В рыночной экономике финансовые результаты занимают центральное место, выражая разносторонние экономические связи в воспроизводственном процессе. Стремление к улучшению финансовых результатов превращает их в главную движущую силу и основной источник экономического и социального развития не только отдельных предприятий, но и страны в целом. Рыночные отношения ставят показатель «финансовый результат» во главу угла работы субъекта хозяйствования любой организационно-правовой формы.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибыли и рентабельности.
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов:
- себестоимости продукции,
- объема реализации;
- уровня действующих цен на реализуемую продукцию.
На сумму прибыли влияют все показатели. Это влияние описывается факторной моделью аддитивного вида:
Пб = В - С - КР - УР + ВнД - ВнР ,
где, В - выручка от продажи;
С - себестоимость;
КР - коммерческие расходы;
УР - управленческие расходы;
ВнД - внереализационные доходы;
ВнР - внереализационные расходы.
Рассмотрим расчет прибыли и рентабельности на примере организации ООО «Циклон». Полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью «Циклон». Место нахождения: Россия, Омская область, город Омск, ул. Масленникова 15, кв. 172.
Проведем расчет прибыли по вышеприведенной формуле:
Таблица 1 Анализ источников формирования прибыли ООО «Циклон».
Наименование показателя |
Годы |
Отклонение (+,-) |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2011 от 2012 г |
2013 от 2012 г |
|
Выручка от товаров,работ, услуг, млн. руб |
3,9 |
12,6 |
4,9 |
8,7 |
-7,7 |
Себ-ть проданных ТРУ, млн. руб |
3,2 |
10,0 |
3,9 |
5,8 |
-6,1 |
Коммерческие расходы,млн. руб |
0,16 |
1,2 |
0,3 |
1,04 |
-0,9 |
Управленческие расходы,млн. руб |
0,2 |
0,3 |
0,05 |
0,2 |
-0,25 |
Прибыль |
0,34 |
1,1 |
0,65 |
0,76 |
-0,45 |
Пб2011=3,9-3,2-0,16-0,2=0,34 млн.руб или 340 тыс.руб
Пб2012=12,6-10,0-1,2-0,3=1,1 млн.руб.
Пб2013=4,9-3,9-0,3-0,05=0,65 млн.руб или 650 тыс.руб.
Таким образом, наибольшая прибыль была в 2012 году и составляла 1,1 млн рублей.
Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты:
определить влияния изменения выручки от реализации:
DRв= (( В1-С0-КР0-УР0 ) : В1 – ( В0-С0-КР0-УР0 ) : В0 ) * 100 %,
DRв 2011 = (( 12,6-3,2-0,16-0,2)/12,6-(3,9-3,2—0,16-0,2)/3,9)*100% = 63%
DRв 2012 = (( 4,9-10,0-1,2-0,3)/4,9-(12,6-10,0-1,2-0,3)/12,6)*100% = -221,7%
определить влияние изменения себестоимости реализации:
DRс = (( В1-С1-КР0-УР0 ) : В1 – ( В1-С0-КР0-УР0 ) : В1 ) * 100 %,
DRс 2011 = (( 12,6-10,0-0,16-0,2)/12,6-(12,6-3,2-0,16-0,2)/12,6)*100% = -53,9%
DRс 2012 = (( 4,9-3,9-1,2-0,3)/4,9-(4,9-10,0-1,2-0,3)/4,9)*100% = 124,5%
определить влияние изменения коммерческих расходов:
DRкр = (( В1-С1-КР1-УР0 ) : В1 – ( В1-С1-КР0-УР0 ) : В1 ) * 100 %,
DRкр 2011 = (( 12,6-10,0-1,2-0,2)/12,6-(12,6-10,0-0,16-0,2)/12,6)*100% = -8,3%
DRкр 2012 = (( 4,9-3,9-0,3-0,3)/4,9-(4,9-3,9-1,2-0,3)/4,9)*100% = 18,4%
4. определим влияние изменения управленческих расходов:
DRур = (( В1-С1-КР1-УР1 ) : В1 – ( В1-С1-КР1-УР0 ) : В1 ) * 100 %,
DRур 2011 = (( 12,6-10,0-1,2-0,3)/12,6-(12,6-10,0-1,2-0,2)/12,6*100% = -0,8%
DRур 2012 = (( 4,9-3,9-0,3-0,05)/4,9-(4,9-3,9-0,3-0,3)/4,9*100% = 5,1%
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности продаж:
DRп = DRв + DRс + DRкр + DRур,
DRп 2011 = 0,63+(-0,539)+(-0,083)+(-0,008) = 0%
DRп 2012 = (-2,217)+1,245+0,184+0,051 = -73,7%
Таким образом в 2011 году нет изменения рентабельности продаж, а в 2012 году общее изменение рентабельности продаж составило -73,7%, что говорит о низкой рентабельности продаж и о необходимости стремления к ускорению оборота производственных активов.
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции.
Чтобы увеличить прибыль ООО «Циклон» увеличило объем продаж на 5%. Для увеличения объемов продаж были проведены следующие мероприятия:
была проведена специальная реклама с размещением баннеров на городском автотранспорте и маршрутных газелях;
создание собственного сайта;
скидка на кондиционеры;
увеличение гарантийного срока годности;
снижение цен на услуги по монтажу систем кондиционирования;
подарки своим клиентам при покупке товара;
расширение ассортимента реализуемого товара.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле: , где: PV - возможное увеличение объема продаж реализованной продукции, руб.; П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.; V - фактический объем реализованной продукции, руб.
Резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО "Циклон" за 2013 год рассчитывается по формуле: PV =10 059 тыс. руб. * 5% = 502,95 тыс.руб. П = 4 936 тыс.руб. V = 10 059 тыс.руб.
РП (V)= 502,95 * 4 936 / 10 059 = 246,8 тыс.руб.
Таким образом, увеличив объем продаж реализованной продукции на 5% ООО «Циклон» увеличит свою прибыль на 246,8 тыс. руб.