ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «СОВОКУПНАЯ СТОИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ» ДЛЯ ОЦЕНКИ ИТ-ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «СОВОКУПНАЯ СТОИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ» ДЛЯ ОЦЕНКИ ИТ-ПРОЕКТОВ

Скокова И.К. 1, Чусавитина Г.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В работе изложены теоретические вопросы, проведен анализ финансового метода совокупная стоимость владения, а так же с использованием этого метода была проведена оценка ИТ-проекта на внедрение АИС по проверки текстов на заимствование в образовательное учреждение.

Общий объем работы – 41 страница. Содержит 8 рисунков, 9 таблиц, 2 приложения, 30 источников.

Ключевые слова: совокупная стоимость владения, TCO, информационные технологии, информационные системы, затраты, проект, финансовый метод, эффективность.

Объектом исследования являются финансовые методы эффективности ИТ-проектов.

Предметом исследования является применение методики «Совокупная стоимость владения» для оценки эффективности ИТ-проекта на внедрение АИС.

Целью работы является разработка методики применения метода «Совокупная стоимость владения» для оценки ИТ-проекта.

The paper presents the theoretical issues, financial analysis method total cost of ownership, as well as using this method was evaluated on an IT project implementation of the AIS to check texts on borrowing in an educational institution.

Keywords: total cost of ownership, TCO, information technology, information systems, costs, project finance method efficiency.

Содержание

Реферат 2

Введение 4

§ 1. Анализ состояния проблемы применения методасовокупной стоимости владения 6

§ 2. Методика расчета совокупной стоимости владениядля проекта внедрения ИС 11

§ 3. Применение методики для оценки ИТ-проекта внедрения АИС для проверки текстов на заимствованияв образовательное учреждение 25

Заключение 31

Введение

На сегодняшний день в экономике важную роль играют ИТ-проекты. Их значимость подтверждается тем, что большое число ресурсов участвуют при осуществлении их. ИТ влияют на эффективную работу предприятия. В последнее время реализация проектов, которые связанные с информационными технологиями, требуют больших вложений. Можно выделить факторы, которые влияют на стоимость системы:

  • программное и аппаратное обеспечения;

  • структура отделов автоматизации предприятия;

  • производительность сотрудника.

Стоит ещё отметить, что некоторые ИТ являются только вспомогательным элементом для создания стоимости. Иногда трудно определить, какие средства следует выделить на развитие ИТ, какие конкретные реализации стоит выбрать, как их внедрение отразится на эффективность работы всей компании [11]. Для эффективности ИТ-проектов используют процедуры оценки и анализа. Использование различных методов позволит нам получить достоверные результаты о проекте. Для этого важно рассматривать методы к оценке проекта, что в дальнейшем позволит определить возможности их применения с целью выбора вариантов инвестирования.

Про методы, которые применяются для оценки и анализа ИТ-проектов, полноценно раскрыто в работе Брейли Р. Он писал, что «вы можете применять хорошую методику и делать плохие выводы, или наоборот. Кроме того, фирмы, которые применяют подходящие с теоретической точки зрения критерии, часто делают ошибки при их использовании» [4].

По уровню развития предприятия, стает вопрос о стоимости проектов в области ИТ.

Одним из методов, с точки зрения затратным, является совокупная стоимость владения.

Целью курсовой работы является разработка методики применения метода «Совокупная стоимость владения» для оценки ИТ-проекта.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи, которые определяют логику курсовой работы:

  • провести анализ состояние проблемы применения TCO для оценки ИТ-проекта;

  • изучить методику применения ТСО для проектов оценки;

  • аппробировать данный метод для ИТ-проекта на внедрения АИС для проверки текстов на заимствования в образовательное учреждение.

Объектом исследования являются финансовые методы эффективности ИТ-проектов.

Предметом исследования является применение методики «Совокупная стоимость владения» для оценки эффективности ИТ-проекта на внедрение АИС.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов: Брейли Р., Майерс С., Артамонов В.А., Родина О.В., Рванцов Ю.А.; а также статистические данные.

Структура работы определена поставленным целям и задачам исследования и включает 3 параграфа, заключение, список литературы, приложения.

В первом параграфе изложены характеристика финансовых методов оценки, а также анализ применения методики ТСО в России.

Во втором параграфе рассмотрены теоретические основы модели ТСО и ее составляющие.

В третьем параграфе рассмотрено практическое применение модели ТСО для оценки ИТ-проекта, на примере внедрения системы для проверки текста на заимствование в образовательное учреждение

§ 1. Анализ состояния проблемы применения методасовокупной стоимости владения

На сегодня оценка экономической эффективности ИТ-проекта является важной составляющей технико-экономического обоснования. Конкретный будущий экономический эффект оценить непросто. Но для руководителей принимающих решения, хочется понимать, окупаются ли эти инвестиции и в какие сроки.

Рынок ИТ-продукции предлагает множество решений для автоматизации предприятия. Проекты автоматизации должны рассматриваться с точки зрения потребностей предприятия.

Можно выделить три основные группы методов, позволяющих определить эффект от внедрения:

  • количественные (финансовые);

  • качественные;

  • вероятностные.

Рассмотрим подробнее суть финансовых методов. Использование финансовых показателей будущей эффективности ИТ-проекта является одним ключевым способом выбора приоритетных проектов для формирования ИТ-портфеля. Хорошо сбалансированный портфель ИТ-проектов должен управляться также как и любой инвестиционный портфель: рискованные проекты с высокой потенциальной отдачей, балансируются проектами с более предсказуемой, но меньшей отдачей.

Если по оценке прямых эффектов от ИТ-проекта имеется большой опыт, то с непрямыми эффектами управлять будет сложно. Если в составе расходов проекта нематериальная составляющая демонстрирует малую долю, то положительную часть составляют непрямые эффекты.

Финансовый метод оценки эффективности основывается на анализе двух взаимосвязанных между собой показателях.

К финансовым методам относят:

  • ROI – возврат на инвестиции в проект, относительный показатель, показывающий отношение дохода от и инвестиции к ее размеру;

  • PP – период окупаемости проекта;

  • NPV – чистая приведенная стоимость, учитывающая временную стоимость денег (денежная единица сегодня стоит дороже, чем завтра);

  • IRR – внутренняя ставка окупаемости, величина, показывающая стоимость финансирования проекта, в предположении, что NPV = 0;

  • CapEx – капитальные затраты предприятия, которые создают его будущую выгоду;

  • OpEx – операционные затраты, деньги, которые предприятия тратят на то, чтобы из существующих активов получить какой-либо бизнес-результат;

  • EVA – экономическая добавленная стоимость, позволяющая сравнить отдачу от проекта со стоимостью капитала инвестора;

  • TCO – совокупная стоимость владения.

Рассмотри подробнее достоинства и недостатки в таблице 1 [22].

Таблица 1 – Характеристика методов финансовой оценки

Наименование метода

Достоинства

Недостатки

Возможности

Методы оценки денежного потока (ROI, PP, NPV,IRR)

  • удобный учет прямых эффектов от инвестиций;

  • сравнений любых видов инвестиций;

  • надежность и понятность показателей

  • отсутствует связь со стратегическими целями компании;

  • плохо оцениваются проекты, ориентированные на достижение стратегических целей компании, существенно меняющие бизнес процессы, организационную и финансовую структуру

подходит прежде всего для оценки ИТ-проектов, повышающих операционную эффективность компании

Продолжение таблицы 1

EVA

  • четкий учет стоимости капитала;

  • возможность сравнения инвестиций в ИТ с альтернативными проектами

  • состоит только из финансовых показателей, что ведет к недооценке факторов долгосрочного успеха;

  • может привести к принятию решений, направленных на краткосрочные выгоды

используется для комплексной оценки ИТ

ТСО

позволяет четко выделить прямые затраты на ИТ

  • не позволяет оценить дополнительные эффекты от использования ИТ;

  • не позволяет оценить риски использования или не использования ИТ

может использоваться для оценки проектов, направленных на сокращение оперативных затрат на ИТ

ТСО является основным инструментом в экономическом анализе ИТ. Само понятие совокупной стоимости владения было разработано безотносительно ИТ и применимо к любому активу – зданиям, сооружениям, оборудованию и т.п. Для ИТ понятие определяет соотношение первоначальных и эксплуатационных затрат.

В России применяются отличительные особенности расчета ТСО, это связано:

  • на низком уровне развития техники для управленческого учета и бюджетирования;

  • с отсутствием статистических данных по ТСО российских предприятий.

Объясним данные особенности. На данный момент техника бюджетирования реализует учет расходов на закупки и услуги сторонних организаций. Расходы на персонал учитываются единой строкой – «Фонд заработной платы». В итоге трудозатраты на поддержку пользователей, администрирование сетей, и на управление ИС в бюджете не выделяются. Также не учитываются потери от простоя пользователей. В российских бюджетах часто не выделяются и затраты на поддержку и администрирование, что приводит к экономии затрат на закупке ПО.

Примером может являться применение нелицензионного ПО российскими предприятиями. Для снижения затрат на ПО влияют: увеличения затрат на техническую поддержку со стороны информационного отдела в связи с отсутствием документации и сервиса производителя; повышение затрат на простои; повышенные риски предприятия, связанные с незаконным характером использования нелегального ПО.

Другим примером может являться то, что предприятия, которые разрабатывают собственное ПО, предпочитают продукцию других компаний. В данном случае неполный учет затрат является причиной для принятия ошибочных решений.

Следующая особенность для управления ТСО для российских предприятий – недостаток внешних статистических данных. Не учитывая эти данные, мы теряем смысл расчета факторного анализа ТСО. Руководитель информационного отдела организации может рассчитать абсолютную величину ТСО и количественные оценки факторов. Но основным вопросом учета затрат – достаточно ли мы планируем для решения – определяется сравнением данных с данными конкурента. И при этом отсутствуют статистики организаций [12].

Выделяют следующие отличия структуры ТСО российских и зарубежных предприятий:

  • различия бизнес-процессов российских и западных предприятий, что приводит к повышению затрат на внедрение и эксплуатацию западных ИС;

  • повышение стоимости телекоммуникационных услуг из-за значительных расстояний и низкого уровня телефонизации;

  • обширное использование нелегального ПО, что приводит к снижению затрат на приобретение ПО, но увеличиваются расходы службы поддержки и потери и затраты, связанные с простоем пользователей.

Изучив структуру использования ТСО для российского предприятия, было обнаружено, что имеются не значительные отличия от западной. Но в данной области была обнаружена и положительная динамика. Например, компания Dell еще в 2000 году в рамках «проекта ТСО» адаптировала для российского рынка собственную методику расчета ТСО. Подобные шаги предприняли и другие компании, например Microsoft [12].

§ 2. Методика расчета совокупной стоимости владениядля проекта внедрения ИС

TCO для устройств сегодня является обычным способом расчетов обслуживания технологий. Можно обнаружить идеи, которые находят непосредственного в отношении в вычислительной технике в 1960-х годов. В это время интерес был направлен на сдачу вычислительной техники в аренду или ее покупку. Так же было необходимо отражать какие затраты и что будет включено в расчет стоимости.

Совокупную стоимость владения можно представить как сумму всех затрат, включая покупку, установку и управление компьютерами, программным обеспечением, сетями и приложениями, дальнейшее обслуживание системы и ее модернизация, обучение персонала за определенные временные периоды [10].

Первооткрывателем этого термина стала компания GartnerGroup, а после фирма Interpose, которая стала использовать метод как модель анализа финансовой стороны использования информационных технологий [10].

Модель позволяет уменьшить затраты и повысить эффективность вложений в информационные технологии.

Во время изучения модели ТСО, GartnerGroup определила 4 шага расчета методики:

  1. Определение профиля организации. Необходимо для точного расчета TCO. Согласно Gartner установлено 17 профилей организаций. Каждый профиль делится на три уровня организации – малый, средний и крупный. На основании определенного профиля готовятся определенные документы для анализа, ведется статистика по выручке в расчете за одно рабочее место, бюджет на ИТ и т.д.

  2. Анкетирование и анализ рабочих мест. Собирается фактическая информация по элементам ИТ-инфраструктуру, закупочной стоимости компонентов и пр.

  3. Сбор и анализ остаточной информации. Собирается информация о прямых и косвенных расходах, которая будет использована для подсчета TCO.

  4. Расчет TCO. Все данные суммируются. После этого приводится сравнение полученных результатов со средними показателями и определяются критические элементы в затратах.

Совокупная стоимость владения делится на две группы затрат: прямые и косвенные. Жизненный цикл, на котором оцениваются косвенные и прямые затраты должен включать: время существующей на предприятии системы, время проектирования новой системы, время на закупку и внедрение новой системы или ее элементов, время эксплуатации новой системы.

Рисунок 1 – Круговая Диаграмма затрат TCO

К прямым относят следующие затраты:

  • создание системы;

  • оборудование;

  • программное обеспечение;

  • обновление;

  • приложения, утилиты, управляющее ПО;

  • эксплуатацию и прочие.

К косвенным затратам можно отнести затраты не связанные с рабочими функциями: контроль, отправка и получение почты, телефонные разговоры, ввод информации, переводы, расходы на помещение, потери от плановых и внеплановых простоев, коммунальные услуги и поддержку административного и конторского персонала [10].

Также затраты можно разделить на следующие типы:

  • текущие;

  • начальные.

Рассмотрим эти типы подробно.

Начальные затраты осуществляются на этапе построения ИС. К начальным затратам по методике Gartner Group относят:

  • стоимость разработки и внедрения проекта;

  • привлечение внешних консультантов;

  • первоначальные закупки основного ПО;

  • первоначальные закупки дополнительного ПО;

  • первоначальные закупки аппаратного обеспечения [12].

Текущие затраты осуществляются на этапе функционирования. К текущим относят:

  • стоимость обновления и модернизации системы;

  • затраты на управление системой в целом. Данные затраты связанные с управлением и администрированием компонентов ИС. Выделяют следующие подкатегории: обучение административного персонала и конечных пользователей, заработная плата, привлечение внешних консультантов, аутсорсинг, учебные курсы и сертификация, техническое и организационное администрирование и сервис;

  • затраты, вызванные активностью пользователей ИС [12].

Основная проблема при управлении IT-затратами – определение количественных значений TCO. Из-за повышения сложности ИС происходит рост дополнительных затрат. Что предполагает рост роли человеческих факторов.

Основной целью расчета TCO является возможная оценка возврата вложений в ИТ-проект. Для подсчета TCO показываем только расходную, но не доходную часть. В любом случае затраты будут, даже если на предприятии уже функционирует ИС, которая основывается на современных технологиях. Повлиять можно только на структуру затрат.

По данным одного из журналов по ИТ, планирование TCO предполагает следующие этапы (таблица 2).

Таблица 2 – Этапы планирования TCO

Название этапа

Примечание

  1. Определение «видимых» и «невидимых» затрат

Если комплексно подходить к принятию решения о применении IT в компании, то обязательно должны учитываться все «видимые» и «невидимые» затраты. Прямые затраты на аппаратное и программное обеспечение, как правило, не превышают 30% TCO, но нельзя забывать о расходах на персонал и управление системой

  1. Определение возможных косвенных затрат

К косвенным относятся затраты, вызванные неработоспособностью ИС. Как оценить потери компании от простоя, который произошел вследствие «падения» системы? Если у предприятия большой дневной оборот, то стоимость отказа ИС будет очень высока. При этом важно правильно оценить размер косвенных затрат, а также степень риска возникновения ситуаций, приводящих к расходам данного типа

  1. Распределение затрат

по статьям

Вы можете распределить затраты согласно имеющимся классическим моделям или классифицировать их по собственной методике, разработанной соответственно специфике конкретной информационной системы и ее инфраструктуры

Продолжение таблицы 2

  1. Расчет показателей TCO

Самая сложная задача. Для ее решения существует специальное ПО (TCO Analyst, TCO Manager, TCO Snapshot Tool и др.), но оно довольно дорогостоящее. Поэтому для наших условий, возможно, более приемлемо решение, когда IT-менеджер совместно с финансовым работником самостоятельно подсчитают большинство затрат с помощью электронных таблиц

  1. Выделение наиболее существенных статей расходов и оценка возможности снижения затрат на ИС

Очевидно, что всякая экономия имеет свои пределы, и некоторые даже очень большие затраты могут быть объективными и целесообразными. Но все же действия по снижению ТСО должны быть направлены, в первую очередь, именно на крупные расходы и издержки

  1. Рассмотрение инструментов

по снижению TCO

Инструменты для снижения TCO условно разделяются на технологические и процедурные. Процедурные инструменты – меры, которые можно принять с административной стороны, могут применяться как на этапах построения, так и на этапах функционирования ИС. Технологические же, как правило, применяются уже на этапе эксплуатации системы, но их использование следует прогнозировать заранее

  1. Выбор эффективных инструментов по снижению TCO

При выборе инструментов нужно тщательно проанализировать целесообразность их применения, поскольку расходы компании при этом могут быть выше, чем затраты, которые планируется снизить

  1. Применение инструментов по снижению TCO

Если все предыдущие шаги будут выполнены качественно и полноценно, то само применение станет заключительным этапом на пути оптимизации TCO

Для того чтобы ИС помогали эффективно развиваться предприятию, то TCO нужно управлять. При оценки не стоит забывать про факторы, которые могут послужить на выбор ИТ-проекта.

На увеличение TCO влияют:

  • оценка конечного пользователя;

  • не согласование с требованиями ПО;

  • привязанность к определенным АРМ;

  • риск неверного инвестирования в ИТ;

  • отсутствие защиты ИС и др.

На снижение TCO влияют:

  • наличие автоматического управления рабочими местами и программы инвентаризации системы;

  • защита ИС;

  • наличие цента поддержки, располагающей базой знаний по возможным проблемам;

  • поддержка средств сетевого управления системой;

  • санкционированный доступ;

  • наличие программных и аппаратных компонентов ПО;

  • централизованная закупка идентичных моделей техники одного производителя;

  • регулярное исследование затратных компонентов стоимости владения и определение критических пунктов в инвестиционной программе;

  • регулярное обучение персонала [9].

После того как мы рассчитали TCO, то мы выясняем, стоит ли нам снижать его. По мнению экспертов, если правильно выбрать подход к снижению TCO, то реальная экономия составит до трети общих расходов на ИТ.

Одним из направлений, которое снижает TCO, является аутсорсинг. Аутсорсингом является «передача выполнения части функций по управлению организацией или по поставке решений и услуг (разработка и построение информационных систем, продвижение товара, бухгалтерский учет, хозяйственное обслуживание), а также вообще каких-либо определенных работ внешней организации, сторонним исполнителям-специалистам» [3].

Сторонники данного подхода, считают, что он позволяет сотрудникам сосредоточиться на своих обязанностях. Например, американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космоса приняло решение о передаче техобслуживания ПК специализированным организациям [9].

Эксперты также выделяют для сокращения TCO рекомендации при подборе активного сетевого оборудования:

  • должна быть обеспечена возможность легкой интеграции существующей инфраструктуры сети и новейших сетевых технологий;

  • должна быть обеспечена возможность наращивания производительности ИС в соответствии с конкретными требованиями пользователей;

  • системы, построенные на выбранном сетевом оборудовании, должны обеспечивать наименьшее время отклика и наибольшую производительность;

  • должен быть обеспечен необходимый уровень защиты информации.

Александр Буйдов, руководитель департамента информационных систем компании КРОК, считает, что «совокупная стоимость владения ИС во многом определяется их эксплуатационными характеристиками».

Рассчитывать TCO можно как вручную, так и с помощью программ (приложение А).

Но предложенные программные продукты дорогостоящие. Поэтому применяется упрощенная методика расчета с помощью формул.

, (1)

где С – эксплуатационные затраты на ИС;

K – капитальные затраты на ИС;

n – количество планируемых лет эксплуатации.

Рассмотрим расчет каждого вида затрат более подробно в таблице 3.

Таблица 3 – Расчет затрат

 

Капитальные затраты

Эксплуатационные затраты

Формула

   

Значения

– затраты на проектирование ИС

– затраты на создание линий связи локальных сетей

– затраты на программные средства

– затраты на формирование информационной базы

– затраты на обучение персонала

– затраты на опытную эксплуатацию

– зарплата управленческого персонала

– амортизационные отчисления

– затраты на техническое обслуживание

- затраты, связанные с использованием глобальных вычислительных сетей

– затраты на носители информации

– прочие затраты

Благодаря фирме Interpose, TCO переросла в новую модель анализа финансовой стороны использования информационных технологий. На протяжении многих лет различными компаниями также велись работы по анализу IT-затрат. В итоге появились разные методики и подходы: истинная стоимость владения (Real Cost of Ownership — RCO), совокупная стоимость владения приложениями (Total Cost of Application Ownership — TCA) и др.

Рассмотрим подробнее методику TCA.

На данный момент условия для бизнеса и конкуренции с развитием технологий меняются очень быстро. Успех зависит от скорости, с которой организация может расширить возможности своих сотрудников и привлечь клиентов. И технологии играют стратегическую роль, и все инструменты, приложения наиболее важны. Приложение необходимо пользователю, которому необходимо узнать является ли он сотрудником, поставщиком или клиентом. Приложения позволяют организациям создавать доход, предложить новые и улучшить качество предоставляемых услуг, повышение уровня знаний у пользователей и повышения общей производительности.

У организации должно быть разнообразное оборудование, программное обеспечение и сетевые технологии, которые должны развиваться с условием бизнес-среды. Стоимость предоставления приложений для пользователей продолжает расти быстрыми темпами. Несмотря на то, что цены на оборудования и некоторые вычислительные технологии падают, но в сегодняшних корпоративных средах общую стоимость ИТ-услуг составляет стоимость развертывания приложений, которая может увеличиться.

RCO представляет собой вид модели, которая анализирует, как приложения развертываются, местоположения пользователей, разнообразие вариантов подключения и разнообразные типы клиентских устройств [1].

Согласно Tolly Group, расходы, связанные с предоставлением приложения могут превышать 10 000 долларов на одного пользователя. Клиентского и серверного оборудования расходы составляют менее 15% от этой суммы. В остальные 85% относятся расходы сетевой и коммуникационной инфраструктуры, а также затрат на персонал, необходимый для разработки или приобретения, поддержания и обновления приложений и обеспечить постоянный технической поддержки. Tolly Group определила, что серверный подход для вычислений, предлагает особые прямые и косвенные преимущества в издержках. Преимущества дают возможность организации расширить охват приложений для пользователей во всем мире, увеличивая управляемость и сократить расходы на целых 65 процентов.

Аналитики и ИТ-специалисты разработали целый ряд моделей для оценки общей стоимости ИТ-услуг или «совокупная стоимость владения» (TCO). На сегодняшний момент приложения должны быть доступны в широком разнообразии вариантов подключения. Новые информационные устройства создают усложненную задачу для развертывания.

The Tolly Group разработала модель для сравнения TCA различных вычислительных моделей. Эта модель основана на обширных исследованиях и на месте интервью с клиентами, чтобы создать профили для более чем 60 приложений на нескольких сегментах промышленности и вычислительных средах.

Специалистами были проведены исследования, где были развернуты приложения, и проанализированы расходы связанные с разработкой, приобретением, доставкой и сохранения этих приложений.

В исследовании были опознаны 4 фактора, которые определяли стоимость применения развертывания. Факторы включают в себя место, в котором находится приложение, расположение, в котором приложение выполняется, расположение данных и расположение и средства связи пользователя.

Рассмотрим эти факторы подробнее.

  1. Физическое местоположение приложения. Выбор, где хранится приложение, является определяющим фактором в стоимости и сложности развертывания и управления приложением в течение долгого времени. ИТ­затраты на персонал, время, необходимое для того, чтобы распространять, установить и настроить также должны быть рассмотрены.

  2. Место выполнения приложения. В данном факторе рассматривается выбор, где определяется какое оборудование, сети и подключения требуется для доступа к приложению. Если выполняются локально, устройство должно быть способно запустить приложение. Это часто включает необходимость модернизации оборудования или оптовая замена платформ. Определяется достаточно ли пропускной способности сети для доступности работы приложения. Эти факторы оказывают прямое влияние на производительность конечных пользователей.

  3. Физическое местоположение данных. Расположением хранимых данных можно также определить скорость, а также расходы, связанные с защитой корпоративных данных.

  4. Местонахождение пользователя и средства связи. В данном факторе местоположение пользователя и подключение к сети может иметь сильное влияние на стоимость и сложность развертывания. Рассматриваются также другие стоимостные факторы, которые включают вспомогательный персонал, сетевая инфраструктура и требуемая пропускная способность. При рассмотрении всех этих факторов, стоимость развертывания бизнес-приложений может быть непомерно высокой [1].

В таблице 4 представлено, каким образом приложения могут быть развернуты к соответствующей вычислительной модели.

Таблица 4 – Развертывание приложения подхода и модели вычислений

 

Компьютерная модель

Клиент/сервер

Citrix ICA Model

Приложение местонахождение

Client

Client or Server

Server

Приложение исполнения

Client

Client or Server

Server

Расположение данных

Client

Client or Server

Server

Доступ пользователей

Local

LAN, WAN, Internet

LAN, WAN, Internet

Для целей моделирования и сравнения TCA выделено три модели:

  • компьютерная модель – все приложения хранятся и исполняются на рабочем столе, используя необходимость полнофункциональных ПК и рабочих станций для запуска приложения;

  • клиент/сервер – приложения хранятся на сервере;

  • Citrix ICA модели – все приложения хранятся и выполняются на сервере Citrix, позволяя любому клиентскому устройству доступ к приложению.

В качестве примера в исследовании специалисты выбрали среднее предприятие в 2500 пользователей с 175 пользователями, которые работают дома. Управление работы не автоматизировано и сети используют при 65% мощности. Учитывая эти факты, вычисляют TCA, применяя различные вычислительные модели [1].

  1. Компьютерная модель. TСА составляет около $ 14 000. $ 3000 этой стоимости использовано для приобретения оборудования, программного обеспечения и нужной сети инфраструктуры, а также на обучение конечных пользователей. Ежегодные текущие расходы, в том числе техническая поддержка, обслуживание приложений и производительности – $ 11,000. Ежегодные расходы на одного пользователя могут быть снижены примерно на $ 2000.

Наглядная демонстрация расчета в виде круговой диаграммы представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Расчет компьютерной модели

  1. Клиент/сервер требует предварительных инвестиций для замены существующей клиентской оборудования. Это приводит около $ 16000. Из этой суммы, начальное аппаратное и программное обеспечение приобретение, обучение и сетевой инфраструктуры – $ 6500. Текущие расходы в течение первого года примерно $ 9500.

Наглядная демонстрация расчета в виде круговой диаграммы представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Расчет модели Клиент/Сервер

  1. Citrix ICA. Наиболее благоприятная модель использования ТСА в размере $ 6000. Для ИТ, эта модель обеспечивает развертывание в одной точке, что дает также возможность для достижения максимальной производительности независимо от пропускной способности или формы подключения.

Наглядная демонстрация расчета в виде круговой диаграммы представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Расчет модели Citrix ICA

Итак, ТСО является ключевым количественным показателем расчета затрат информационных технологий и информационных систем в компании, так как позволяет оценивать совокупные затраты на ИТ, анализировать их и соответственно управлять IT-затратами (IT-бюджетом) для достижения наилучшей отдачи от ИТ.

Владея данной методикой оценки приложения, можно делать обоснованный оптимальный выбор ИТ-решения за счет анализа возможных скрытых затрат, которые повлечет за собой внедрение. Грамотный расчет показывает реальную картину расходования средств, что дает возможность находить «узкие места» процессов внедрения и эксплуатации ИТ и сокращать нецелесообразные затраты.

§ 3. Применение методики для оценки ИТ-проекта внедрения АИС для проверки текстов на заимствованияв образовательное учреждение

Заимствование текста в выпускных квалификационных работах в последнее время стало часто появляться у студентов. По определению плагиат это «написанное другим автором произведение или его часть выдается плагиатором за результат собственного творчества». При проверке работ плагиат можно разделить на два типа – глобальный и локальный. Глобальный плагиат бывает, если текст был взят из источника без соответствующей ссылки. Примерами может служить интернет, книги, электронные ресурсы. Локальным плагиатом является текст, который был скопирован внутри учебного класса.

В последнее время бурный рост информационных технологий позволил обеспечить легкий доступ к электронным книгам, публикациям и другим источникам информации. Такой обширный доступ к информации не позволяет выпускнику написать качественно работу.

Объектом для внедрения системы является Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова). В университете обучается около 27 тыс. студентов. В структуру университета входит 7 институтов, 3 факультета.

Существует большое количество систем-серверов, которые проверяют текст на заимствование. Но поиск плагиата ведется глобально.

Для того чтобы поиск был как глобально, так и локально, необходимо приобретать данные программные продукты. На данный момент выделяются следующие системы:

  1. Антиплагиат;

  2. Детектор плагиата.

Характеристика систем представлена в приложение Б.

Для выбранных программных продуктов рассчитаем совокупную стоимость владения. Используемые в дальнейшем цены, полученные из открытых источников, могут быть неточными. В качестве периода владения выбран 1 год. Расчеты и построение диаграмм будут проводиться в Excel.

Говоря про TCO применительно к программным продуктам (ПП), можно выделить следующие составные части:

  • стоимость самого ПП, состоящая из первоначально платежа за приобретение лицензий и ежегодных платежей за поддержку от производителей;

  • стоимость сопровождения ПП, которая определяется заработной платой сотрудников ответственных за обслуживание и администрирование баз данных;

  • стоимость за приобретение оборудования и лицензий на ОС.

Как было сказано, стоимость ПП складывается из стоимости лицензий и услуг поддержки от производителя. В таблице 5 приведены рассчитанные стоимости для выбранных условий.

Таблица 5 – Стоимость ПП

Наименование ПП

Лицензия, р

Поддержка, р

Итого, р

Антиплагиат

2 000 000,00

300 000,00

2 300 000,00

Детектор плагиата

1 350 000,00

202 500,00

1 552 500,00

Графически данные таблицы 5 представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Стоимость ПП (лицензия и поддержка)

Как видно из графика из графика, стоимость ПП «Детектор плагиата» заметно меньше стоимости другого продукта. И это связано с наименьшей стоимостью затрат на лицензию.

Стоимость сопровождения ПП определяется заработной платой сотрудников, ответственных за обслуживание и администрирование баз данных. Для оценки этих затрат предположим, что для обслуживания достаточно двух квалифицированных администраторов баз данных. В таблице 6 представлена оценка годового фонда оплаты труда, исходя из среднемесячной зарплаты сотрудников, взятой из открытых источников.

Таблица 6 – Стоимость сопровождения ПП

 

Средняя заработная плата, р

Фонд оплаты труда, р

Администратор баз данных

16 500,00

327 865,10

Итого

33 000,00

Для оценки стоимости дополнительных технических и программных средств (ПС) для ПП предположим, что кроме ПП «Детектор плагиата» также имеется возможность подключиться к «Университетской библиотеке онлайн», первый год поддержки бесплатная. Другая система не нуждается в дополнительном ПС. Но, возможно, необходимы технические средства для ПП. Исходя из указанных предположений, получим следующие результаты расчета стоимости (таблица 7).

Таблица 7 – Стоимость дополнительных программных,технических средств

Наименование

ПП

Оборудование, р

Поддержка оборудования, р

ПС, р

Поддержка ПС, р

Итого, р

Антиплагиат

70000

40 000

0

0

110000

Детектор плагиата

90000

0

1010000

Графически данные таблицы 7 представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Стоимость дополнительных средств

Основываясь на результатах предыдущих расчетов, можно оценить совокупную стоимость владения рассматриваемыми системами в течение первого года как сумму всех составляющих. Приведем результаты TCO в течение трех лет. результаты представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Совокупная стоимость владения ПП

Наименование

ПП

TCO в течение года, р

TCO в течение трех первых лет, р

Антиплагиат

2 737 865,10

4 213 595,30

Детектор плагиата

2 890 365,10

6 151 095,30

Графически данные таблицы 8 отдельно для TCO в течение 1 и 3 лет представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Совокупная стоимость владения в течение 1 и 3 лет

А теперь проанализируем и сравним совокупную стоимость, если мы для ПП «Детектор плагиата» не приобретаем дополнительное программное средство (таблица 9).

Таблица 9 – Совокупная стоимость владения ППбез дополнительного ПС

Наименование

ПП

TCO в течение года, р

TCO в течение трех первых лет, р

Антиплагиат

2 737 865,10

4 213 595,30

Детектор плагиата

1 990 365,10

3 271 095,30

Рисунок 8 – Совокупная стоимость владения без дополнительного ПС в течение 1 и 3 лет

Выше представлена оценка совокупной стоимости владения для двух систем: «Антиплагиат», «Детектор плагиата». В качестве составляющих TCO выбраны следующие затраты:

  1. Стоимость ПП.

  2. Стоимость сопровождения ПП.

  3. Стоимость технических и программных средств, необходимые для работы системы.

В оценку TCO ПП не вошли затраты, связанные с ее последующим адаптацией (разработка новых и миграция существующих приложений, интеграция базы данных в текущую инфраструктуру и т.д.). Величина этих затрат зачастую бывает довольно большой, но в данном случае оценить ее сложно, поскольку она зависит от многих факторов конкретного проекта – решаемых задач, сложности существующих приложений, объема хранимых и обрабатываемых данных и т.д.

Итоговые графики совокупной стоимости наглядно показывают разницу между системами.

В первом случае, когда мы приобретаем дополнительное программное средство, в течение первого года TCO у ПП «Детектор плагиата» не значительно больше, так как в первый год пользования «Университетской библиотеке онлайн» поддержка ПС не учитывается. А в дальнейшем, в продолжение использования дополнительно ПС совокупная стоимость «Детектор плагиата» значительно выше другой системы, так как учитывается ежегодная поддержка ПС. Следовательно, в данном случае нам выгодно приобрести систему «Антиплагиат».

Так же был рассмотрен другой вариант внедрения системы, без использования дополнительного ПС. Был проведен анализ затрат, где было выяснено, что система «Детектор плагиата» значительно ниже использования в течения года и следующих трех лет.

Для образовательного учреждения предлагается внедрить систему «Детектор плагиата» без дополнительного программного средства «Университетская библиотека онлайн». В случае если учреждение желает так же подключиться к «Университетской библиотеке онлайн», то может быть рассмотрен первый вариант. По усмотрению образовательного учреждения, в целях для того, чтобы предусмотреть риски при внедрении дополнительного программного средства, должны быть проанализированы подобные системы.

Заключение

Рассмотренная в данной курсовой работе тема является актуальной, так как инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой организации.

Организация часто сталкивается с проблемой, когда имеется ряд альтернативных инвестиционных проектов. То возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.

Одним из таких методов, которая позволяет выбрать необходимый проект является модель совокупной стоимости владения (TCO). Она позволяет оценивать затраты на ИТ. Реализация данной модели для анализа ИТ-проекта позволяет принимать решения при:

  • планирование бюджета, выделяются группы затрат. Использование TCOВ позволяет строить прогноз затрат на поддержку ИТ в будущих периодах времени, что позволяет более эффективно планировать бюджет;

  • выбор нужного программного продукта. Данная методика позволяет делать обоснованный выбор ИТ-решения за счет анализа возможных скрытых затрат, которые повлечет за собой внедрение;

  • оптимизация затрат на ИТ. Расчет по методике показывает реальную картину расходования средств.

К сожалению, полностью показать применение методики в курсовой работе не удалось, так как невозможно отразить все затраты, которые в дальнейшем позволяют рассчитать всю стоимость ИТ-проекта. Однако, опираясь на поставленные задачи, удалось раскрыть сущность совокупной стоимости владения как затратной методики.

При написании курсовой работы по теме исследования была изучена специальная литература, включающая научные статьи, рассмотрено применение методики на оценках различных проектах.

Изначально были раскрыты принципы методик финансовой оценки проектов, особенности методики ТСО и её составляющие, где применяется на практике, изучение теоретической основы. Для закрепления изученного материала было продемонстрировано применение методики для индивидуального задания.

Использование этой модели позволяет не упустить связь между расходами на программно-аппаратные средства и другими статьями затрат.

Использование финансовых показателей будущей эффективности ИТ-проекта является одним ключевым способом выбора приоритетных проектов. Одним из инструментов является модель ТСО, которую начали использовать такие компании как GartnerGroup, Interpose. Она позволяет оценить все статьи затрат и напрямую использовать эту оценку для выработки эффективных планов улучшения структуры расходов на ИТ.

ТСО помогает менеджерам анализировать и управлять затратами, связанными с владением и использованием компонента ИТ на протяжении всего срока его службы. Правильно проанализированная модель способствует выявлению текущих проблем, показывает, что и как надо изменить, и обеспечивает постоянную обратную связь в управлении затратами.

Существуют производные данной методики – истинная стоимость владения, совокупная стоимость владения приложениями, которые появились в результате анализа TCO. Истинная стоимость владения – модель, которая анализирует, как приложения развертываются, местоположения пользователей, разнообразие вариантов подключения и разнообразные типы клиентских устройств. TCA позволяет проанализировать, как приложение используется пользователем, какую информацию он получает. Приложения позволяют улучшить предоставляемых услуг, повышение уровня знаний у пользователей.

В третье части показана, как можно применить модель TCO для оценки ИТ-проекта. Был проведен анализ двух систем, выбраны необходимые затраты, необходимые для оценки программного продукта. Для расчета TCO применяли MS Excel, с помощью которого мы смогли построить графики для подробно сравнения. И после оценки системы для учреждения было предложено о внедрении системы с наименьшим TCO.

Изученная мною методика позволит в дальнейшем организации сделать правильный выбор и при внедрении системы минимизировать риски.

Список литературы

  1. TCA [Электронный ресурс]. URL: chrome-extesion:////oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://www.vxl.net/fckeditor/editor/filemanager/connectors/aspx/fckeditor/userfiles/file/TCA_ownership.pdf (дата обращения: 25.03.2014).

  2. TCO, или Как управлять ИТ-затратами? // IT.UA. – 2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://itc.ua/articles/tco_ili_kak_upravlyat_it-zatratami_9718 (дата обращения: 24.02.2014).

  3. Аутсорсинг [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf//politology/ (дата обращения: 25.02.2014).

  4. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. – М.: «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2008. – 1008 с.

  5. В.В. Баронов, Г.Н. Калянов, Ю.Н. Попов, И.Н. Титовский. Информационные технологии и управление предприятием – М.: Компания АйТи. – 328 с.: ил. (Серия «БизнесПРО»), 2009.

  6. ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

  7. Круглов М.Г. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью. – М.: Образовательные инновации, 2009. – 336 с.

  8. Мамаева Г.А. Моделирование оценки экономической эффективности информационных проектов: Автореферат на соискание уч. степени кандидата экономических наук: 08.00.13; [Место защиты: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»]. – СПб., 2010.– 18.

  9. Михаил Румянцев. ТСО: считаем и снижаем. // Журнал «Компьютерра-онлайн»№3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.computerra.ru/cio//old/offline/2002/3/24000/ (дата обращения: 25.02.2014).

  10. Мухин Ю.Ю., Коссова Е.В. Подходы к оценке полной (совокупной) стоимости владения (ТСО) для медицинских информационных систем. Экономические критерии и их влияние на оптимизацию информационной структуры медицинской организации.// Информационно-измерительные и управляющие системы. 2010. Т. 8. No 12.

  11. Ольга Кляшторная. Оценка ИТ-проектов. Что выбрать? // Журнал «Директор информационной службы». – 2003. – №06 [Электронный ресурс]. URL: http://www.osp.ru/cio/2003/06/172722/ (дата обращения: 24.02.2014).

  12. Основы модели совокупной стоимости владения. Особенности расчета совокупной стоимости владения в условиях России [Электронный ресурс]. URL: http://gos-asu.narod.ru/itm/9.html (дата обращения:20.05.2014).

  13. Оценка совокупной стоимости владения ИТ [Электронный ресурс]. URL: http://www.scriru.com/14/27/72419614563.php (дата обращения: 19.03.2014).

  14. Разумников С.В. Анализ существующих методов оценки эффективности информационных технологий для облачных ИТ-сервисов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: www.science-education.ru/109-9548 (дата обращения: 26.05.2014).

  15. Роман Каплин. ЭБС в библиотеках: расширение взаимодействия // Журнал «Университетская книга». – 2013. – 13 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/2222-ebs-v-bibliotekah-rasshirenie-vzaimodeystviya.html (дата обращения: 01.05.2014).

  16. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК). 4-е издание.- Project Management Institute, Inc.©2008.

  17. Рычков А.И. Эффективность от внедрения ИТ на высокотехнологичных предприятиях // Труды МГТА: электронный журнал [электронное научное издание]. – 2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-320803.html (дата обращения: 26.05.2014).

  18. Сервисы издателей и агрегаторов для библиотек: что и почем? // Журнал «Университетская книга». – 2013. – №01 [Электронный ресурс]. http://www.unkniga.ru/component/flippingbook/book/7-unkniga01-022013/1-journals.html (дата обращения: 08.05.2014).

  19. Совокупная стоимость владения [Электронный ресурс]. URL: http://mv-procurement.com/upravlenie-zatratami/sovokupnaya-stoimost-vladeniya (дата обращения: 26.05.2014).

  20. Совокупная стоимость владения [Электронный ресурс]. URL: http://vsst.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=10&Itemid=13 (дата обращения: 24.03.2014).

  21. Сравнение совокупной стоимость владения для СУБД EnterpriseDB, Oracle, IBM DB2 и MSSQL – М.: ООО Национальный центр поддержки и разработки, 2010 г.

  22. Учебник 4CIO [Электронный ресурс]: учебник / Кирюшкин С. - М.: Ланит, 2013.

  23. Филиппова И., Соколова А. ТСО: метод один, а использовать можно по-разному // Журнал «CIO». – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.computerra.ru/cio/old/offline/2006/44/248340/ (дата обращения: 19.03.2014).

  24. Фофанов И.С. Процессный подход к оценке экономической эффективности внедрения информационных технологий // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». – 2013.–№3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/----etn12-03/460-a (дата обращения: 01.05.2014).

  25. Чусавитина Г.Н. Основы финансовой математики (учебное пособие). Москва: Флинта: МПСИ, 2008.

  26. Чусавитина Г.Н., Лапшина В.Б. Практикум по основам финансовой математики (учебное пособие) Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2005. – 181 с.

  27. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Управление проектами по разработке и внедрению информационных систем (учебное пособие). Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 306 c.

  28. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Управление проектами с использованием Microsoft Project. Практическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – 168 c.

  29. Электронно-библиотечные системы [Электронный ресурс]. URL: http://kf.osu.ru/old/bibl/el_bibl_sis.php (дата обращения: 09.05.2014).

  30. Юрий Цыгалов. Экономическая эффективность инвестиций в ИТ: оптимальный метод оценки // PC Week/RE №33 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=68331 (дата обращения: 20.05.2014).

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анализ программных средства для расчета ТСО

Программное средство

Разработчик

Характеристика

Стоимость, $

TCO Manager

Gartner Group,

Interpose

Предоставляет сведения о влиянии расходах по ИТ на основную деятельность компании. Представляет БД корпоративных расходов на ИТ в форме настольного приложения для ОС. Приложения сравнивает затраты, введенные пользователем, с БД

19 000

TCO Analyst

 

Позволяет оценить общую стоимость владения лишь на тех предприятиях, где используется одна технологическая платформа.

Возможности приложения:

расширенный перечень клиентских технологических платформ;

от различных тонких клиентов до конкретных ОС настольных систем, включая Windows 95 и Windows NT;

выбор серверов и сетевых платформ;

большое количество статей расходов;

«весовые коэффициенты», которые определяют количественные характеристики

19 000

TCO Advisor Client&Server Model

Interpose

Инструмент позволяет дать количественную оценку затрат ИТ и связанные с ними преимущества перехода от традиционного физической инфраструктуры настольных до решения по виртуализации настольных. Решение для виртуализации настольных систем моделируется в этом инструменте основан на портфель решений Cisco

12 000

TCO Snapshot Tool

HP

Для оперативной оценки компании на высоком уровне. Для оценки требуется около 30 минут времени и программа демонстрирует результаты того, как TCO соотносится к исходным данным. Приложение позволит оценить на каком уровне находится предприятие: высокий, средний, базовый. Имеется возможность обобщить результаты в виде диаграмм

-

Наименование

Разработчик

Задачи

Функциональность

Стоимость, р

Годовая оплата,% от стоимости

Поиск в Интернете

Поискв базе

Среднее время проверки, сек

Антиплагиат.ВУЗ

ЗАО «Анти-Плагиат»

  • проверка текстовых работ учащихся;

  • осуществлять мониторинг ситуации с наличием плагиата в работах учащихся в целом, по факультетам, кафедрам и другим структурным единицам, выявлять проблемные места, осуществлять контроль как студентов, так и преподавателей [25]

+

+

2-3

200000

15

Детектор плагиата

«Директ-Медиа»

  • сравнивает представленные работы с огромным количеством документов в сети Интернет. Преподаватель может задать проверку любого числа работ;

  • позволяет проводить проверку и сравнение сотен документов за один раз;

  • отчетность проверки

+

+

5

10-50 от студента

-

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Характеристика систем проверки текстов на плагиат

Просмотров работы: 13322