БЕЛГОРОДСКИЙ ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БЕЛГОРОДСКИЙ ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Водолажская Н.А. 1, Селюкова Т.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня возрождение духовных ценностей является приоритетной задачей нашего государства, и приобщение будущего поколения к народной культуре становится актуальной задачей. На сегодняшний день не каждое образовательное учреждение в своей работе опирается на региональный компонент и национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, который изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

В целях формирования духовности и культуры подрастающего поколения в контексте национальных традиций, в исполнении постановления губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года№224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»; постановления администрации г. Белгорода от 18 августа 2005г. №151 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи» управлением образования обращается особое внимание деятельности школьных образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию приобщению детей к основам и ценностям православной культуры [4: 100].

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.

В раннем возрасте ребёнок начинает знакомиться с элементами фольклора. Именно от мамы он слышит свою первую колыбельную песню, музыкальный слух и музыкальная память ребёнка формируется благодаря малым фольклорным формам: частушкам, потешкам, прибауткам, считалкам, приговоркам, скороговоркам, песенкам – небылиц [3:502]. И именно детский музыкальный фольклор несёт в себе формирование представления об окружающем мире, развивает музыкальные способности: слушание, пение, хореографическая пластика, игра на музыкальных инструментах.

В гимназии №22 города Белгорода в аспекте дополнительного образования образован фольклорный кружок «Бирюльки», где ребята третьих и четвёртых классов изучают фольклорные традиции нашего края.

Территориальное расположение и богатое культурное наследие города Белгорода позволяет педагогам организовать работу по данному направлению на основе взаимодействия с различными социальными институтами:

  • областным историко-краеведческим музеем;

  • музеем народной культуры;

  • литературным музеем;

  • образовательно-методическим центром «Преображение»; духовно-просветительским центром Святителя Иосафа, епископа Белгородского Чудотворца.

Белгородский край богат своими традициями, мы не только стараемся их не потерять но и возрождаем давно потерянные. Принимая участия в фольклорно-этнографической экспедиции по Белгородскому району меня как руководителя детского коллектива, больше всего заинтересовал детский игровой фольклор. Ведь для работы с детьми очень мало материала, а записывая и расшифровывая старинные игры, потешки, пистушки, дразнилки можно в первозданной форме продлить существование фольклорных традиций нашего края. Содержание текстов вполне доступно детскому восприятию, напевы их легко исполняемы даже без музыкального образования. При разучивании песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе материалы этот легче воспринимается и запоминается с голоса [1:13].

Например, старинная и забытая всеми игра «Редька» записанная в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области:

Поют:

Редя, редя попяку.

У бабушки успрашу.

Говорком:

Бабушка, бабушка-дай редьки!

-Она ещё зелёная.

Бабка- ушинка

Дедка -поршивка.

(Начинают дёргать редьку)

И музыка, и ритмическая пластика, и игра на музыкальных инструментах и прикладное искусство - всё это фольклор. Хотелось обратить внимание на календарный фольклор детям ему отведена значительная роль. Заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным, прививают детям любовь к природе, традициям своего края.

Например, записанная в селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области колядка.

Перед исполнением спрашивают разрешение:

Дети:

Перед исполнением:

-Хозяин, можно каляду начинать кликать?

-Разрешае хозяин?

-Можно скаже тады начинать.

Вариант №2

Ой калёда, ходили блудили

Семьсот мужиков донских казаков.

Вариант №3

Как будете дарить

Так будем хвалить

Ой, калёда!

А не будете дарить

Ня будем хвалить,

Ой калёда!

Свинку за спинку. козу за бородку.

Говорком:

Козу за бородку,

А хозяина за глотку,

Как не дашь ты пирога!

Потешный фольклор включает в себя прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Именно детям хочется рассмешить, развеселить своих сверстников, небылицы и прибаутки любимые детские ритмизированные сказочки. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора.

В селе Прудки Красногвардейского района Белгородской области была записана прибаутка «Ой, да Титка, Микитку родил»:

Ой, да Титка Микитку родил,

А Потапка за бабкою ходил,

Ой, пойдем же моя бабушка,

Родила моя хозяюшка.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

А на что ж нам город городить,

А на что ж нам капусту садить.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

Ай, батюшка медведюшка,

Ой, не тронь мою коровушку

Не губи мою головушку.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

Я коровушку доить буду,

Малых детушек кормить буду.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

И конечно игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.

Детские игры бывают простые и сложные, они доступны разумению детей с малых лет. В процессе игры у ребёнка возникает интерес к пению, они учатся согласовывать речь и движение. Основываясь на опыте работы можно сказать, что массовые игры учат детей общается, становится богаче и разнообразнее духовный мир, приобщают к народным традициям.

И действительно, земля святого Белогорья, освященная жизнью святых Святителя Иоасафа, Митрополита Макария, старца Серафима Тяпочкина и подвигами героев Курской битвы, Прохоровского танкового сражения, особенная, где невозможно не думать о духовности. Именно поэтому в принятой постановлением Правительства области Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы региональным приоритетом развития образования определена воспитательная работа и как одно из ведущих её направлений – духовно-нравственное воспитание обучающихся: формирование базовых основ православной культуры, национальных ценностей, нравственности и регионального патриотизма.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности [4].

Литература

  1. Веретенников, И.И. Русская народная песня в школе. - Издательство Шаповалова. -2005.- 120с.

  2. Игнатова И.Б., Сушкова Л.Н. Процесс гуманизации этнокультурного музыкального образования в профессиональных образовательных учреждениях социокультурной сферы / Образование и общество. 2014. Т. 4. № 87. С. 98-101.

  3. Науменко, Г.М. Русские народные детские игры с напевами.- М: ООО «Издательство Либерия» 2003.- 544с.

  4. Шаповалов, В.А. Белгородоведение: учебник для общественно образовательных учреждений / под редакцией В.А. Шаповалова.- Белгород: БелГУ, 2002. - 410с.

Просмотров работы: 1376