеальность как уровень организационно-технологического развития. Значение этого уровня, достигнутое на конкретный момент времени, можно вычислить по формуле 1 (при достижении соглашения о единицах измерения). Можно измерять идеальность в условных единицах, основанных на экспертном ранжировании (назначении весов) функций и факторов в формуле идеальности. Примем за название такой единицы альт, аlt. Примем в виде рабочей посылки, что идеальностью в 1 альт обладает минимально работоспособная, простейшая ИС.

  1. Инновации влияют на идеальность систем

Рисунок - Изменение идеальности от внедрения инноваций

При этом очевидно, что идеальность может повышаться (при правильно спроектированной и внедрённой инновации), а может и понижаться - в противоположном случае. Очевидно также, что оценка инноваций необходима не только постфактум, после внедрения, но также заблаговременно, перед принятием решения о внедрении. Для оценки и измерения ожидаемого эффекта метод SLCA предлагает сравнивать две точки на S-кривой (Рисунок 2), между началом и окончанием внедрения инновации (информационной системы).

Измерив уровень идеальности бизнес-системы до внедрения инновации, а затем спрогнозировав его значение на момент завершения внедрения (экстраполяцией, экспертным способом с учётом всех факторов в формуле идеальности), получим прогнозные значения прироста или снижения идеальности в бизнес-системе, характеризующие возможный положительный или отрицательный эффект от инновации.

Измерив же уровень идеальности бизнес-системы после внедрения инновации, и сравнив его реально достигнутое значение с прогнозным, получим количественную оценку качества прогноза, планирования и выполнения проекта внедрения инновации.

Реально полученный инновационный эффект получается сравнением значений двух уровней идеальности - до и после внедрения.

Иными словами, метод SLCA позволяет оценить уровень организационно-технологического развития предприятия в двух или более точках на его S-кривой и, путем сравнения уровней идеальности «до» и «после» внедрения информационной системы (или другой инновации), получить количественное выражение эффекта от этого внедрения со знаком «плюс» или «минус».

Оценка идеальности

Для оценки идеальности по формуле идеальности создают расчётную модель полезных функций и вредных / затратных факторов системы:

  • для расчёта числителя - перечисляют все функции, выполняемые системой, назначая каждой из них свои ранг (от 1 до 10), указывающие на её важность, на вклад данной функции в выбранный Главный параметр оценка (например, на её вклад в производительность ТС);

  • для расчёта знаменателя - перечисляют все вредные и затратные факторы по тому же принципу. назначая каждому ранг по степени "вредности" или "затратности" фактора для Главного параметра.

Методика оценки эффективности внедрения информационной системы

Построение современной ИС влияет на степень организационно-технологического развития предприятия. Поэтому на этапе ее внедрения возникает необходимость оценить это влияние, другими словами, внедрение ИС достаточно заметно влияет на изменение технологии ведения бизнеса, и определить степень этих изменений - значит, оценить получаемый эффект. Этот эффект может проявляться, например, в виде новых, ранее недоступных, возможностей контроля и управления, снижения времени выполнение производственных и управленческих операции, повышения производительности управленческого труда, за счет разрешения таких проблем, как потери или искажения информации, исключения некорректной отчетности, уменьшения количества ошибок, а также снижения других вредных факторов в деятельности предприятия. Методика SLCA основана на выявлении и измерении такого рода параметров, характеризующих изменение уровня развития (совершенства) предприятия до и после построения ИС. Указанные параметры вводятся в модель деятельности предприятия и оцениваются экспертами - специалистами предметной области, конкретными пользователями будущей ИС, которые хорошо представляют связи и значимость таких параметров.

Эффективность от внедрения ИС в настоящей методике понимается как количественное изменение значения уровня организационно-технологического развития предприятия вследствие внедрения ИС, измеренное в условных единицах – альтах.

Оценка эффективности от внедрения ИС в данном случае будет считаться по формуле:

Формула - Базовые факторы оценки эффективности внедрения ИС

Область применения методики

  • на этапе предпроектной подготовки, для предварительной оценки эффекта от внедрения новой системы или от модернизации существующей;

  • на этапе разработки тактико-технического задания (ТТЗ) на ИС для раздела "Ожидаемые технико-экономические результаты создания ИС";

  • на этапе проведения системно-аналитического обследования предприятия, для проектной оценки ожидаемого эффекта;

  • на этапе проектирования архитектуры ИС. Используя концепцию TOGAF. можно составлять расчётные модели идеальности по каждому из доменов - Бизнес, Данные, Приложения и Технологии. Это даст очень хорошую точность оценки, но потребует дополнительных трудозатрат.

  • при расчёте совокупной стоимости владения (TCO, TotalCostofOwnership). Вычисленное значение ТСО хорошо ложится в знаменатель формулы идеальности в качестве количественно обоснованной суммы затратных факторов и позволяет вычислить общий уровень идеальности бизнес-системы ещё точнее. Однако здесь следует учитывать трудозатраты на проведение самого расчёта ТСО.

  • на этапе приемки системы в эксплуатацию (или по окончании периода опытной эксплуатации) для подтверждения расчетного эффекта, его уточнения и получения новой "точки отсчета", (нового уровня организационно-технологического развития компании) для последующих оценок эффекта от внедрений новых ИС.

Сущность метода состоит в сравнении уровней организационно-технологического развития бизнес-системы, в нашем случае - «Детская городская поликлиника №2», до и после внедрения ИС. Уровень развития поликлиники вычисляется по формуле 1, в границах выбранной для расчета модели области деятельности, и выражается численным значением в альтах.

Разность значений, рассчитанных для двух моментов времени, дает оценку изменений уровня организационно-технического развития поликлиники, то есть величину эффективности внедрения ИС.

ИС является как средством устранения проблем, так и средством снижения затрат на операции, то есть средством улучшения управления поликлиникой.

Применительно к «Детской городской поликлинике №2», имеем следующую интерпретацию формулы идеальности системы:

  1. сумма полезных функций выражается иерархией необходимых бизнес-процессов и составляющих их операций в рамках модели учета и контроля пациентов;

  2. сумма вредных факторов включает:

    1. перечень проблем возникающих при выполнении бизнес-процессов;

    2. затраты времени на выполнение каждой операции;

    3. перечень затрат на внедрение ИС

Формула - Уровень организационно-технического развития поликлиники

Если оценить значимость каждой операции бизнес-процесса, затем влияние каждой проблемы и величину затрат времени на выполнение каждой операции в условных баллах (от0 до 10), получим уровень идеальности развития поликлиники до внедрения ИС «Учет и контроль пациентов». При расчете формулы после внедрения ИС в модель вводятся планируемые изменения, касающиеся устранения вредных факторов и увеличения полезных функций.

Сравнив значения уровня идеальности развития системы до и после внедрения АИС, получим прирост идеальности – величину, отражающую рост эффективности «Детской городской поликлиники №2».

Расчет ведется в таблице состоящей из двух частей, в левой части указываются полезные бизнес-процессы, соответствующие им подпроцессы и факторы, в правой части – вредные и затратные факторы.

Для количественной оценки элементов необходимо оценить приоритетность каждого элемента по десятибалльной шкале .

Таблица 1 До внедрения ИС

Полезные бизнес-процессы

Затратные и вредные факторы

Название процесса

Ранг

Название фактора

Ранг

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА ПРИЕМ

10

Очередь в регистратуру

10

Проверка данных пациента

10

Высокая загруженность персонала регистратуры

10

Проверка данных мед. полиса

10

Отсутствие данных в БД поликлиники

7

Проверка мед. карты пациента

9

Отсутствие мед. карты пациента

8

Назначение врача, времени приема

10

Неправильный расчет времени приема врача

8

Выбор врача

10

Затратный по времени подбор необходимого специалиста

7

Проверка данных табеля

10

Найм доп. персонала для работы в регистратуре

8

Оформление талона на прием

10

Ручное оформление талона

9

ПРИЕМ ПАЦИЕНТА

10

Отсутствие электронного документооборота

10

Посещение врача

10

Долгий поиск в картотеке необходимых документов

8

Проверка талона на прием

10

Длительное время передачи информации в областной центр

7

Оформление данных о приеме

10

Ошибка в данных поликлиники

7

Заполнение мед. карты пациента

10

   

Заполнение стат. талона

9

   

Оформление больничного листа

9

   

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ

9

   

Оформление отчета о посещениях

10

   

Сбор данных об обращениях пациентов

10

   

Оформление отчета о заболеваемости

10

   

Сбор данных по заболеваемости

10

   

Оформление отчета о нагрузке врачей

9

   

Сбор данных по нагрузке врачей в отчетном периоде

10

   

Таблица 2 После внедрения ИС

Полезные бизнес-процессы

Затратные и вредные факторы

Название процесса

Ранг

Оценка

Название фактора

Ранг

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА ПРИЕМ

10

 

Ошибки в работе электронной регистратуры

9

Проверка данных пациента

10

Найм доп. персонала для работы с ИС

8

Проверка данных мед. полиса

10

Высокая загруженность персонала регистратуры

7

Проверка мед. карты пациента

9

Отсутствие данных в БД поликлиники

8

Назначение врача, времени приема

10

Ошибка в данных поликлиники

9

Выбор врача

10

Отсутствие мед. карты пациента

9

Проверка данных табеля

10

Неправильный расчет времени приема врача

9

Оформление талона на прием

10

Ошибка в подборе необходимого специалиста

9

ПРИЕМ ПАЦИЕНТА

10

 

Необходимость в обучении

10

Посещение врача

10

Отсутствие навыков в работе с электронным документооборотом

10

Проверка талона на прием

10

Затраты на внедрение

10

Оформление данных о приеме

10

Технические проблемы с каналом связи

10

Заполнение мед. карты пациента

10

Ошибки в работе ПО АИС

10

Заполнение стат. талона

10

Необходимость в найме доп. персонала

8

Оформление больничного листа

9

   

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ

9

     

Оформление отчета о посещениях

10

   

Сбор данных об обращениях пациентов

10

   

Оформление отчета о заболеваемости

10

   

Сбор данных по заболеваемости

10

   

Оформление отчета о нагрузке врачей

10

   

Сбор данных по нагрузке врачей в отчетном периоде

10

   

СИНХРОНИЗАЦИЯ БД

10

     

Сбор и отправление информации о изменениях в БД поликлиники

10

   

Установка обновлений ПО АИС

9

   

Установка обновлений БД поликлиники

10

   

Обновление норм, таблиц и справочников

10

   

Формула - Рейтинг бизнес-процессов

Средневзвешенный рейтинг подпроцессов рассчитывается по аналогичной формуле, вместо рейтингов процессов подставляются рейтинги подпроцессов, а вместо средневзвешенного рейтинга подпроцессов – сумма рейтингов, входящих в подпроцесс полезных функций.

Аналогично определяются средневзвешенные рейтинги вредных и затратных факторов.

В результате вычислений до внедрения ИС получаем:

Средневзвешенный рейтингоформление заявки на прием-76,6 альта

Средневзвешенный рейтинг прием пациентов -83 альта

Средневзвешенный рейтингоформление отчетов -74 альта

Средневзвешенный рейтинг вредных и затратных факторов - 41альта

В результате вычислений после внедрения ИС получаем:

Средневзвешенный рейтингоформление заявки на прием –86 альта

Средневзвешенный рейтинг прием пациентов –92 альта

Средневзвешенный рейтингоформление отчетов –82 альта

Средневзвешенный рейтинг синхронизация БД –80 альта

Средневзвешенный рейтинг вредных и затратных факторов - 53 альта

Формула - Уровень организационно-технологического развития поликлиники

Согласно расчету, коэффициент организационно-технологического развития поликлиники до внедрения АИС равен 5,7 альта , а после внедрения увеличивается до 6,4 альта .

Прирост идеальности составил 0,4 альта.

При работе с любым масштабных ИТ-проектом неизбежно возникает проблема проверки эффективности внедрения данного проекта в работу. Для оценки данного параметра большинство бизнес-аналитиков разрабатывает свои способы анализа на основе нескольких методов, получивших мировое призвание.

Одним из таких методов является метод анализа жизненного цикла.

Метод SLCA обеспечивает комплексный, интегрированный подход к оценке эффективности внедрения информационных систем, поскольку он:

  • Является универсальных для различных типов организаций;

  • Является универсальным для различных технологий и платформ;

  • Адаптируется для любого конкретного случая внедрения ИС;

  • Обеспечивает сопоставимость и целостность результатов по ИТ-архитектуре в целом.

Данный метод мы рассмотрели на примере внедрения ИС «Учет и контроль пациентов» в «Детскую городскую поликлинику №2».

В результате мы получили сравнение «идеальности» системы до и после внедрения АИС. Для выполнения данной работы нам понадобился анализ работы с пациентами в поликлинике - выделение рисков и затратных факторов, а так же основных процессов и функций, на основе чего, применяя формулу «идеальности» получили количественное отображение эффективности системы.

Список литературы
  1. Чусавитина Г.Н. Основы финансовой математики (учебное пособие).Москва: Флинта: МПСИ, 2008.

  2. Чусавитина Г.Н., Лапшина В.Б. Практикум по основам финансовой математики (учебное пособие) Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2005. - 181с.

  3. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Управление проектами по разработкеи внедрению информационных систем (учебное пособие).Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 306 c.

  4. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Управление проектами с использованием Microsoft Project:Практикум. Магнитогоск: МаГУ, 2009. - 196c.

  5. Романова М.В. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности: практическое пособие / под ред. Ю.Н. Лапыгина. - Москва: Омега-Л, 2007. – 252с.

  6. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК). 4-е издание.-ProjectManagementInstitute, Inc.©2008.

  7. Журнал "Директор информационной службы" No02, 2011.Оценка эффективности инвестиций в ИТ: дерево решений. Алексей Коростелев http://www.osp.ru/cio/2011/02/13007026/

  8. Абдикеев Н.М. Информационный менеджмент.– М.: «Инфра». 2010 г.

  9. И.Н. Холкин. Оценка эффективности внедрения инноваций, в том числе информационных систем, методом анализа жизненного цикла искусственных систем, SLCA.// Журнал «CIO» №1, от 07 февраля 2003г.

  10. Морозов Е.А. «Классификация методов и показателей оценки экономической эффективности в сфере икт»

http://online.rae.ru/652

Просмотров работы: 1688